АБВГДЕЖЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЭЮЯ | |||
|
Основные направления совершенствования таможенного администрирования в части обеспечения соблюдения запретов и ограничений13.03.2020
Зоя Николаевна Терешина, Члeн консультационного Совета, Центральная акцизная таможня. Стенограмма выступления З. Н. Терешиной на ежегодной конференции «Логистика химической промышленности», организованной эвент-агентством Logistic-community, 27 февраля 2020 г. «Добрый день, уважаемые коллеги. Моя тема на сегодня - это основные направления совершения таможенного администрирования в части обеспечения соблюдения запретов и ограничений. Немного расскажу о работе, которая была проведена ФТС России в создании максимально благоприятных условий для предпринимательской деятельности. Расскажу об устранении избыточных административных барьеров, а также о повышении скорости совершения таможенных операций без потерь эффективности таможенного контроля. На сегодня это является одним из ключевых факторов повышения конкурентоспособности национальной экономики. ФТС России сосредоточена на совершении таможенного администрирования, автоматизации процессов, связанных с совершением таможенных операций, на расширении возможности участников ВЭД в получении информации, имеющейся в распоряжении таможенных органов в электронном виде. Как вы знаете, эта давняя работа проводилась не просто по инициативе таможенных органов, но и по инициативе стратегии развития таможенных органов до 2020 года по поручению Правительства России. На сегодня эта работа продолжается. Я думаю, что она ещё долго будет продолжаться. ФТС сделала все возможное для того, чтобы все документы предоставлялись в электронном виде. Федеральной таможенной службой были заключены соглашения с федеральными органами исполнительной власти, которые выдают разрешения. На сегодня это благополучно работает. Также все сведения, указанные в документах, таможенные органы в большинстве случаев получают в электронном виде. К сожалению, на данный момент мы не получаем те документы, которые выдаются в государствах - члeнах ЕАЭС. Если ФТС эту работу стала проводить очень давно, то Белоруссия и Казахстан проводят у себя эту работу, но не проводят на базе ЕЭК. Эта работа стала проводиться намного позже для того, чтобы получать информацию. Вы знаете, что на сегодня у нас принимаются технические регламенты, изменилось законодательство по лицензированию, а также по всем направлениям по запретам и ограничениям, где есть единые документы и единые разрешения. Мы должны иметь информацию об этих документах со всех стран, где они получены. К сожалению, на данный момент мы можем получить только документы в электронном виде от федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации. Вы скажете, что есть реестры, которые можно получить на сайте ЕЭК. Это проблематично. Если ФТС в автоматическом виде отправляет запрос в органы и в течение минуты получает эту информацию, то для того чтобы запросить и получить информацию из реестра, который есть на сайте ЕЭК, необходимо выполнить ряд действий. Например, надо выйти в другую комнату, подойти к другому компьютеру и через Интернет зайти на этот сайт. Над этими вопросами Комиссия сейчас работает. Как быстро они смогут сделать - покажет время. Однако хочу сказать, что то, что есть у ФТС - это уже большой плюс. Разрешительные документы, которые указываются в графе 44 таможенной декларации есть в электронном виде у таможенных органов. Они их получают от всех федеральных органов исполнительной власти. В соответствии со всеми соглашениями с ФОИВ мы получаем эту информацию. Данной информацией мы также обмениваемся с федеральными органами исполнительной власти в рамках системы управления рисками. Позже я расскажу, какой информацией мы обмениваемся. Для того, чтобы устранить все ошибки, которые бывают при декларировании и указать номер в графу 44 правильно, была проведена работа о согласовании номеров документов. Номера документов формализованы и согласованы со всеми ФОИВ. Маски этих документов есть на сайте ФТС. В том случае, если будет допущена ошибка и неправильно записан номер в гр. 44, ни о каком запросе в электронном виде не может быть и речи. В этом случае декларация может быть не принята (если неправильно указан номер разрешительного документа), либо может быть отправлен дополнительный запрос. Для того, чтобы устранить эти ошибки, были разработаны маски документов, которые согласованы и указаны. В том случае, если неправильно указан код документов, то это тоже является большой ошибкой. Были разработаны алгоритмы сверки сведений, заявленных в декларации на товары, со сведениями, содержащимися в информационных ресурсах таможенных органов. Сегодня работы также проводятся по Единому окну. Работа проводится ЕЭК для получения всей информации о выданных документах в Белоруссии, Казахстане и т.