АБВГДЕЖЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЭЮЯ
НАВИГАЦИЯ

Основная задача в работе с tax free - создание конкурентной продукции

29.05.2019
Основная задача в работе с tax free - создание конкурентной продукции

Владимир Иванович, с чем Федеральная таможенная служба приехала на ПМЭФ-2018? Какие вопросы повестки форума были наиболее актуальны для таможни? Мы приехали на Питерский международный экономический форум в первую очередь для того, чтобы пообщаться и послушать мнения участников внешней экономической деятельности, крупных иностранных инвесторов о работе таможни в целом и по отдельным направлениям. Также на форуме мы транслировали бизнесу свое мнение о состоянии дел в таможенной сфере, о перспективах развития нашего с ним диалога. Контракты на форуме мы не заключали, но была проведена контрактная подготовка - мы ознакомились с достижениями отдельных иностранных компаний в области цифровых технологий, создания информационных систем. Мы рассматриваем возможность получить в будущем доступ к этим информационным ресурсам. В частности, очень актуальным вопросом является вопрос определения таможенной стоимости. Мы целенаправленно изучаем наработки по этому вопросу в разных странах мира. В рамках ПМЭФ-2018 мы провели встречу с одним из крупнейших международных агентств финансовой информации «Рейтер». Не исключаю возможности в дальнейшем выйти с ними на контракт, чтобы использовать их информационные возможности в российском таможенном деле.

В каких сессиях форума вы приняли участие? Какие вопросы удалось осветить, узнать мнение участников ВЭД? На одной из площадок форума мы обсудили международную координацию противодействия незаконному обороту промышленной продукции. Вопрос для нашей страны крайне актуален. Мы все в повседневной жизни, к сожалению, ещё наблюдаем на прилавках наших магазинов, торговых сетей достаточно много контрафактных изделий. Естественно, возникает вопрос, как с этим явлением бороться. Мы считаем, что в первую очередь необходимо межведомственное взаимодействие Федеральной таможенной службы со всеми надзирающими контрольными органами, с правоохранительными ведомствами, со спецслужбами. Также важна координация с нашими зарубежными коллегами. Если говорить о внутреннем взаимодействии, то сейчас ФТС России активно взаимодействует со многими федеральными ведомствами с использованием цифровых технологий. Мы имеем доступ к информационным ресурсам 32 ведомств и ежегодно формируем 20 млн запросов к их информационным ресурсам. Это запросы по различным разрешительным документам, сертификатам соответствия, сертификатам качества и так далее.

Нужно отметить, что наши информационные системы достаточно развиты, ежедневно в них формируется несколько десятков миллионов различного рода сообщений. По большому счету, когда говорят о возможности обработки больших данных (big data), нас эта тематика тоже напрямую касается. Какие технологии сегодня использует таможня для работы по выявлению контрафактной продукции? В работе по противодействию контрафактной продукции мы вышли на новый уровень. Создали электронный реестр объектов интеллектуальной собственности, в котором сейчас почти 5000 различных товарных знаков, подлежащих защите. Если срабатывает система рисков, мы устанавливаем контакт с правообладателями прямо из информационной системы - из личного кабинета участника внешней экономической деятельности - и принимаем совместное решение, является ли эта партия контрафактной или нет. Насколько быстро проходит такое взаимодействие - от обращения к правообладателю до принятия решения по конкретной партии? Все зависит от того, как быстро правообладатель откликается на наш запрос. До выяснения всех обстоятельств товар остается на таможне, так как имеются признаки контрафакта. У нас срабатывает соответствующий профиль риска, и таможенник не имеет права выпустить партию до тех пор, пока не внесет ясность - является ли эта партия контрафактной или нет.

