АБВГДЕЖЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЭЮЯ | |||
|
Минск повысил тарифы на транспортировку российской нефти по двум маршрутам03.07.2022
Несмотря на то, что, согласно межправительственным договоренностям, Белоруссия начинает переориентацию экспорта своих нефтепродуктов на российские порты в Ленинградской области, в первой декаде мая Минском приняты односторонние решения по удорожанию перекачки российской нефти. Тем самым экономически простимулирован проект не только по импорту нефти из других стран, но и по её транзиту в регион Евросоюза. Так что «многовекторность» политико-экономической стратегии Минска вступает в новую фазу. Подчеркнем также, что трубопроводные тарифы Минск повышает - уже не первый год - только на направлениях поставок/транзита именно российской нефти. Поясним: Министерство антимонопольного регулирования и торговли РБ в мае минимум на 10% увеличило расценки на трубопроводную прокачку российской нефти. В том числе той, что поставляется на нефтехимический комплекс (НК) в северобелорусском Новополоцке. Теперь введены такие расценки: Невель (граница Псковской области РФ с Белоруссией) - Полоцк (Белоруссия) - 45,39 руб./т; Унеча (граница Брянской области РФ с Белоруссией) - Полоцк - 175,6 руб./т. В целом с 2010 года расценки на этих маршрутах повышены с учетом нынешнего решения примерно втрое. Официально Министерство антимонопольного регулирования и торговли РБ объясняет свое решение «необходимостью проведения технических работ на отдельных участках магистральных нефтепроводов «Гомельтранснефть Дружба». Но, похоже, речь идет о дополнительном финансировании строительства трубопроводной артерии на юго-востоке страны: Гомель - Горки (210 км), предназначенной для увеличения объемов импорта/транзита нефти из дальнего и не очень дальнего зарубежья. Уточним: нефтепровод строится с октября прошлого года и должен быть введен в действие к началу 2024 года. Он представляет собой перемычку, которая соединит два магистральных трубопровода: Унеча - Полоцк и Унеча - Мозырь - Адамово и позволит перекачивать сырье между Мозырским и Новополоцким нефтеперерабатывающими заводами, поставлять его на Новополоцкий НПЗ из портов Балтики через Польшу и портов Черного моря через Украину. По данным нефтегазового ИА Neftegaz.RU (5 мая с. г.), ещё в сентябре 2020 г., то есть в преддверии начала строительства артерии Гомель - Горки, «Гомельтранснефть Дружба» согласовала с оператором польского участка магистрального нефтепровода «Дружба PERN» технические регламенты на реверсные поставки нефти из Польши (то есть по транзиту зарубежного сырья через Польшу. - Ред.). В «Гомельтранснефть Дружба» и не скрывают, что это «прямой путь к интеграции нефтепроводной системы (НПС) Белоруссии в НПС Евросоюза». Заметим, что упомянутый оператор «Дружба PERN» имеет выходы на балтийские порты Польши (Гданьск, Гдыня) и в Германию. Трансбелорусские нефтепроводы и «стимулирующий» проект для нероссийской нефти (обозначен красным цветом). Соответственно - цитируем далее ИА Neftegaz.RU - упомянутая «чехарда с тарифами в Белоруссии (на перекачку нефти из РФ. - Ред.) напрямую связана с реализацией проекта Гомель - Горки». Отмечено, что его главная задача - это расширение географии стран-экспортеров нефти в Белоруссию. Но в этом проекте имеется «только 10% экономики, а 90% - политика», точнее, это «очередная попытка показать некую независимость от РФ». С такими выводами вполне можно согласиться. И потому резонно предположить, что, хотя в Минске заявляют о реализации проекта Гомель - Горки за счет средств «Гомельтранснефть Дружба», этот проект финансируется и структурами Евросоюза. Так или иначе, обструкция в ЕС «лукашенковской» Белоруссии отнюдь не исключает европланов по привязке её нефтяной отрасли и транзитной системы к Евросоюзу. А если точнее - к стратегии ЕС по всемерному усложнению российско-белорусских взаимоотношений. Подтверждением вышеупомянутых тенденций является и то, что, по данным официальных белорусских источников, с 2019-2020 гг. нефть в Белоруссию поступает и из Азербайджана, и даже из Нигерии, Норвегии, Саудовской Аравии. С использованием трубопроводного, портового, железнодорожного транзита через Грузию, затем Украину (для азербайджанских, саудовских и нигерийских поставок) и через Литву/Латвию (норвежские поставки). А в ближайшие годы, повторим, намечен транзит дальнезарубежного сырья и через Польшу. Фактическая цена этих поставок, с учетом транзитных расходов, минимум на треть выше, чем из РФ, обеспечивающей не менее 90% ежегодного белорусского нефтепотребления. Но Минск, похоже, «нацелен» на дальнейший рост такого импорта. Скажем, по данным посольства Азербайджана в РБ (апрель с. г.), азербайджанские поставки в текущем году составят 1 млн тонн - против 800 тыс. тонн в 2020-м. Что касается импорта саудовского, нигерийского, норвежского сырья, они пока составляют как минимум по 160-170 тыс. тонн в год. Словом, несмотря на то что данные поставки явно неконкурентоспособны по ценам с российскими, Минск продолжает демонстрировать некую «многовекторность» в сфере нефтяной политики. Даже вопреки тому, что, чем больше будут конечные затраты на ввоз «дальнезарубежного» сырья, тем выше будут конечные цены на белорусские нефтепродукты и нефтехимическую продукцию. А эти товары составляют - пока составляют - не менее трети в стоимости ежегодного белорусского экспорта. По всей видимости, стремление Минска демонстрировать всё ту же свою «многовекторность» важнее экономических реалий. И важнее для него партнерских отношений с Россией. |
||
Проект «Виртуальная таможня» создан при участии Корпорации EMCTC. © 1998-2023 Виртуальная таможня России. Все права сохранены. |