АБВГДЕЖЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЭЮЯ | |||
|
Россия и Китай поставили торговый рекорд29.05.2019
Представитель Министерства коммерции КНР Лю Сюесун 15 мая заявил, что объем торговли между Россией и Китаем в этом году может превысить 100 млрд. долл., а к 2020 г. достичь 200 млрд. Внимательный анализ торгово-экономических связей двух стран свидетельствует, что все основания для такого прогноза есть. «Китай восемь лет подряд является крупнейшим торговым партнером РФ, - сообщил Лю Сюесун, занимающий в торговом ведомстве КНР пост заместителя директора департамента Центральной Азии и Восточной Европы. - За первый квартал объем торговли увеличился на 30% по сравнению с предыдущим годом. Ожидается, что [в этом году] эта цифра превысит $100 млрд.». По его словам, Министерство коммерции КНР планирует поддерживать взаимодействие с профильными российскими ведомствами, оптимизировать структуру торговли и помогать строительству новой индустрии, включая развитие электронного бизнеса. Российско-китайская торговля в последнее время действительно растет весьма значительно. По данным китайской таможни, товарооборот между двумя странами за январь-апрель нынешнего года увеличился на 27,3%, достигнув 31,1 млрд. долл. Для сравнения: товарооборот России с её крупнейшим торговым партнером в Европе - Германией за первый квартал этого года составил 14,2 млрд. долл., продемонстрировав чуть меньший рост. При этом экспорт России в КНР рос быстрее, чем импорт китайских товаров в РФ. За четыре месяца поставки из России увеличились на 32,8% (до 17,3 млрд.), тогда как рост поставок из КНР в РФ составил 21,1% (до 13,9 млрд. долл.). Рост российско-китайской торговли наблюдался и в прошлом году, когда её объем по сравнению с предыдущим 2018 г. увеличился на 20,8% и достиг 84 млрд. долл. Причем российский экспорт в КНР также рос быстрее, чем китайский импорт в РФ. Особенно позитивными эти цифры выглядят на фоне 2018 г., в течение которого торговля между двумя странами увеличилась всего на 2,2%, а её объем составлял 69,5 млрд. долл. Строго говоря, предсказать превышение двухсторонним товарооборотом 100-миллиардного рубежа было не так уж и трудно. Фактически объем торговли приблизился к этой отметке ещё в прошлом году, а темпы роста, наметившиеся в начале 2018 г., показывают, что она наверняка будет преодолена. Гораздо любопытнее вопрос о том, чем же торгуют Россия и Китай и за счет каких товаров их взаимная торговля столь быстро растет. В плане экспорта промышленной продукции, обладающей более высокой добавленной стоимостью, структура торговли с КНР выглядит для РФ не слишком благоприятно, поскольку с российской стороны в ней преобладают сырьевые товары. И главным из них является сырая нефть. По данным Федеральной таможенной службы, за первый квартал нынешнего года 77,1% всей российско-китайской торговли в денежном выражении приходилось на долю минеральных продуктов, основным из которых и является нефть, 9,5% - древесины и целлюлозно-бумажных изделий, 4,8% - продовольствия и сельхозсырья, 2,8% - продукции химической промышленности и всего 1,7% - машин и оборудования. Структура китайского импорта в РФ выглядит «обратно пропорциональной» российскому экспорту и является для КНР гораздо более благоприятной. Главное место в нем занимают машины и оборудование (56,1%), за которыми следуют обувь и текстиль (12,1%), химическая продукция (10,5%), металлы и металлоизделия (7,1%), а также продовольствие и сельскохозяйственное сырье (4%). Если Россия поставляет в Китай главным образом сырьевые товары, то Китай в Россию - промышленные. Наиболее высокий прирост по итогам первого квартала показали такие статьи российского экспорта в КНР, как топливо, нефть и нефтепродукты, медь, руды, древесина и изделия из нее. То есть основным фактором увеличения экспорта российских товаров в Китай стали поставки сырья, и прежде всего нефти. Последнее обстоятельство отнюдь не случайно. Дело в том, что с начала 2018 г. пропускная способность трубопроводной системы Восточная Сибирь - Тихий океан (ВСТО) на китайском направлении возросла вдвое - с 15 до 30 млн. кубометров в год, что вызвало соответствующее расширение поставок российской нефти в КНР. А в связи с технологическими особенностями транспортировки нефти её поставки в Китай оказались более выгодными, чем