д. Это необходимая информация для того, чтобы не задерживать все таможенное декларирование. Более подробно я бы хотела остановиться на технических регламентах. Я бы хотела остановиться на законодательстве о техническом регулировании. Все товары, которые ввозятся на таможенную территорию Евразийского экономического союза и непосредственно в Россию, должны соответствовать требованиям безопасности, в том числе мерам технического регулирования, установленными правилами Евразийского экономического союза и законодательством РФ в целях недопущения возникновения рисков, связанных с причинением вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному и муниципальному имуществу и окружающей среде. Вместе с тем, анализ правоприменительной практики таможенных органов свидетельствует о значительном ввозе товаров в РФ с документами о соответствии обязательным требованиям, содержащих недостоверные сведения. Наиболее распространенным примером нарушения является недостоверное указание сведений в сертификатах соответствия и декларациях о соответствии. Это связано с тем, что участниками ВЭД не соблюдается порядок ввоза проб и образцов товаров, ввозимых в РФ для проведения исследований и испытаний в целях получения документов о соответствии, либо их ввоз не осуществляется в принципе. В соответствии с правом Евразийского экономического союза все товары, перемещаемые через таможенную границу ЕАЭС, подлежат таможенному декларированию. При помещении продукции под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, ввозимые в качестве проб и образцов для проведения исследований и испытаний, представление таможенным органам документов, удостоверяющих их соответствие обязательным требованиям (сертификаты или декларации соответствия) не требуется. Вместе с тем, в таможенные органы должны быть представлены копии договора или письма с аккредитованным органом по сертификации, испытательной лабораторией, в которых указано количество товара, необходимого для проведения испытаний и исследований. Это указано в положении о порядке ввоза пунктом 4, который утвержден Решением ЕЭК №294. Таким образом, декларант при ввозе проб и образцов продукции должен представить таможенному органу декларацию на товары с одновременным предоставлением вышеуказанных документов, а также указать в графе 37 в декларации на товары код особенностей перемещения таких товаров, в соответствии с классификатором особенностей перемещения товаров, который утвержден Решением КТС №378. В настоящее время ФТС России и Росаккредитация ведут работу по автоматизации процесса сверки информации в части, касающейся установления факта ввоза участниками ВЭД образцов продукции для цели сертификации и декларирования соответствия. Результаты такой сверки информации будут использоваться для проведения следующих мероприятий. Со стороны ФТС России - для пресечения попыток совершения нарушений при ввозе товаров в РФ недобросовестными участниками ВЭД. Со стороны Росаккредитации - для проведения проверочных мероприятий в отношении аккредитованных органов по сертификации и испытательных лабораторий и центров. Со стороны уполномоченных органов по обеспечению государственного контроля за соблюдением требований технических регламентов ЕАЭС - Роспотребнадзор, Россельхознадзор, Росстандарт и др - для проведения проверочных мероприятий в отношении продукции, находящейся в обращении на территории РФ. Данные ведомства в основном являются уполномоченными органами, которые осуществляют как контрольные, так и надзорные функции на территории РФ. В заключение своего доклада хотела бы отметить, что работы, проводимые ФТС России, направлены на то, чтобы сделать контроль более предсказуемым и менее обременительным для всех участников ВЭД». Вопрос: «После очередного разъяснения Минпромторга о том, что так называемые отказные письма не имеют действия. Каким образом участник ВЭД, ввозящий товары из изовских позиций, может убедить таможенный орган, тем более при удаленной подаче сведений, в том, что его товар не требует документов об оценке соответствия». Терешина Зоя Николаевна: «Действительно, это наболевший вопрос, который уже неоднократно разъяснялся таможенным органом. Были даны поручения ФТС о том, чтобы исключить двоякое толкование в списках. Наверное, все сталкивались с тем, когда стоит изовская позиция из данной группы. В таких случаях очень сложно сказать, подлежит или нет данный вид товара контролю. Для того, чтобы как-то выйти из этого положения ФТС самостоятельно перерабатывала эти списки и разместила у себя на сайте, стараясь без изовских позиций на 10 знаках. Где-то это получается, а где-то - нет. Для того, чтобы таможенные органы необоснованно не запрашивали документы, у таможенных органов есть отчетная форма (так называемая, 35 форма). Это все идет в электронном виде. Когда инспектор делает запрос участнику ВЭД о предоставлении этого документа, нажимая кнопку на запрос, он должен это делать обоснованно, так как в электронном виде тут же формируется данный запрос и идет с поста в таможенные органы, а далее в ФТС. Обоснованность запроса документа инспектором всегда проверяется. Если инспектор твердо убежден, что данный товар подлежит обязательному подтверждению о соответствии, он должен