АБВГДЕЖЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЭЮЯ
НАВИГАЦИЯ

У российской границы появятся швейцарские контролеры

29.05.2019
У российской границы появятся швейцарские контролеры

«Келейные переговоры» Москвы с Тбилиси ущемляют Абхазию и Южную Осетию. Сегодня в Праге состоится очередной раунд российско-грузинских переговоров в формате Карасин-Абашидзе. По словам спецпредставителя премьера Грузии по отношениям с РФ Зураба Абашидзе, им предстоит сформировать рабочую группу по исполнению соглашения «О механизме таможенного администрирования и мониторинга торговли товарами». Речь о мониторинге грузов, поступающих в Абхазию и Южную Осетию из России или следующих через них транзитом. Это стало возможным после того, как российская сторона на днях заключила соглашение со швейцарской компанией SGS, предоставляющей услуги по независимой экспертизе, контролю, сертификации по всему миру. Грузия контракт с SGS заключила в декабре прошлого года. Однако переговоры Зураба Абашидзе и Григория Карасина пройдут на тяжелом фоне: в Страсбургском суде по правам человека в среду завершились слушания по иску Грузии против России в связи с массовыми нарушениями прав человека в ходе войны 2008 года и в последующий период. Прямой связи с пражскими переговорами они не имеют, но фактором, способным добавить позитива сложным отношениям между Москвой и Тбилиси, они тоже не являются.

Соглашения Москвы и Тбилиси со швейцарской компанией SGS предусматривают создание транспортных коридоров из России в Грузию через вышедшие из-под контроля Тбилиси Абхазию и Южную Осетию. История началась в 2011 году, когда рассматривался вопрос вступления России во Всемирную торговую организацию (ВТО). Одним из условий членства в организации является согласие всех без исключения её участников. Грузия, вступившая в ВТО несколькими годами раньше, использовала ситуацию, чтобы продвинуться к своей цели - добиться хоть какого-то контроля за грузами, поступающими в «оккупированные регионы» из России. Единственным возможным на практике вариантом оказалось привлечение к такому мониторингу независимых нейтральных представителей. Поскольку Швейцария уже взяла на себя функции посредника между Россией и Грузией, разорвавшими дипотношения после войны 2008 года, то выбор пал на её компанию SGS. Проект по привлечению SGS к мониторингу обставлен секретностью. Тексты соглашения нигде не обнародованы, и представление о нем можно составить по некоторым его фрагментам, отдельным фразам различных чиновников, предположениям экономистов и по анализу ситуации экспертами. Сегодня, по словам Абашидзе, речь идет о создании трех транзитных коридоров из России через Грузию для перемещения грузов и сборе информации швейцарской компанией об этих грузах, поступающих в Абхазию и Южную Осетию из России, следующих в обратном направлении, а также о возможном транзите грузов по тем же направлениям в третьи страны. При этом компания SGS остается подконтрольной только правительству Швейцарии.

Один из трех транзитных коридоров уже функционирует - автомобильная дорога из Северной Осетии в Грузию через КПП «Верхний Ларс» на грузинско-российской границе. Он заметно перегружен, особенно в туристический сезон. А из-за частых природных катаклизмов дорога в общей сложности несколько месяцев в году бывает закрыта: зимой в районе Верхнего Ларса сильные снегопады, а осень и весна опасны лавинами и селями. Два других коридора - через Абхазию и Южную Осетию - предстоит создать или реанимировать. Суть идеи в том, что в районе городов Адлер (Краснодарский край, РФ) и Зугдиди (Грузия), а также Нарт (Северная Осетия, РФ) и Гори (Грузия) будут созданы пункты досмотра грузов для представителей SGS. Российская и грузинская стороны обязаны загодя предоставлять швейцарцам всю информацию о перевозимых товарах. Оба эти маршрута, проходящие, как известно, через конфликтные зоны, с начала 1990-х годов частично или полностью перекрыты. Согласно нынешнему контракту, они могут быть использованы только как альтернативные дороги в случае чрезвычайных ситуаций. Отношение к проекту, как неоднократно писала «НГ» (см., в частности, номер от 16.11.17), у вовлеченных в него сторон неоднозначное. Россия, похоже, больше довольна им, если основываться на заявлении Карасина о том, что реализация проекта «придаст мощный импульс торговле в регионе».

Абхазия и Южная Осетия, никак не упомянутые в договоре, крайне недовольны, и их позиция может стать препятствием в реализации проекта. Частично признанные республики, судя по публикациям в местной прессе, недовольны «келейными переговорами, которые ведет Россия и которые имеют непосредственное отношение к республикам». В Грузии мнения разошлись. Оппозиция обвиняет власть, затевающую дело при участии отколовшихся автономий, пусть пока и «опосредованном», в предательстве, притом что история с транзитными коридорами началась при Михаиле Саакашвили, а нынешняя власть её лишь наследовала. Другие, наоборот, считают, что проект во что бы то ни стало надо довести до конца: Тбилиси будет хоть в какой-то степени знать, что поступает на «оккупированные» территории и что вывозится оттуда. В открытии новых артерий сообщения заинтересована Армения, связанная через Грузию с союзной Россией только дорогой через Верхний Ларс, которая, как уже говорилось, может закрываться на продолжительные периоды. При выполнении договора о транзитных коридорах Армения получит два более стабильных маршрута связи с Россией.

Проект «Виртуальная таможня» создан при участии Корпорации EMCTC.
© 1998-2023 Виртуальная таможня России. Все права сохранены.