АБВГДЕЖЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЭЮЯ | |||
|
Совершенствование таможенного регулирования в ЕАЭС на современном этапе05.08.2022
Татьяна Валерьевна Дубровская, заместитель директора Департамента таможенного законодательства и правоприменительной практики ЕЭК. Стенограмма выступления с заседания круглого стола «ЕАЭС 2021 - работа без границ», проведенного в рамках Международного Конгресса предпринимателей ЕАЭС, июнь 2021 г. «Уважаемые коллеги, от лица Евразийской экономической комиссии мы рады вас приветствовать и поблагодарить организаторов за создание платформы для обмена мнениями по вопросам перспектив совершенствования таможенного регулирования в Союзе. Новые технологии и возможности, которые появились благодаря цифровизации, проведенные на их базе эксперименты, создали дополнительные условия для приближения к решению главной задачи - обеспечения баланса между интересами участников ВЭД без ущерба для проведения эффективного таможенного контроля. И уже к 2020 году стало очевидно, что нужно подходить к следующему этапу совершенствования таможенного регулирования - подготовке поправок в Таможенный кодекс. В Евразийском экономическом союзе осуществляется единое таможенное регулирование, и действует общий для всех документ - Таможенный кодекс Евразийского экономического союза, которым в настоящее время уже определены такие важные принципы, как: электронное таможенное декларирование, автоматическая регистрация таможенных деклараций, автоматический выпуск товаров. Реализована возможность подачи деклараций на товары без предоставления документов, подтверждающих сведения, заявленные в таможенной декларации, и заложен механизм использования принципа «единого окна». То есть, все это на сегодня уже действует. Эти новшества практически реализованы с 2018 года, сформировалась определенная правоприменительная практика и бизнес смог почувствовать, попробовать их в своей работе. Естественно, возникли вопросы, которые требуют уточнений отдельных действующих положений таможенного законодательства, одновременно выявлены новые направления совершенствования таможенного регулирования, поскольку жизнь не стоит на месте, все развивается. Как оказывается, для таможенного регулирования два года - достаточный срок для того, чтобы задумываться над новыми идеями и воплощать новые проекты в жизнь. Хочу вас проинформировать о той работе, которая ведется на площадке Евразийской экономической комиссии, в направлении совершенствования таможенного законодательства. Прежде всего, начата работа по внесению изменений в действующий Таможенный кодекс. Свои предложения дали как государственные органы, так и представители бизнеса, внесено более 300 поправок по тексту Таможенного кодекса, над которыми уже сегодня работает Евразийская экономическая комиссия. Большинство поправок затрагивают вопросы применения таможенных процедур, совершенствование таможенных операций, вопросы перемещения отдельных категорий товаров через таможенную границу. Кроме того, представителями бизнеса предложено совершенствовать такие актуальные темы, как уплата таможенных платежей, контроль таможенных деклараций, вопросы классификации, определения таможенной стоимости и происхождения товаров. Это те вопросы, которые всегда были актуальны в таможенном законодательстве, поскольку все эти вопросы ведут к начислению таможенных платежей и определению размера сумм, которые необходимо будет уплатить в бюджет. Также будет уделено особое внимание вопросам деятельности уполномоченных экономических операторов, с учетом передовой мировой практики. Еще ряд поправок в Таможенный кодекс имеет цель создать правовую основу для дальнейшего развития электронного документооборота. Эта цель является одной из приоритетных задач, поскольку современные реалии требуют от нас ускорения всех процессов, их цифровизации и выхода на другой технологический уровень. Хочу отметить, что совершенствование таможенного законодательства базируются на Стратегических направления развития евразийской экономической интеграции до 2025 года, которые были утверждены главами государств - члeнов Евразийского экономического союза в декабре прошлого года, а также на иных поручениях органов Евразийского экономического союза. Коротко остановлюсь на основных проектах. Как я уже сказала, одна из важнейших задач - расширение применения цифровых технологий в таможенном регулировании, которые бы обеспечивали автоматическое совершение таможенных операций без участия должностных лиц. Таким образом, цель сделать таможенный контроль менее