обосновать это, ссылаясь на тот же стандарт. Все стандарты указаны, и если нет тех требований, которые указаны в техническом регламенте, то товар не подлежит подтверждению о соответствии. Пока я была на рабочем месте, то от инспекторов требовали, чтобы они сами твердо проверяли подлежит/не подлежит, прежде чем сделать запрос». Бобровский Петр Игоревич: «Тема отказных писем достаточно острая. Члeны наших ассоциаций часто сталкиваются с требованием предоставить отказные письма не только при таможенном оформлении, но и при работе с торговыми сетями. Мы получили официальные позиции Роспотребнадзора, Евразийской экономической комиссии о том, что таких документов не существует. Я в краткой форме излагаю вам позицию регуляторов. Нет такого документа, как отказное письмо». Терешина Зоя Николаевна: «Также и таможенный орган не имеет права требовать и принимать этот документ, так как его нет в перечне. В свое время, если вы сталкивались с порядком ввоза, п. 5 данного порядка предусматривал принятие таких писем и разъяснений. Однако данный пункт был исключен на коллегии по поручению Шувалова. Все разрешительные документы, которые предусмотрены Решением №378, должны предоставляться. Те документы, которые запрашивает инспектор, должны быть запрашиваемы обоснованно». Вопрос: «Если все-таки вопрос остается, то кто может решить подлежит ли тот или иной товар требованию предоставления разрешительного документа. Надо обращаться в Минпромторг, в Комиссию Евразийского союза или куда-то еще? Кто уполномочен решать вопросы в спорных случаях?». Терешина Зоя Николаевна: «Если это технический регламент Таможенного союза, то только Комиссия может ответить на этот вопрос. По национальному законодательству уполномоченным органом в рамках технического регулирования является Минпромторг. Как таковых, отказных писем не существует, их не должны давать. Однако если посмотреть функции Минпромторга, то можно увидеть, что они обязаны отдавать такие письма. Если вы сомневаетесь, подлежит ли товар, и вы готовите заранее логистику, чтобы нигде не остановиться и заранее получить разрешительный документ, то можно обратиться, и вам должны разъяснить, относится или нет данный товар к данному виду технического регламента. Не более. Однако бывают запросы, когда запрашивают Минпромторг о предоставлении данных писем для целей таможенного декларирования. Такое письмо, конечно, никогда вам не дадут». Бобровский Петр Игоревич: «На мой взгляд, отказные письма - это архаичная практика, которая по неясным причинам самовоспроизводится. На мой взгляд, от нее нужно уйти. Пробелы действительно есть. Целая группа продукции периодически выпадает из регулирования в процессе изменений в результате тех или иных изменений. Я бы рекомендовал обращать внимание на процесс регуляторной гильотины. Несмотря на то, что она предназначена для правильных и хороших изменений, а именно для отмены массы устаревших документов, сдерживающих технологическое развитие и развитие бизнес-процессов, нередко в перечень документов под отмену попадают достаточно свежие документы и те документы, которые были приняты усилиями бизнес-сообщества в диалоге с регуляторами. Эти документы направлены на решение каких-то проблем, и иногда они попадают в эти списки по формальному критерию. Поэтому я бы рекомендовал обращать внимание. Сейчас действует 41 группа по регуляторной гильотине. Несмотря на смену Правительства, работа продолжается. Если там есть нормативные акты, которые по вашему мнению являются правильными, то необходимо вносить предложение. Действительно, бывают ситуации, когда неясно, кто должен принимать решения. Приходит запрос в Минпромторг, далее Минпромторг или, предположим, ЕЭК изучают нормативно-правовую базу, но когда разбираются с конкретным товаром, идя вглубь, то выясняется, что какого-то исходного документа нет, или есть противоречия, которые не позволяют дать толкование. Все мы знаем, что государственные органы не очень любят брать на себя функцию разъяснителя. Поэтому всем участникам рынка приходится быть экспертами высокого уровня, чтобы разбираться в этой проблеме». Терешина Зоя Николаевна: «Прозвучал комментарий о том, что технический регламент на химическую продукцию ещё не вступил в силу. Хочу обратить ваше внимание на то, что когда технический регламент вступает в силу (если вы обратили внимание, то есть несколько переходных периодов), то некоторые документы отменяются, не действуют. Документы о соответствии. Здесь надо смотреть на эти переходные периоды. Обратите внимание на документы, которые были выданы до вступления данного документа, на то, когда они были опубликованы. Старые документы затем не будут действовать. Очень внимательно надо смотреть на это. Очень часто бывает, что при таможенном декларировании подают сертификат или декларацию, а документ недействующий. Это уже Административный кодекс. На это тоже обращайте внимание».
Другие новости:
|
||
Проект «Виртуальная таможня» создан при участии Корпорации EMCTC. © 1998-2023 Виртуальная таможня России. Все права сохранены. |