АБВГДЕЖЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЭЮЯ
НАВИГАЦИЯ

О техническом регулировании, маркировке товаров и ревизии КоАП

23.05.2019
О техническом регулировании, маркировке товаров и ревизии КоАП

Татьяна Александровна Григорьева, эксперт «Альта-Софт». 20 марта 2018 г. состоялось очередное заседание Совета ТПП России по таможенной политике. На заседании обсуждались предложения по совершенствованию главы 16 Кодекса об административных правонарушениях, в части неоднозначности диспозиций правонарушений и уточнения санкций исходя из принципов их соразмерности и адекватности совершенным правонарушениям и последствиям; проблемы, связанные с таможенным контролем в сфере технического регулирования и маркировки товаров, и другие актуальные вопросы. По вопросу ревизии главы 16 КоАП выступал руководитель практики таможенного права и внешнеторгового регулирования Юридической компании «Пепеляев Групп» Косов Александр Анатольевич. Г-н Косов озвучил позицию бизнеса о необходимости пересмотреть главу, ввиду изменения таможенного законодательства, того, что глава была написана более 20 лет назад, и внести соответствующие времени и законодательным изменениям поправки. В своем выступлении Александр отметил неадекватность наказаний, предусмотренных главой 16 КоАП РФ за нарушение таможенных правил. Им были рассмотрены, проанализированы и приведены примеры по статьям 16.1, 16.2, 16.3, 16.12, 16.19 и на основании такого анализа внесены следующие предложения (отметим основные из них):
- Исключить конфискацию из ч.3 ст.16.1, ч.2 ст.16.2, ст.16.7, ч.2 ст.16.19. (Часть 4 статьи 3.7 КоАП, предусматривает запрет на конфискацию орудия совершения и предмета административного правонарушения, принадлежащих на праве собственности лицу, не привлеченному к административной ответственности за данное административное правонарушение и не признанному в судебном порядке виновным в его совершении. Конфискация предусмотрена в 17 основных составах таможенных правонарушений. Данное правило не работает в отношении таможенных правонарушений.).

Конфискация предмета или орудия правонарушения не должна назначаться в качестве основного наказания. Дела об административных правонарушениях, совершенных юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, должны передаваться только в арбитражные суды. Разделить часть 2 ст.16.2 на два состава:
- формальный с предупреждением и штрафом от 10 тыс. руб. до 300 тыс. руб. (в случае, когда правонарушение не повлекло за собой неуплату таможенных платежей);
- повлекший неуплату со штрафом от 20% до 50% стоимости незадекларированных товаров (или от 50% до 200% от недоимки). Установить возможность освобождения от ответственности в случае добровольного сообщения декларантом и (или) таможенным представителем в таможенный орган, осуществивший выпуск товаров, о недекларировании или недостоверном декларировании товаров, за исключением стратегически важных. Представители ФТС России включились в дискуссию о внесении изменений в главу 16 КоАП РФ. Начальник отдела методологии применения законодательства Управления таможенных расследований и дознания ФТС России Горемыкина Людмила Николаевна высказала свое видение данной проблемы: «Эти предложения обсуждаются с 2013 года. Мы не согласны, что глава 16 КоАП устарела, с 2010 года она изменялась, детализировалась уже 5 или 6 раз. И в ней нет ничего лишнего. За несоблюдение таможенных правил наступает ответственность. Что касается конфискации товаров не у собственников - таможенные правоотношения - это особые правоотношения и конфискация здесь вполне оправдана».

Председатель Совета Петров Георгий Георгиевич отметил, что раз проблема существует, и с 2013 года она не решена, то её надо решать, такие вещи, как конфискация, отрицательно сказываются на инвестиционном климате в стране: «Это очень серьезный вопрос, его обсуждение необходимо вынести на площадку экспертно-консультативного совета ФТС России». По проблемам, связанным с таможенным контролем в сфере технического регулирования и маркировки товаров с докладом выступила Галина Владимировна Баландина, старший научный сотрудник РАНХИГС, постоянный член Совета ТПП России по таможенной политике. Основными проблемами в сфере технического регулирования и маркировки товаров, осуществляемых таможенными органами, Галина Владимировна назвала:
- Изменение правил принятия документов, подтверждающих соответствие продукции требованиям технических регламентов. Галина Владимировна вспомнила эпизод, произошедший в 2018 году, когда без предупреждения таможенные органы внезапно и повсеместно прекратили принимать сертификаты соответствия, выданные в Республике Беларусь. Галина Владимировна отметила, что она не будет углубляться в правовые вопросы, но когда складывается определенная правоприменительная практика, становится не важным, кто неправ: таможня, которая неправильно прочитала приказ, и изменила свою точку зрения или бизнес, который нарушает, но таможня принимает эти нарушения, просто о таких изменениях следует извещать заранее.