заметным для бизнеса и менее затратным, как со стороны органов госуправления, так и со стороны бизнеса. Учитывая глобальность стоящих задач, их невозможно решать какими-то урывочными методами, необходимо данную работу планировать и систематизировать. С этой целью на площадке Комиссии создана рабочая группа по совершенствованию таможенного регулирования в Союзе. В её состав вошли заместители руководителей министерств и ведомств государств-члeнов Союза, должностные лица Комиссии и представители бизнес-сообщества. Высокий уровень её участников является залогом качественного и оперативного принятия необходимых решений. Участие представителей бизнес-сообщества в данной работе позволяет обеспечивать баланс интересов всех участников таможенных правоотношений. Непосредственной подготовкой изменений в Таможенный кодекс занимается экспертная группа, созданная при Рабочей группе. Еще хочу обратить внимание на одно направление деятельности, помимо уже традиционных вопросов, которые на сегодняшний день отражены в Таможенном кодексе, это вопрос об определении общих принципов и подходов к установлению ответственности за несоблюдение требований права Союза в сфере таможенного регулирования. На сегодняшний день в каждом государстве Евразийского экономического союза действуют свои кодексы об административной, уголовной ответственности. Да, в Союзе функционирует общее таможенное регулирование, но, вместе с тем, каким образом квалифицировать те или иные правонарушения в области таможенного дела, какие применять штрафные санкции, как бороться с правонарушениями, эта отрасль пока не унифицирована. В настоящее время стороны согласились приступить к этой работе и определить общие принципы и подходы к установлению ответственности за таможенные правонарушения. Решение этой задачи потребует разработку отдельного международного договора. Теперь остановлюсь ещё на нескольких проектах, которые в приоритетном порядке сегодня отдельно вырабатываются Евразийской экономической комиссией. Прежде всего, это проект Соглашения о применении в Союзе навигационных пломб для отслеживания перевозок. Это Соглашение разрабатывалось исходя из стремления государств-члeнов обеспечить законный оборот товаров на внутреннем рынке, минимизировать применение мер государственного контроля в отношении товаров, которые перевозятся внутри, по таможенной территории Евразийского экономического союза. При этом стоит задача расширить использование современных технических и технологических решений при организации перевозок по территории государств-члeнов. Проект данного Соглашения является важным элементом в создании единой системы транзита товаров в Союзе, работа над которым позволит создать правовую основу и возможность для присоединения к ней государств, не являющихся члeнами Союза. Предлагаемый в проекте Соглашения механизм организации системы отслеживания товаров, включает в себя субъектов, зарегистрированных в процессе отслеживания этих перевозок, правовые основы их информационного взаимодействия, а также базовые требования к использованию информационных систем и навигационных пломб. По проекту Соглашения в настоящее время проведены процедуры внутригосударственного согласования и ведется работа по подготовке этого проекта для его направления сторонам для проведения внутригосударственных процедур. Еще одним важным документом, над которым сегодня работает Евразийская экономическая комиссия, является проект отдельного Протокола по внесению изменений в Таможенный кодекс по вопросам внешней электронной торговли. Данный проект Протокола предусматривает создание нового правового института и вида деятельности в сфере таможенного дела - оператора электронной торговли. Оператор электронной торговли должен в комплексе обеспечить логистику операций с товарами, которые приобретают физические лица на зарубежных интернет-площадках, а также обеспечить взаимодействие всех участников процесса интернет-торговли, а именно, интернет-площадка, таможенный орган, а также физические лица, которые приобретают эти товары. Эти изменения направлены на то, чтобы, с одной стороны, государству было удобно контролировать этот сегмент торговли и, с другой стороны, сделать такой порядок максимально удобным и цивилизованным для физических лиц, так чтобы таможенное администрирование всех этих процессов в Союзе соответствовало международным практикам. Проект Протокола определяет требования к оператору электронной торговли, особенности временного хранения, таможенного декларирования и выпуска товаров электронной торговли, особенности