АБВГДЕЖЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЭЮЯ | |||
|
Грузоперевозчики трансформируются в IT-компании27.05.2019
Современные технологии и развитие комплексных услуг стали залогом выживания на транспортно-логистическом рынке. После кризисного падения объема перевозок и многочисленных законодательных изменений многие российские транспортно-логистические компании оказались на грани выживания. С другой стороны, новые запросы от потребителей услуг ТЛК открывают новые возможности для перевозчиков, готовых меняться и сохранивших ресурсы для развития. О том, как изменилась структура транспортно-логистического рынка и какую роль сегодня играют на нем цифровые технологии, рассказал РБК+ генеральный директор ГК «Деловые Линии» Фарид Мадани. Не могли бы вы подвести предварительные итоги 2018 года на российском транспортно-логистическом рынке? Можно ли говорить об устойчивом восстановлении после сложных для отрасли 2018-2018 годов? Про абсолютные цифры вам наверняка более интересно расскажут аналитики. Насколько я помню, по итогам 2018 года официальные данные по приросту грузооборота автотранспортом чуть выше 1%. Но если вы спросите меня как эксперта, то я скажу, что статистика отражает «среднюю температуру по больнице». Наши показатели прироста грузооборота - 5%. Наш результат укладывается в общий тренд консолидации отрасли - крупные игроки наращивают объемы за счет конкурентных преимуществ перед мелкими, средними и теневыми. Это происходит не только за счет более высокого качества услуг - важную роль играют инвестиции в сервис, в том числе, в автоматизацию процессов и перевод услуг в онлайн. Выиграет в конечном итоге тот, кто смотрит на опережение и вкладывается в IT-разработки уже сейчас. Мы однозначно видим оживление экономики как по возросшим потребностям постоянных корпоративных клиентов, что отчасти связано с политикой импортозамещения, так и за счет развития интернет-торговли, которая, к слову, прирастает на 20-30% ежегодно. Сегодня понятие «удаленный регион» теряет актуальность ввиду развития транспортно-логистических услуг.Что касается складской логистики, то я бы поставил акцент не столько на расширении площадей, хотя у нас оно и присутствует, сколько на внедрении автоматизированных систем. Технологии позволяют сократить операционные расходы на 15-25% и, на мой взгляд, это и должно быть точкой приложений усилий. В целом, именно технологии позволяют нам предлагать клиентам такие услуги, которых ещё 5 лет назад сложно было ожидать от транспортной компании. Так, анализ грузопотока клиента в связке с регионами назначения позволяет предложить клиенту варианты «ускорения» его бизнеса, указать на точки роста и на те решения и процессы, которые откровенно тормозят бизнес. Поэтому один из основных трендов в транспортно-логистической отрасли - это все больший выход за рамки непосредственно услуги перевозки, это работа на предвосхищение потребностей клиента. Одно из нововведений последних лет в «Деловых Линиях» - математическое моделирование отношений с клиентами, в том числе потенциальными. Также и отслеживание изменений в рамках бизнеса отдельных отраслей - залог успеха. В современном мире нельзя просто реагировать на изменения после того, как они произошли - надо быть проактивным. У нас целый штат аналитиков работает над этими вопросами. Поэтому, возвращаясь к вопросу о восстановлении и перспективах отрасли, я ещё раз подчеркну, что само по себе оживление экономики - полдела. Вторая половина - те решения, которые даже, допустим, в условиях стагнации приведут к росту бизнеса отдельных игроков транспортно-логистической сферы. Эксперты говорят о том, что в период рецессии усилилась консолидация рынка, замедлилось обновление автопарка... А на ваш взгляд, какие основные изменения претерпел российский ТЛК по сравнению с докризисным? Частично на этот вопрос я ответил выше - разрыв между теми компаниями, кто вкладывается в технологии будущего, и теми, кто не занимается этим в силу нехватки денег или понимания, возрастает. Впрочем, это не связано с понятием «докризисный» или «послекризисный». Рынок в целом очень неоднороден, нельзя говорить сразу за все компании как за нечто единое, в том числе и в привязке к так называемому кризису. Кто-то нарастил бизнес, а кто-то ушел с рынка. Далее, ответ на данный вопрос невозможен в отрыве от законодательных нововведений. Это и система «Платон», и необходимость устанавливать и использовать допоборудование, включая ГЛОНАСС, и возросшие по сравнению с 2018 годом тарифы ОСАГО и КАСКО, и даже изменения в режиме труда и отдыха водителей. Все эти новации увеличили стоимость перевозки примерно на 40%, но вместе с тем и поспособствовали обелению рынка, что является безусловным плюсом. Подчеркну, что крупные операторы рынка могут минимизировать рост цен за счет внедрения автоматизации. У мелких игроков такой возможности просто нет. Контрсанкции 2014 года привели к сокращению перевозок между Россией и странами ЕС. А что с Белоруссией, Казахстаном, Киргизией? Появилось ли преимущество у перевозчиков на этих направлениях? Обращу ваше внимание: даже грузопоток по направлению в Россию, который выполняется силами иностранной компании, далее, по российским сетям, распределяется именно среди российских грузоперевозчиков. Поэтому мы обслуживаем и входящий грузопоток, который в 2018 году показал прирост в пределах 16% из Евросоюза (я говорю только об автотранспорте). То же самое применимо и к любому другому входящему грузопотоку. Для нашей компании, которая осуществляет рейсы в страны Таможенного Союза, грузооборот международного направления - Белоруссия, Казахстан и Киргизия - в среднем увеличился на 15%. И для автотранспорта это хороший показатель. Какие современные услуги сегодня наиболее востребованы на отечественном рынке? У клиентов повышаются требования к скорости ответа на запросы, к точности отслеживания грузов. Поэтому грузоперевозчики все больше напоминают IT-компании - об этом я уже упоминал. Если говорить про востребованные транспортные услуги, то продолжают расти объемы перевозок сборных грузов - LTL. На втором месте по популярности - FTL - предоставление целой машины под одного заказчика. Растет востребованность услуги следующего поколения - комплексные 3PL-операции, когда выполняется и складская обработка, и номенклатурное хранение, и логистические операции. Вместе с тем хочу отметить, что базовое требование клиента к перевозчику даже безотносительно других услуг остается прежним - это сохранность груза в процессе перевозки и своевременность срока доставки. И здесь мы гордимся нашими показателями: 99,6% сохранности груза, 99% соблюдения срока доставки. Торговые сервисы типа Avito ежегодно отчитываются о росте количества сделок C2 °C. Что это означает для рынка транспортно-логистических услуг? Насколько это интересный сегмент для транспортно-логистической компании? Сегмент С2С и небольших В2С весьма перспективен для транспортных компаний. Массовые отправители, например, стали видеть в логистических операторах альтернативу традиционной почте. Мы также наблюдаем медленный, но верный прирост клиентской аудитории. Потребности частных клиентов помогают понять и данные исследований: так, опросам о предпочтениях онлайн-покупателей, им важно наличие нескольких вариантов доставки, возможность оперативно изменить дату и время доставки, и уведомления о времени в пределах часового интервала. Такие результаты, по моему мнению, говорят опять же о необходимости развития онлайн-услуг и обмена данными в режиме онлайн. Вместе с тем формат С2С по своей сути применим и к малому бизнесу в сфере торговли - в частности, к интернет-магазинам, которые сейчас переживают бум роста. Интернет-магазины должны предложить возможности доставки частным лицам в разных точках страны, и это как раз мелкие розничные отправки. Какими ресурсами должна обладать компания, чтобы успешно работать в сегменте C2 °C и небольших В2С? В чем принципиальное отличие от других типов перевозок? Небольшим предпринимателям и физическим лицам важна широта охвата услугами - у нас, к слову, более 90% населенных пунктов России являются пунктами назначения, а всего их более 1500 с учетом населенных пунктов стран Таможенного Союза - Беларуси, Казахстана, Киргизии и Армении. Обслуживать значительное количество маршрутов позволяет автопарк в составе 4000 машин и продуманная логистика, когда для доставки груза задействуется кратчайший маршрут и минимизируется количество промежуточных складов. Также для мелких бизнесменов важна доступность складов логистических операторов, чтобы они, по возможности, были рядом с домом/офисом либо в пешей доступности от метро. Поэтому увеличилось количество подразделений формата «у дома». В ближайшие три года мы планируем открыть до 100 малоформатных офисов в крупных городах России. Кроме того, отправителям часто бывает нужна авиадоставка, и мы её предлагаем. Для этого совершенно не обязательно иметь свои самолеты - достаточно выкупать масштабные регулярные квоты у партнеров. Ваши прогнозы по рынку транспортно-логистических услуг на 2018 год? Темпы роста, основные тренды? Транспортная логистика будет продолжать динамично развиваться. Глобальным трендом станет увеличение спроса на предоставление комплексных услуг, а не просто доставка из пункта А в пункт Б. Соответственно, будет возрастать доля аутсорсинга на рынке грузоперевозок. Старые бизнес-модели перестанут эффективно работать. Востребованными будут лишь те компании, которые смогут инвестировать в свою инфраструктуру, развитие цифровых технологий и оперативно адаптироваться под растущие потребности клиентов. Каковы планы «Деловых Линий» на будущий год? Мы продолжим внедрять инновации, автоматизировать бизнес-процессы. Этим опытом мы готовы делиться с корпоративными клиентами - фактически логистика на аутсорсинге позволяет существенно экономить. В фокусе внимания развитие всех текущих направлений бизнеса LTL, FTL и 3PL. Мы продолжим расширять географию нашего присутствия и запускать новые направления (так, в 2018 году запущено 47 новых направлений и открыто 50 новых подразделений). Большой потенциал видим в развитии малоформатных офисов, ориентированных на небольшие грузовые отправления физических лиц и бизнеса. Мы продолжим развивать агрегатор для большегрузных перевозок сторонним автопарком - разумеется, через жесткий контроль качества. Кроме того, мы тестируем автомобили на газовом топливе - переход на газ позволит сэкономить до 25-30% затрат на топливо плюс увеличит ресурс двигателя. В конечном итоге качественная услуга перевозки станет не только более технологичной, но и более доступной.
Другие новости:
|
||
Проект «Виртуальная таможня» создан при участии Корпорации EMCTC. © 1998-2023 Виртуальная таможня России. Все права сохранены. |