АБВГДЕЖЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЭЮЯ
НАВИГАЦИЯ

ОТЛК возвращается к тяжелой модели

23.05.2019
ОТЛК возвращается к тяжелой модели

Компания может приобрести парк платформ. ОТЛК ЕРА, железнодорожный контейнерный оператор России, Белоруссии и Казахстана, едва закончив переформатирование в модель «без активов», может вернуться к прежней модели и купить парк платформ. Для обслуживания растущего контейнерного потока ОТЛК понадобится ещё 1 тыс. платформ в 2019 году и 2-4 тыс.- в 2020-2025 годах. Если эту идею поддержит совет директоров, компания может как купить парк, так и привлечь его с рынка. Но платформы в дефиците, и ставки на их предоставление взлетели. По мнению экспертов, идея логична, однако с учетом высокой конкуренции обзаведение активами может осложнить бизнес ОТЛК. АО «ОТЛК Евразийский железнодорожный альянс» (ОТЛК ЕРА) не исключает в перспективе закупки платформ, сообщил глава компании Алексей Гром. Он пояснил, что, когда в марте 2018 года руководители трех акционеров компании (ОАО РЖД, казахская «Казахстан темир жолы» и «Белорусские железные дороги») подписали базовые принципы функционирования ОТЛК ЕРА, было решено, что на начальном этапе она будет работать в формате asset light (без активов), но в дальнейшем акционеры могут принять решение о целесообразности их приобретения.

ОТЛК ЕРА создано в результате реорганизации ОТЛК, в которой доминировало ОАО РЖД, внесшее в капитал 50% плюс 2 акции «Трансконтейнера» и 100% минус 1 акцию «РЖД-Логистики». В 2018 году было решено перевести ОТЛК на модель «без активов», затем пакеты «Трансконтейнера» и «РЖД-Логистики» вернулись к ОАО РЖД, а доли акционеров были перенесены в паритетное СП ОТЛК ЕРА. Менеджмент уже сформулировал предложения, говорит Алексей Гром: рост перевозок нужно обеспечить подвижным составом. «Есть три варианта - брать в аренду, покупать или организовывать схемы финлизинга,- рассказывает он.- Мы предлагаем все три варианта. Один из вариантов - формирование тем или иным образом части собственного парка». По словам господина Грома, этот вопрос будет вынесен на рассмотрение совета директоров. Как рассказал Алексей Гром, ОТЛК ЕРА - второй оператор по парку платформ в управлении (после «Трансконтейнера») с 4,1 тыс. вагонов, из которых 85% - наиболее эффективные для евразийского транзита 80-футовые платформы. Для выполнения планов по росту транзита в 2019 году компании нужно ещё примерно 1 тыс. платформ, а для обеспечения роста транзита вчетверо, как предписывают майские указы президента, в целом надо 8-10 тыс. платформ, оценивает топ-менеджер. По его словам, покупка парка обсуждалась с российскими и белорусскими производителями, также идут переговоры с операторами. Обзаведение парком через покупку компаний он считает вряд ли возможным: по оценке ОТЛК ЕРА, «хороших компаний по нормальной цене нет».

Глава «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров говорит, что на рынке дефицит парка, ставка аренды 80-футовых фитинговых платформ - 2,1-2,2 тыс. руб. в сутки, и предложение ограниченно. Приобрести новые непросто: заказав сейчас, их можно получить не ранее второго квартала 2019 года, причем заводы в договорах о намерениях обозначают только примерную цену, поскольку непонятна цена комплектующих. При этом, полагает он, главный вопрос - стратегический выбор развития между моделями «с активами» и «без активов». Если ОТЛК ЕРА решит покупать активы, у компании сформируются серьезные лизинговые обязательства: ставка по лизингу - от 1,6 тыс. руб. в сутки, что для 2019-2020 годов комфортно, но в долгосрочной перспективе несет серьезные риски. При этом ОТЛК ЕРА будет конкурировать с операторами, у которых парк приобретен по более низким ценам и частично амортизирован (FESCO, «Евросиб», «Максима Логистик»), а у акционеров СП есть дочерние компании, работающие по модели «с активами», что формирует потенциальный конфликт интересов. «Без активов ОТЛК будет развиваться комфортнее и целесообразнее»,- резюмирует он.

Проект «Виртуальная таможня» создан при участии Корпорации EMCTC.
© 1998-2023 Виртуальная таможня России. Все права сохранены.