В 2018 году мы выявили 10 млн единиц таких товаров с признаками контрафакта. В 2018 году эта цифра уже около 6 млн. Тенденция к увеличению, вероятно, пошла из-за того, что мы стали напрямую работать с правообладателями и подтянули их к этой проблеме. Правда, некоторые из них очень спокойно относятся к возможным фактам контрафакта, не откликаются на наш запрос. Но это единичные случаи. Сколько контрафактных товаров, выпущенных к чемпионату мира по футболу - 2018, удалось обнаружить в прошлом году? Мы выявили 250 тыс. товаров с признаками контрафакта, которые относятся к категории товаров для чемпионата мира по футболу, с товарными знаками FIFA. И эта работа продолжается. В этом году тоже есть подобные выявления на уровне 280 тыс. В большинстве случаев это сувенирная продукция - футболки, бейсболки - с логотипами FIFA, произведенная в Китае. Каким образом, через какие каналы вы доносите свою позицию по вопросам контрафакта до бизнеса? Как взаимодействуете с производителями, с торговыми сетями? Мы поддерживаем и развиваем наш диалог с бизнесом и в рамках Общественного совета, и в рамках Экспертно-консультативного совета при ФТС России. Таким образом мы видим полную картину, которая складывается на нашем рынке. Исходя из этого, таможня выделяет самые актуальные в сфере борьбы с контрафактом направления. Сейчас нас интересуют такие группы товаров, как брендовая одежда, ювелирные изделия и изделия из табака.

По каким каналам поступает основная часть контрафакта в сфере брендовой продукции? Речь идет не только о контрафакте, но и о незаконном обороте товаров. И это понятие более широкое, чем контрафакт. Но для нас единая задача в этой сфере - борьба с недостоверным декларированием. Например, какое-то время назад таможенными и правоохранительными органами были выявлены каналы ввоза текстильной продукции, задекларированной на таможне в качестве ниток для занижения пошлины. Если говорить про географию, то брендовая одежда - это прежде всего европейское направление, ювелирные изделия - Турция, Азербайджан, Испания. Проблемы с табачными изделиями приходят к нам в основном из Белоруссии. Но в целом подчеркну, что вся система таможенных органов выстроена в направлении противодействия незаконному обороту промышленной продукции - таможенное оформление, правоохранительный блок, система управления рисками, система категорирования и т.д. Например, в прошлом году мы в Прибалтике одномоментно выявили партии незадекларированных товаров общим весом 4,5 тыс. тонн, в этом году - 3 тыс. тонн на Дальнем Востоке. В перспективе развитие цифровой среды, в том числе в таможенной сфере, должно привести к тому, что каждое появление в торговых сетях товара, не прошедшего маркировку и выпадающего из системы прослеживания, будет оставлять цифровой след. И им будут заниматься соответствующие контролирующие, надзирающие органы, в том числе и ФТС.

Каким образом выстраивается в вопросах контрафактной продукции взаимодействие с таможенными органами других стран? В настоящее время Федеральная таможенная служба поддерживает контакты различного уровня взаимодействия почти с 70 таможенными администрациями. Это включает и информационный обмен, и проведение различного рода экспериментов. Например, таких, как взаимное признание результатов таможенного контроля, обмен снимками инспекционно-досмотровых комплексов (ИДК). Мы с нашими китайскими коллегами заключили соглашение о взаимной настройке системы управления рисками. В ФТС России достаточно успешно внедрен риск-ориентированный подход. Однако однозначно сказать, что мы существенным образом продвинулись в нашем международном сотрудничестве по направлению противодействия незаконному обороту промышленной продукции, я пока не могу. По вполне понятным причинам у нас возникли сложности в общении с нашими коллегами из стран Евросоюза, как с учетом санкций, введенных против России, так и наших ответных санкций. В частности, в Евросоюзе есть директива, запрещающая передавать государственным органам РФ какую-либо информацию с той стороны. А любое взаимодействие, конечно же, начинается с информационного обмена.

Насколько это затрудняет работу российской таможни по международному направлению? Европейские коллеги охотно предоставляют нам информацию в отношении российских декларантов, физических лиц, но менее охотно - в отношении своих резидентов. Наше взаимодействие с иностранными партнерами отлаживалось на протяжении нескольких лет и сейчас работает достаточно устойчиво. Сохраняет ли сегодня актуальность вопрос с ввозом в Россию подсанкционной продукции, например, из Европы? Проблема заключается в том, что у нас фактически нет границ с Белоруссией и Казахстаном. И когда бизнес использует возможности выпуска товарных партий в Казахстане и Белоруссии, у нас возникают проблемы, как пресечь поступление подсанкционной продукции через эти каналы на рынок РФ. Мы создали таможенные мобильные группы, оснастили и укомплектовали - была проведена большая работа. Группы действуют на российско-белорусском (10 мобильных групп), российско-казахстанском (21 мобильная группа), российско-грузинском (4 мобильные группы) участках границы.

