АБВГДЕЖЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЭЮЯ
НАВИГАЦИЯ

Таможенное регулирование по новым правилам

23.05.2019
Таможенное регулирование по новым правилам

Шаг вперед на международном рынке. Федеральный закон «О таможенном регулировании», который подготовила рабочая группа под руководством депутата Госдумы от Воронежской области Сергея Чижова - это основополагающий документ, который будет определять развитие экономики в стране. Ведь таможенные платежи - существенная часть доходов бюджета. По итогам 2018 года они составили 4,575 триллиона рублей - почти треть от всех поступлений. «Обновление таможенного законодательства полностью оправдывает ожидания и государства, и бизнеса, поскольку в работу таможни внедряются лучшие международные практики, приоритет отдается электронным технологиям и, благодаря этому, многие процедуры ускоряются и упрощаются, а процесс движения товаров становится прозрачным. Все это должно активизировать деятельность российских компаний на внешнем рынке и дать новый импульс расширению сотрудничества в евразийском пространстве», - пояснил парламентарий. Отечественным компаниям действительно есть куда продвинуться в освоении международного рынка. Сейчас доля внешней торговли России со странами ЕАЭС не превышает 10%, а между тем масштабы поставок товаров между странами Союза, куда помимо нашей страны входят Армения, Беларусь, Казахстан и Киргизия, год от года растут. Например, по итогам 2018 года объемы взаимной торговли увеличились на 30%

А что у нас? Перспективы расширения международного сотрудничества есть и у наших региональных компаний. Через Воронежскую таможню на постоянной основе закупают и продают товары в страны ЕАЭС около 700 организаций. В прошлом году финансовый оборот от этих сделок превысил 300 миллионов долларов, а это четверть всего внешнеторгового оборота области. Вклад Воронежской таможни в федеральный бюджет по итогам года оказался свыше 10 миллиардов рублей.

Сейчас перевес склоняется в сторону импорта - 74% против 32% на экспорт. Почти половина ввезенных товаров - это молоко, сливочное масло, сыр и другие молочные продукты. На втором месте - керамическая плитка - десятая часть от общего объема ввоза. На третьем - всевозможные электроды, крепежи и мебельная фурнитура, на четвертом - оборудование, в основном это отопительные котлы, двигатели, насосы, вентиляторы и сельхозтехника. Замыкают пятерку лидеров электроприборы. Причем практически весь импорт из стран ЕАЭС в 1 квартале 2018 года пришелся на Беларусь (95%) и Казахстан (4%). Воронежские предприниматели, в свою очередь, занимаются поставками растительного масла, машин для очистки воды, буровой, газоочистной и сельхозтехники, электрооборудования и аппаратуры для связи. Стабильно 7% экспорта приходится на кондитерские и хлебобулочные изделия. Кроме того, наша область активно продает за границу шины, покрышки и каучук. Что характерно, половина покупателей - тоже торговые партнеры из Беларуси, а объем поставок в этом году вырос почти на 10%

Учитывая уже сложившиеся торговые и деловые связи наших предпринимателей с партнерами из стран ЕАЭС, единые таможенные правила не только укрепят сложившееся сотрудничество, но и расширят горизонты для развития бизнеса и роста объемов торговли. 5 стран - одни правила. В этом смысле 2018 год стал знаковым для всего евразийского партнерства - 1 января вступил в силу Таможенный кодекс ЕАЭС, унифицировавший правила попадания товаров на общий союзный рынок. Такой документ не только укрепляет торговые связи внутри ЕАЭС, но и вызывает к нему интерес у других стран. Пока у союза есть зона свободной торговли только с Вьетнамом, но переговоры уже ведутся с Ираном, Египтом, Индией, Сингапуром, Израилем и Сербией. «Таможенный кодекс ЕАЭС нацелен на облегчение жизни участников внешнеэкономической деятельности и, в то же время, сохранение экономической безопасности государства. Главное, что предусматривает этот документ - перевод всех таможенных процедур в электронную форму, включая автоматическую регистрацию деклараций и их выпуск, что значительно упрощает и ускоряет проведение операций, а также открывает новые возможности для развития внешнеэкономической деятельности», - считает главный государственный таможенный инспектор (по связям с общественностью) Воронежской таможни Елена Разинькова.

