АБВГДЕЖЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЭЮЯ
НАВИГАЦИЯ

Карт нарисовано много: что получит Петербург от роста транзитных грузов

20.12.2020
Карт нарисовано много: что получит Петербург от роста транзитных грузов

Российские власти хотят увеличить транзит контейнеров через территорию страны. Петербургу это выгодно: его терминалы недозагружены. Обещанное правительством России субсидирование транзита контейнерных грузов позволит увеличить объём перевозок через страну в 200-300 тыс. TEUs. Как следует из документа с подписью премьер-министра России Михаила Мишустина, льготный тариф действует в отношении международного транспортного коридора «Восток - Запад». Размер компенсации составит от 25 тыс. до 77 тыс. рублей за грузовой контейнер в зависимости от его типа и направления транзита. Несмотря на пандемию, объём контейнерных перевозок через сеть РЖД с января по август 2020 года вырос до 488 тыс. TEUs, что на 33,7% больше аналогичного периода прошлого года. Показатель к концу этого года, скорее всего, составит 600 тыс. контейнеров, уверен генеральный секретарь Международного координационного совета по трансъевразийским перевозкам (КСТП) Геннадий Бессонов. Китай в нас верит. «Уже достигнутые цифры - очень хороший показатель. Начиная с 2017 года у нас резко вырос объём перевезённых контейнеров в транзитном направлении. Причина проста: основной формирующей грузовой базой для России остаётся Китай. Их экспедиторские компании, производители поверили в возможность российских экспедиторов в перевозке грузов. В этом году, когда произошла большая турбулентность из-за пандемии, мы увидели повышение грузопотока. Многие товары, которые перевозились в контейнерных объёмах авиационным транспортом, перешли на железнодорожный», - сказал эксперт в рамках форума Transtec-2020.

Как свидетельствуют данные КСТП, 67% всех транзитных грузов проходит по направлению Восток - Запад, 22% - в сообщении между Западом и Казахстаном и странами Центральной Азии, 9% - между Китаем и Белоруссией. Возможно, нарастить объём перевозок через свою территорию России поможет и онлайн-площадка Aliexpress. Китайский игрок планирует увеличить ежедневный объём обрабатываемых отправлений с 250 млн единиц до 1 млрд к 2025 году. «Сейчас стоит задача по перевозке 1 млн TEUs транзитных грузов через Россию ежегодно - это амбициозная цель. Но как её достичь? Ведь основной вход грузопотока происходит через территорию Казахстана, а наши входные точки - Находка, Забайкальск, Гродеково, Владивосток - не увеличивают объёмы, а в отдельных случаях даже снижают. Хотя, конечно, предпринимаются меры по субсидированию перевозок, например практически нулевая ставка при перевозке 40-футовых контейнеров», - говорит Геннадий Бессонов. Карты уже нарисовали. Развитием такого транзита в России занимается АНО «Дирекция международных транспортных коридоров» (ДМТК), созданная в апреле этого года. Структура, которая должна выполнять роль финансового распределителя и аналитического центра, подчиняется Минтрансу, Минэкономразвития и госкорпорации «ВЭБ.рф». Директор департамента международного сотрудничества Минтранспорта Роман Александров рассказал, что сейчас рассматривается 10 путей международных транспортных коридоров, обслуживаемых в том числе автомобильным грузовым транспортом.

