АБВГДЕЖЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЭЮЯ
НАВИГАЦИЯ

Минск повысил тарифы на транспортировку российской нефти по двум маршрутам

03.07.2022
Минск повысил тарифы на транспортировку российской нефти по двум маршрутам

Несмотря на то, что, согласно межправительственным договоренностям, Белоруссия начинает переориентацию экспорта своих нефтепродуктов на российские порты в Ленинградской области, в первой декаде мая Минском приняты односторонние решения по удорожанию перекачки российской нефти. Тем самым экономически простимулирован проект не только по импорту нефти из других стран, но и по её транзиту в регион Евросоюза. Так что «многовекторность» политико-экономической стратегии Минска вступает в новую фазу. Подчеркнем также, что трубопроводные тарифы Минск повышает - уже не первый год - только на направлениях поставок/транзита именно российской нефти. Поясним: Министерство антимонопольного регулирования и торговли РБ в мае минимум на 10% увеличило расценки на трубопроводную прокачку российской нефти. В том числе той, что поставляется на нефтехимический комплекс (НК) в северобелорусском Новополоцке. Теперь введены такие расценки: Невель (граница Псковской области РФ с Белоруссией) - Полоцк (Белоруссия) - 45,39 руб./т; Унеча (граница Брянской области РФ с Белоруссией) - Полоцк - 175,6 руб./т. В целом с 2010 года расценки на этих маршрутах повышены с учетом нынешнего решения примерно втрое.

Официально Министерство антимонопольного регулирования и торговли РБ объясняет свое решение «необходимостью проведения технических работ на отдельных участках магистральных нефтепроводов «Гомельтранснефть Дружба». Но, похоже, речь идет о дополнительном финансировании строительства трубопроводной артерии на юго-востоке страны: Гомель - Горки (210 км), предназначенной для увеличения объемов импорта/транзита нефти из дальнего и не очень дальнего зарубежья. Уточним: нефтепровод строится с октября прошлого года и должен быть введен в действие к началу 2024 года. Он представляет собой перемычку, которая соединит два магистральных трубопровода: Унеча - Полоцк и Унеча - Мозырь - Адамово и позволит перекачивать сырье между Мозырским и Новополоцким нефтеперерабатывающими заводами, поставлять его на Новополоцкий НПЗ из портов Балтики через Польшу и портов Черного моря через Украину. По данным нефтегазового ИА Neftegaz.RU (5 мая с. г.), ещё в сентябре 2020 г., то есть в преддверии начала строительства артерии Гомель - Горки, «Гомельтранснефть Дружба» согласовала с оператором польского участка магистрального нефтепровода «Дружба PERN» технические регламенты на реверсные поставки нефти из Польши (то есть по транзиту зарубежного сырья через Польшу. - Ред.). В «Гомельтранснефть Дружба» и не скрывают, что это «прямой путь к интеграции нефтепроводной системы (НПС) Белоруссии в НПС Евросоюза». Заметим, что упомянутый оператор «Дружба PERN» имеет выходы на балтийские порты Польши (Гданьск, Гдыня) и в Германию.

Трансбелорусские нефтепроводы и «стимулирующий» проект для нероссийской нефти (обозначен красным цветом). Соответственно - цитируем далее ИА Neftegaz.RU - упомянутая «чехарда с тарифами в Белоруссии (на перекачку нефти из РФ. - Ред.) напрямую связана с реализацией проекта Гомель - Горки». Отмечено, что его главная задача - это расширение географии стран-экспортеров нефти в Белоруссию. Но в этом проекте имеется «только 10% экономики, а 90% - политика», точнее, это «очередная попытка показать некую независимость от РФ». С такими выводами вполне можно согласиться. И потому резонно предположить, что, хотя в Минске заявляют о реализации проекта Гомель - Горки за счет средств «Гомельтранснефть Дружба», этот проект финансируется и структурами Евросоюза. Так или иначе, обструкция в ЕС «лукашенковской» Белоруссии отнюдь не исключает европланов по привязке её нефтяной отрасли и транзитной системы к Евросоюзу. А если точнее - к стратегии ЕС по всемерному усложнению российско-белорусских взаимоотношений.

Подтверждением вышеупомянутых тенденций является и то, что, по данным официальных белорусских источников, с 2019-2020 гг. нефть в Белоруссию поступает и из Азербайджана, и даже из Нигерии, Норвегии, Саудовской Аравии. С использованием трубопроводного, портового, железнодорожного транзита через Грузию, затем Украину (для азербайджанских, саудовских и нигерийских поставок) и через Литву/Латвию (норвежские поставки). А в ближайшие годы, повторим, намечен транзит дальнезарубежного сырья и через Польшу. Фактическая цена этих поставок, с учетом транзитных расходов, минимум на треть выше, чем из РФ, обеспечивающей не менее 90% ежегодного белорусского нефтепотребления. Но Минск, похоже, «нацелен» на дальнейший рост такого импорта. Скажем, по данным посольства Азербайджана в РБ (апрель с. г.), азербайджанские поставки в текущем году составят 1 млн тонн - против 800 тыс. тонн в 2020-м. Что касается импорта саудовского, нигерийского, норвежского сырья, они пока составляют как минимум по 160-170 тыс. тонн в год.

Словом, несмотря на то что данные поставки явно неконкурентоспособны по ценам с российскими, Минск продолжает демонстрировать некую «многовекторность» в сфере нефтяной политики. Даже вопреки тому, что, чем больше будут конечные затраты на ввоз «дальнезарубежного» сырья, тем выше будут конечные цены на белорусские нефтепродукты и нефтехимическую продукцию. А эти товары составляют - пока составляют - не менее трети в стоимости ежегодного белорусского экспорта. По всей видимости, стремление Минска демонстрировать всё ту же свою «многовекторность» важнее экономических реалий. И важнее для него партнерских отношений с Россией.

Проект «Виртуальная таможня» создан при участии Корпорации EMCTC.
© 1998-2023 Виртуальная таможня России. Все права сохранены.