Таможенное регулирование в целом теперь будет осуществляться на уровне Евразийского экономического союза. «Минимизация роли национального законодательства необходима для того, чтобы участнику внешнеэкономической деятельности было понятно: пересечет он границу и попадет в другое государство ЕАЭС, а правила игры - одинаковые», - прокомментировал документ министр по таможенному сотрудничеству Евразийской экономической комиссии Мукай Кадыркулов. В одной команде с бизнесом. На национальном уровне осталась внутренняя настройка таможенных отношений, прежде всего, в интересах отечественных участников ВЭД. Например, регулирование работы таможенных органов, особенности взаимодействия с другими ведомствами, определение размера таможенных сборов и другие моменты. Для решения этой задачи и был разработан Федеральный закон «О таможенном регулировании». В целом документ регулирует отношения, связанные с ввозом и вывозом товаров, их временным хранением, декларированием, таможенным контролем, уплатой таможенных платежей. Изначально планировалось, что он вступит в силу одновременно с Кодексом ЕАЭС в начале этого года, но его первая редакция вызвала массу замечаний, поскольку не учитывала мнение бизнеса. Масштабной работой по его корректировке занималась рабочая группа под руководством председателя подкомитета по таможенному регулированию и тарифам Сергея Чижова. В одну команду объединились те, кто не просто разбирается в таможенных вопросах, а для кого они важны в связи с профессиональной деятельностью. Это эксперты из Минфина, Минэконома, таможенной службы, Торгово-промышленной палаты, Российского союза промышленников и предпринимателей, «Деловой России», ОПОРы, а также компаний, представляющих нашу страну на мировом рынке, например, Роснефть, Газпром и другие.

Еще до внесения законопроекта в Госдуму рабочая группа наметила вопросы, которые предстояло обсудить в рамках возможных поправок. Пожалуй, впервые бизнес принимал настолько активное и деятельное участие в проработке законопроекта. В результате ко второму чтению Госдума рассмотрела более 300 предложений и замечаний. Благодаря такой тщательной подготовке документа ответственным Комитетом по бюджету и налогам, новый порядок таможенного регулирования действительно дал бизнесу множество преимуществ. Недаром деловое сообщество так ждало его принятия.

Одними из ключевых решений Сергей Чижов назвал право участников ВЭД получать разъяснения от Минфина при неоднозначной трактовке таможенного законодательства, упрощение ввоза сложного импортного оборудования, возможность не исключать таможенных представителей из реестра за формальную задолженность и уточнение мер таможенного контроля маркировки товаров. Не удивительно, что именно эти нормы отмечены в числе основных, ведь они, наконец, решили проблемы, с которыми все эти годы сталкивались предприниматели в своей внешнеэкономической деятельности.

Быстрее, проще, понятнее. Право на разъяснения от Минфина гарантирует, что и таможенники и бизнес на всей территории России будут одинаково трактовать требования закона. Раньше каждая сторона воспринимала нормы в свою пользу и из-за этого порой возникали споры, которые можно было разрешить только в судебном порядке. А у бизнеса в такой ситуации очевидно более слабая позиция. Теперь же несправедливое привлечение предпринимателей к ответственности из-за разного понимания сложных и неоднозначных норм устранено - в спорных вопросах можно будет всегда запросить официальные разъяснения. Упрощение ввоза сложного оборудования заметно облегчит жизнь российским промышленным компаниям. Особенно если аналоги таких машин не производятся в России. По старым правилам, если такая техника ввозилась несколькими партиями, каждую часть нужно было оформлять по отдельности. А сейчас все составные детали одного товара будут ввозиться в рамках одной внешнеэкономической сделки. Это нововведение упростит работу и нашим предпринимателям, ведь сложное оборудование, электротехника и сельхозмашины - в числе лидеров и по импорту, и по экспорту из Воронежа в страны ЕАЭС.