По результатам работы за 2018 год мобильные группы изъяли из оборота по разным основаниям около 41 тыс. тонн продукции

Ситуация на российско-казахстанском направлении осложняется тем, что там действует так называемое товароизъятие. Казахстан присоединялся к ВТО на особых условиях и взял на себя обязательства ввозить отдельные группы товаров (около 3 тыс. наименований) по ставкам ниже, чем в Евразийском экономическом союзе, но с обязательством использовать эти товары только у себя на территории. Понятно, что для бизнеса это большой соблазн, и этот товаропоток идет к нам. Таким образом, мы вынуждены также заниматься проблемой товароизъятия.

По результатам работы за 2018 год мобильные группы изъяли из оборота по разным основаниям около 41 тыс. тонн продукции. Порядка 8 тыс. тонн из общего объема было уничтожено, а около 32 тыс. возвращено на сопредельные территории, остальная часть - задержана. Кроме этого, мы начали работать на крупных торговых площадках и на трассах федерального значения. Изначально предполагали, что удастся сдержать этот поток на границе, но правонарушители перешли практически на партизанские методы работы. Например, прорубают по лесам специальные дороги. ФТС вынуждена использовать возможности беспилотной авиации Росгвардии для того, чтобы отслеживать развитие ситуации с воздуха. Сколько беспилотников Росгвардии сегодня работает с этими целями для ФТС? Они работают не на постоянной основе, но мы проводим отдельные акции. Во время проведения операций, бывает, происходит утечка информации. В результате в Белоруссии выстраиваются очереди из автопоездов по несколько сот штук. Успешно ли прошел запуск в пилотном режиме системы tax free? Пока система запущена в шести городах, к чемпионату мира по футболу это будет уже 11 городов. Первый этап работы tax free проходит в ручном режиме. Должностное лицо таможни ставит оттиск своей номерной печати на специальном чеке tax free, который потом уходит оператору для выдачи и возврата НДС и для того, чтобы налоговая инспекция могла сориентировать с продажей.

В дальнейшем мы планируем наладить электронный информационный обмен между ФТС, уполномоченным оператором tax free и ФНС. Это произойдет к концу 2018 года. Говорить о первых результатах и объемах возмещения пока рано. По нашим оценкам, через систему будет проходить прежде всего сувенирная продукция и продукция наших народных художественных промыслов. Основная задача, как мне видится, не оформить tax free, а создать конкурентоспособную продукцию, которую бы покупали у нас, а не за рубежом. Сейчас активно обсуждается тема расширения товарных групп, подлежащих обязательной цифровой маркировке. На ваш взгляд, какие товары должны войти в этот перечень? Важно разделить систему маркировки и систему прослеживания. Федеральная таможенная служба совместно с ФНС России к концу года планирует завершить работу по созданию системы прослеживаемости товаров - от таможенного выпуска до контрольно-кассовых аппаратов. Это необходимо для того, чтобы проследить всю цепочку и сравнить, что мы выпустили и что было продано и в каком количестве. Эта система в режиме эксперимента будет запущена уже к концу этого года. Действительно, есть порядка десяти товаров, по которым будет проводиться этот пилотный проект. Сейчас номенклатура этих товаров согласовывается, чтобы включить их в эксперимент. Что касается маркировки, то мы успешно провели эксперимент по маркировке изделий из меха и кожи. У нас произошло обеление рынка, увеличение таможенных платежей почти в два раза. Сейчас идет эксперимент по маркировке лекарственных изделий, табачных изделий. И с июня будет запущен эксперимент по маркировке ювелирных изделий. На наш взгляд, основная проблема, которая может возникнуть, - это множество различных систем маркировок. Их должно быть немного, в идеале - одна, для того чтобы потом самим не запутаться.

Проект «Виртуальная таможня» создан при участии Корпорации EMCTC.
© 1998-2023 Виртуальная таможня России. Все права сохранены.