применения таможенной процедуры таможенного склада, а также особенности уплаты, исчисления, применения таможенных платежей в отношении данной категории товаров. В проекте Протокола по вопросам электронной торговли предусмотрена реализация двух логистических схем ввоза товаров, выделение которых в отдельное регулирование также продиктовано опытом работы и формируемой торговой практикой. Первая логистическая схема («прямая поставка») - это когда товар приобретается физическим лицом непосредственно на зарубежной интернет-площадке и направляется в адрес этого лица традиционными способами из-за рубежа с использованием почтовой связи, либо услуг экспресс-перевозчика. Вторая схема, которая будет описана в проекте Протокола («поставка со склада») - это когда зарубежная интернет-площадка будет заранее отгружать товары на таможенный склад оператора электронной торговли, расположенный на территории Союза (т.е. таможенный склад того лица, которое мы специально создаем, и определяем правовые основы его функционирования), а далее физическое лицо приобретая товары на зарубежной интернет-площадке будут получать эти товары с такого склада, что займет существенно меньше времени на его доставку потребителю. На экспертном уровне также были проработаны вопросы по упрощениям для вывоза товаров интернет-торговли, то есть тех товаров, которые были произведены на территории Союза, чтобы эти товары также могли успешно торговаться на интернет-площадках, и приблизить их к потребителям за рубежом. Однако, стоит констатировать, что проработка этого вопроса на данном этапе показала, что пока ни государственные органы, ни бизнес не готовы предложить реальные упрощения, которые существенно бы повлияли на возможность активизации торговли нашей продукцией на зарубежных интернет-площадках. Поэтому в Проекте были предусмотрены отсылочные нормы с определением соответствующей компетенции Комиссии, для того, чтобы в последующем иметь возможность реализовать данную компетенцию на уровне актов Евразийской экономической комиссии, если возникнет потребность в установлении дополнительных упрощений администрирования при экспорте товаров электронной торговли. Сегодня проект Протокола по внешней электронной торговле находится в высокой стадии готовности, он проходит правовую экспертизу и в скором времени будет направлен государствам-члeнам для проведения внутригосударственного согласования. То есть это первый этап согласования. По итогам этого согласования во втором полугодии 2021 года планируется провести ещё один раунд переговоров для того, чтобы суметь целостно оценить этот проект, возможно поступят замечания и предложения, в том числе, от бизнес-сообщества. К концу года мы планируем направить этот проект на внутригосударственные процедуры для того, чтобы как можно скорее запустить это новое регулирование. Спасибо, уважаемые коллеги за ваше внимание, я закончила свой доклад». В нынешнем Таможенном кодексе очень много отсылочных норм к национальному законодательству, и это приводит к разной практике внутри Союза. В этом направлении какая-то работа ведется? Будет ли какая-либо унификация, чтобы было единообразие? Т. В. Дубровская: Да, действительно, вопрос очень актуальный, и Евразийская экономическая комиссия постоянно ведет учет тех норм, которые отнесены к национальному законодательству и каждый раз пытается при последующей трансформации проекта Договора о Таможенном кодексе по возможности, в максимальной степени сократить количество отсылочных норм на национальное законодательство и определить общее, единое регулирование этих вопросов для всех государств-члeнов. Но как показывает практика, на нынешнем этапе эта работа ведется очень сложно, поскольку те вопросы, по которым государства оставили за собой сегмент национального регулирования, как правило являются наиболее чувствительными, поэтому пока удается по отдельным вопросам очень мелкими шагами двигаться в этом направлении. Также могу проинформировать, что Комиссия осуществляет мониторинг действующих в государствах-члeнах нормативных актов, которые приняты в реализацию единых наднациональных положений. Эта работа постоянно ведется, и мы в динамике наблюдаем эти процессы. Специфика Союза состоит в том, что все вопросы мы можем решить только сообща, получив согласие всех пяти государств. Работа эта очень сложная и скрупулезная. Однако шаги в этом направлении постоянно предпринимаются.
Другие новости:
|
||
Проект «Виртуальная таможня» создан при участии Корпорации EMCTC. © 1998-2023 Виртуальная таможня России. Все права сохранены. |