АБВГДЕЖЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЭЮЯ
НАВИГАЦИЯ

Портовая инфраструктура на Каспии пока не позволяет формировать конкурентоспособные маршруты и тарифы

23.05.2019
Портовая инфраструктура на Каспии пока не позволяет формировать конкурентоспособные маршруты и тарифы

При реализации Стратегии развития российских морских портов в Каспийском бассейне, железнодорожных и автомобильных подходов к ним до 2030 года планируется рост контейнерного грузооборота до 265 тыс. ДФЭ. Объемы экспорта зерна через порты на Каспии будут увеличиваться до 7 млн т, а ВВП - более чем на 11 млрд руб. ежегодно. Кроме того, предполагается строительство не менее 10 судов для нужд Каспийского региона на отечественных верфях и создание около 2 тыс. новых рабочих мест. Во время разговора о МТК Север - Юг на XI Международном форуме «Транспортный потенциал» в Санкт-Петербурге заместитель директора департамента стратегического развития Минкавказа России Марат Шеожев отметил, что несмотря на высокую перевалочную мощность действующей портовой инфраструктуры морских портов (Астрахань, Оля и Махачкала) её качество не позволяет формировать конкурентоспособные маршруты и тарифы, что, в свою очередь, приводит к снижению объема перевалки грузов в этих портах. Данная тенденция обуславливается следующими факторами: отсутствие конкурентоспособной портовой инфраструктуры для развития контейнерных перевозок зерна в связи с растущими потребностями стран-партнеров, отсутствие возможности перевозки грузов через указанные порты крупнотоннажными крупногабаритными морскими судами и отсутствие системы и практики формирования единых конкурентоспособных альтернативным маршрутам тарифов на перевозки через Каспий.

Перспектива увеличения грузопотоков возможна путем поставок в Исламскую Республику Иран российской сельхозпродукции, коксующегося угля. Также ожидается рост контейнеропотока за счет развития транспортного коридора Россия - Иран - Индия транзитом через Каспийское море, конкурентным преимуществом которого будут служить короткие сроки доставки. Вместе с тем специализированная контейнерная портовая инфраструктура в российских морских портах в Каспийском бассейне сегодня практически отсутствует, отмечает М. Шеожев. Утвержденная правительством РФ стратегия предусматривает модернизацию имеющейся и строительство новой портовой железнодорожной и автомобильной инфраструктуры, комплексное развитие всего региона через увеличение грузопотока, в том числе усиление торгового сотрудничества со странами Персидского залива, Восточной Африки и Индии для развития судостроительных мощностей, формирования турпотока. «Главная задача стратегии - интеграция российских портов на Каспии в главные транспортные узлы и коридоры международной торговли, образующие единый транспортный узел Каспийского бассейна, использование отечественной промышленной продукции, в том числе в рамках приоритетного для России коридора Север - Юг для выхода на рынки Ирана, Индии стран Персидского залива и Северной Африки в рамках встраивания в морской сегмент китайского проекта «Один пояс - один путь», - сказал М. Шеожев.

Проект плана внесен в правительство РФ и находится на рассмотрении. «Мы считаем, что он отразит конкретные мероприятия и проекты, ключевым из которых будет являться создание на основе ГЧП нового морского глубоководного порта-терминала с возможностью приема большегрузных судов, а также складских помещений, железнодорожных и автомобильных подходов к портам, в том числе со строительством мультимодального сухого порта», - подытожил М. Шеожев. Строительство нового морского порта на Каспии было анонсировано президентом РФ в рамках V Каспийского саммита в Казахстане в августе 2018 года.

Проект «Виртуальная таможня» создан при участии Корпорации EMCTC.
© 1998-2023 Виртуальная таможня России. Все права сохранены.