Требования подтверждения безопасности продукции. По словам г-жи Баландиной: «В действующей конфигурации таможенные органы фактически дублируют полномочия других государственных органов». Согласно Решению Коллегии ЕЭК от 25.12.12 №294, таможенным органам должны представляться документы, удостоверяющие соответствие продукции обязательным требованиям, или сведения о таких документах. Пунктом 2 статьи 7 ТК ЕАЭС установлено, что соблюдение мер технического регулирования подтверждается в случаях и порядке, определяемых Комиссией. Т.е. полномочия таможенных органов ограничиваются проверкой документов, которыми участник ВЭД подтверждает соответствие ввозимой продукции обязательным требованиям. Далее, существует ещё четыре органа, на которые возлагаются функции контроля и надзора в этой области: Росаккредитация - осуществляет государственный контроль за деятельностью аккредитованных лиц, и такие органы, как Росстандарт, Роспотребнадзор, Россельхознадзор - контролируют как выполняются технические регламенты. При этом таможенные органы ввели с прошлого года новую практику - они не ограничиваются проверкой представляемых документов, таможня стала проверять правомерность выдачи таких документов - декларацию, по которой ввозились образцы, протоколы испытаний и т.д. - что является компетенцией Росаккредитации. Это все в итоге превращается в средство административного давления на участников ВЭД и отражается на сроках выпуска товаров.

Требования наличия маркировки товаров до их таможенного декларирования. Пунктом 2 Порядка применения единого знака обращения продукции на рынке ЕАЭС установлено, что маркировка единым знаком обращения осуществляется перед выпуском в обращение на рынок ЕАЭС. При этом таможенные органы, как правило, немаркированные товары даже не принимают к оформлению. Они жестко ставят условия: товары должны маркироваться за рубежом, и ввозится на территорию ЕАЭС уже маркированными. Галина Владимировна подчеркнула, что необходимо правильно читать нормативные документы, а о бизнесе надо заботиться, т.к. маркировка товаров на территории ЕАЭС - это, снижение издержек для бизнеса и создание дополнительных рабочих мест. Выступление Галины Владимировны прокомментировал начальник Управления торговых ограничений валютного и экспортного контроля, Шкляев Сергей Владимирович:
- Предпосылкой непринятия к оформлению сертификатов соответствия, выданных в Республике Беларусь, послужили внесенные изменения в технический регламент. Таможенные органы проверяют документы, подтверждающие соответствие товаров обязательным требованиям. Таможня не проверяет легитимность их выдачи, а в рамках электронного документооборота даже не требует документы, а просит указать в декларации сведения о номере сертификата соответствия. Сам документ - это не панацея, документ просто свидетельствует о том, что были соблюдены все правила его получения: были ввезены образцы для проведения испытаний, а обязательность ввоза образцов закреплена законодательно, были проведены такие испытания, и на основании испытаний был выдан сертификат соответствия. И только в случае, когда у таможенного органа возникают сомнения в легальности выдачи такого документа, то он вправе проводить проверку. Когда Роспотребнадзор провел проверку 11 000 объектов (проверили 200 000 партий) внутри страны было выявлено 74% продукции, не соответствующей качеству. Росаккредитация также регулярно аннулирует выданные документы соответствия по результатам проводимых ими проверок. Согласно статистике таможенных органов менее 5% продукции ввозится в качестве проб и образцов для проведения испытаний, т.е. вся остальная продукция ввозится с нарушением установленного порядка, поэтому и принимаются соответствующие меры для выполнения участниками ВЭД требований, установленных законодательством ЕАЭС. На сегодняшний день более 19 000 нарушений, более 100 000 документов с признаками нарушений, выявлено таможенными органами по теме подтверждения соответствия товаров обязательным требованиям. На территории Российской Федерации засилье некачественных товаров, а это жизнь и здоровье граждан.

Что касается маркировки, таможня не ставит жестких требований - маркировка знаком ЕАС может быть на упаковке, на товаре, на документации. Главное, чтобы в страну, на территорию ЕАЭС ввозился качественный товар. Так же Сергей Владимирович объяснил, что ФТС России жестко пресекает все неправомерные требования со стороны таможен, на которых проводится таможенное оформление товаров, и, если такое происходит, то все эти случаи фиксируются электронной системой, и это влияет на показатель эффективности деятельности конкретного таможенного органа, что чревато для него последствиями административного характера. Хорошо, что у участников взаимоотношений: таможня - участник ВЭД, есть такие регуляторы, как ТПП России, «Деловая Россия», «РСПП», но бывают и ситуации, когда сам декларант просто не может аргументировать свою позицию в соответствии с действующим законодательством. Например, что касается предоставления сертификата соответствия: согласно Приказам ФТС России от 06.03.2014 №404 и №405 сертификат соответствия не представляется в таможенные органы в случае, когда он есть в реестре Росаккредитации. Срок внесения сертификата в реестр не превышает 24-х часов (обычно 1 - 2 часа). Вопросы у таможенного органа возникают в случае его отсутствия в данном реестре и для подтверждения действительности представленного сертификата могут быть запрошены документы, подтверждающие его выдачу. Если таможенный орган требует представить сертификат соответствия, который есть в реестре, то здесь уже многое зависит от грамотности декларанта, его знаний законодательства, четко сформулированных ответов на неправомерные требования таможенных органов. На заседании Совета обсуждались и другие вопросы, связанные с таможенным контролем и таможенным оформлением. Мы осветили наиболее, на наш взгляд, проблемные аспекты, требующие срочных решений и вмешательства компетентных органов.

Проект «Виртуальная таможня» создан при участии Корпорации EMCTC.
© 1998-2023 Виртуальная таможня России. Все права сохранены.