в Европу. В Западной Сибири, как отмечают эксперты, добывается малосернистая нефть марки Siberian Light, которая при транспортировке в Европу через Белоруссию смешивается с высокосернистой нефтью, добываемой в Поволжье. В итоге европейские потребители получают среднесернистую нефть марки Urals. Стоит она дешевле, чем малосернистая Siberian Light. Нефтяные компании, работающие в Западной Сибири, в связи с этим несут убытки, которых они могут избежать, если продавать Siberian Light в Китай. Такая ситуация породила среди российских нефтяников острую конкуренцию за доступ к трубопроводу ВСТО, поставки нефти через который сулят более высокую прибыль. В связи с этим западные аналитики даже заговорили о переориентации российского нефтяного экспорта с Европы на Китай. По подсчетам агентства «Блумберг» за пять месяцев этого года через балтийские и черноморские порты в Европу было поставлено на 19% меньше нефти, чем за тот же период 2018 г. В Китай же объем поставок за первый квартал увеличился на 43% Именно ростом поставок нефти объясняется складывающийся у России в торговле с Китаем профицит. Трубопроводы - самый дешевый и удобный способ доставки наливных грузов, что, учитывая растущий спрос КНР на нефть, позволяет РФ быстро наращивать объемы поставок. Неудивительно, что по итогам прошлого года она стала крупнейшим поставщиком нефти для Китая, потеснив с первого места саудитов. Планы по дальнейшему расширению ВСТО позволяют легко прогнозировать и превышение в недалеком будущем взаимным товарооборотом двух стран отметки в 200 млрд. долл. К 2019 г. пропускная способность трубопровода должна превысить 50 млн. тонн нефти в год, а в 2020 г.- 80 млн. тонн. При таких транспортных возможностях и огромном китайском рынке сбыта отметка в 200 млрд. долл. вовсе не является недостижимой мечтой. Причем Россия с высокой долей вероятности по-прежнему сможет обеспечить себе в торговле с Китаем значительный профицит. Ситуацию омрачает лишь то, что торговля между РФ и КНР в настоящее время весьма напоминает схему «сырье в обмен на машины». Получая из России преимущественно сырьевые товары, Китай взамен поставляет ей машиностроительную продукцию и другие товары высокого уровня передела. Так, по итогам первого квартала 2018 г. наиболее быстрорастущими статьями китайского экспорта в РФ стали электрические машины, теле- и аудиоаппаратура, котлы, оборудование и механические устройства, транспортные средства, а также пластмассовые изделия. Вырос также экспорт металлоизделий, текстильной и химической продукции, некоторых видов продовольствия. Такая структура экспорта позволяет Китаю стимулировать внутреннее производство и обеспечивать население рабочими местами. Впрочем, за последние годы в системе экономических взаимосвязей двух стран наметились существенные перемены. После введения западных санкций и ответных российских антисанкций РФ существенно нарастила производство продовольствия, что позволило начать его поставки в КНР. По итогам прошлого сельскохозяйственного года она, по данным Россельхознадзора, установила абсолютный рекорд, поставив восточному соседу 1 млн. 231 тыс. тонн различного продовольствия и сельхозсырья. Большую часть экспорта составили соевые бобы, семена рапса, пшеница и кукуруза. Кроме того, с осени прошлого года начались поставки семян льна, гречихи, семян подсолнечника и овса. Китай является и крайне перспективным рынком для экспорта мяса птицы и свинины, производство которых Россия активно наращивает. В будущем КНР может стать одним из главных направлений экспорта для российского АПК, крайне заинтересованного в освоении новых зарубежных рынков сбыта. Однако продовольствием будущее торговли между Россией и Китаем отнюдь не ограничивается. В соответствии с принятыми Москвой и Пекином планами важную роль в ней будут играть такие совместные проекты, как разработка и производство широкофюзеляжного пассажирского лайнера, тяжелого вертолета, сотрудничество в области энергетики, транспорта, космоса, электроники и других сферах. Именно они призваны помочь России избавиться от сырьевого характера экспорта в Китай и существенно повысить в нем долю промышленной и высокотехнологичной продукции.
Другие новости:
|
||
Проект «Виртуальная таможня» создан при участии Корпорации EMCTC. © 1998-2023 Виртуальная таможня России. Все права сохранены. |