«Карт за эти годы нарисовано много. Под маршрутами мы понимаем объединение рынков. Перечень согласовали со всеми министерствами и скоро маршрутную сетку готовы перенести на бумагу. Наша задача - посмотреть корреспонденцию грузов и возможность увеличения грузопотока. Далее в рамках маршрутов будем прописывать логистические цепочки конкретных трассировок, - говорит Роман Александров. - Важно понимать, что международные транспортные коридоры не начинаются в России и не заканчиваются в ней, они по своему принципу межнациональные. Мы не можем фокусироваться только на российской части транспортных коридоров, а должны рассматривать их целиком, от места зарождения до места погашения. Некоторые маршруты нужно упаковывать в международные форматы, а некоторые не нужно. Весь смысл в том, что не будет универсального решения - будем адаптировать конкретный маршрут под конкретные задачи». Всего KPI будут определять по 11 пунктам: регулярность транзита, время в пути, ежегодные объёмы экспорта транспортных услуг и перевезённых грузов, количество оборотных рейсов, количество экспортно-импортных вагонов, установленная сквозная транзитная ставка и прочие показатели. При этом эксперт уверен, что Россия также может зарабатывать на чужом транзите - например, через участие в концессионных соглашениях в транспортных проектах соседних государств.

«Есть несколько коридоров, которые конкурентны по отношению к России. Вообще надо научиться зарабатывать на чужих коридорах - не бороться с ними, а зарабатывать на них, - говорит Роман Александров. - Причём успешное развитие наших коридоров невозможно без участия бизнеса, которому предлагаем софинансировать эти работы. Например, есть интересант в логистической цепочке. Мы готовы отдавать средства на зарплату, помещения, поддерживать в контакте с властью». По словам Романа Александрова, в этом году особое внимание уделяется развитию коридора Север - Юг, маршрут которого строится от Ирана до Финляндии. Большая часть пути груза проходит через территорию России, в том числе грузовой узел Петербурга. Контейнерный недобор. В Петербурге до 2024 года планируется строительство двух крупных транспортно-логистических центров суммарной мощностью не менее 7,2 млн тонн. Один из них будет располагаться в Шушарах, а другой - на территории портового комплекса в Бронке. Объём финансирования и источники пока не определены.

«Подписать соответствующие соглашения планируется до конца 2020 года», - сообщили в пресс-службе Минтранса. Большая часть контейнерных грузов в Петербурге переваливается через портовую инфраструктуру. За 8 месяцев работы в этом году контейнерный оборот порта Санкт-Петербург составил 1,4 млн TEUs (как транзитные, так и экспортно-импортные грузы). Это на 6% меньше объёма аналогичного периода 2019 года. В этом году изменяются рыночные позиции стивидоров, говорит директор по направлению аналитика и логистика «Морстройтехнологии» Александр Головизнин. К примеру, лидер по объёму и темпам роста ЗАО «Контейнерный терминал Санкт-Петербурга» снизил грузооборот за 7 месяцев 2020 года на 3% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Такие же результаты у компании «Феникс». «Мы видим, что ЗАО «КТСП» и «Феникс» вдруг просели. А вот АО «ПКТ» и АО «ПЛП», входящие в группу Global Ports, в которой группа «Дело» владеет 30,75% акций, показали существенный прирост. По всей видимости, это эффект от синергии «Трансконтейнера» (был куплен ГК «Дело» в 2019 году. - Ред.) и терминалов под управлением группы «Дело», - заключает специалист.

СВЕТЛАНА ВОРОНЦОВА первый вице-президент ГК «Транспортная Интеграция». Экспорт транспортных услуг составляет $22 млрд, это половина экспортных доходов от продажи российского газа. Динамика ежегодного роста в этой сфере - 10%. И у России колоссальные возможности. Объём торговли между Евросоюзом и Китаем превысил в 2019 году $1 трлн. Поэтому для России потенциал можно было бы измерить в сумму от $50 млрд до $100 млрд. Самый большой потенциал у морских портов. АЛЕВТИНА КИРИЛЛОВА руководитель проекта по развитию экспортной логистики АО «Российский Экспортный Центр». Китай наращивает обороты, и, понятно, он будет искать альтернативные пути доставки. Они могут пойти в обход России. Например, они запустили коридор Ланьчжоу - Ташкент, несмотря на то что от границы Китая до железнодорожной станции в Киргизии более 200 км, но Китай планирует уже построить эту ветку.

Проект «Виртуальная таможня» создан при участии Корпорации EMCTC.
© 1998-2023 Виртуальная таможня России. Все права сохранены.