Решена ещё одна серьезная проблема - исключение таможенных представителей из реестра из-за формальной задолженности. Бывают случаи, когда предприниматель даже не подозревает, что у него образовался долг в несколько копеек из-за проволочек на почте и отсутствия уведомлений в «личном кабинете», а его за это уже исключили из реестра. Прекращение деятельности как минимум на 2-3 месяца несет несравнимые финансовые потери, и это не считая утраты доверия клиентов и вынужденного увольнения сотрудников. Иногда восстановиться после такого удара бизнесу уже не по силам. Теперь же законопослушных таможенных представителей будут не исключать, а приостанавливать до устранения нарушения, а также восстанавливать в реестре в упрощенном порядке.

Что касается маркировки товаров, новый закон уточняет и дополняет перечень мер таможенного контроля. Он будет заключаться в проверке наличия метки и соответствия данных на ней сведениям в декларации. Делается это для гарантии качества товаров, охраны потребителей от подделок, борьбы с нелегальной торговлей и, как результат, защиты интересов честного бизнеса. Электронная таможня и другие преимущества. Кроме того, если раньше основные документы печатались на бумаге, и только потом дублировались в электронном варианте, то теперь процесс будет построен ровно наоборот. Все операции можно будет оформить в электронном виде, и только при необходимости делать печатную версию документов. В частности, декларировать товары можно электронным способом. «Воронежская таможня давно работает в соответствии с новыми требованиями и оперативно внедряет как технические, так и другие инновации. Не раз мы были в числе пилотных площадок по их внедрению. Например, электронные декларации у нас стали принимать одними из первых и сейчас мы полностью перешли на этот формат», - отметила Елена Разинькова.

Одно только это нововведение значительно ускоряет многие процедуры. Дополнительно для решения данной задачи Госдума на месяц ускорила выдачу предварительного решения о стране происхождения товаров и их классификации и на 2 года продлила срок их действия. Решения по применению методов определения стоимости ввозимых товаров таможенная служба должна будет принимать за 30 дней. Это важные изменения, потому что предварительные решения необходимы по каждому наименованию товара, ввозимого на территорию ЕАЭС. Также с 10 до 1 дня сокращен срок проведения таможенного досмотра. Кроме того, впервые установлены предельные сроки проведения таможенных экспертиз - 4 месяца - и камеральных проверок - 90 дней.

Целый ряд мер направлен на сокращение издержек бизнеса. Например, добросовестные компании смогут не предоставлять обеспечение по уплате таможенных платежей. Для этого у компании не должно быть правонарушений в области таможенного дела и задолженности по уплате пошлин и налогов. При этом объем платежей за 3 года должен быть больше 7 миллиардов рублей, а стоимость активов - в 10 раз превышать размер обеспечения. Также таможенные представители смогут использовать часть своего собственного обеспечения в счет исполнения обязательств клиентов по конкретной таможенной декларации.

Существенно упрощен порядок возврата излишних таможенных платежей. Они зачисляются в счет аванса в течение 3 рабочих дней после обнаружения такого факта, и участнику ВЭД теперь не нужно подавать для этого заявление. Оно потребуется только для возврата платежей на банковский счет. Причем за нарушение сроков возврата, которые привели к негативным для бизнеса последствиям, предусмотрена компенсация - 1/360 ключевой ставки Центробанка от суммы переплаты за каждый день просрочки. Защитили предпринимателей и от неверных действий таможенников. Теперь при отмене решения о классификации товара и принятии нового пеня предпринимателю, как раньше, не начисляется. Также не будет ее, если произошло доначисление таможенных платежей, а обязанность по их уплате обеспечена денежным залогом. На страже интересов бизнеса и государства. В Воронежской таможне отмечают, что времени на перестройку в связи изменениями в законодательстве им не потребуется и наши предприниматели сразу смогут ощутить все преимущества нового закона. «Выгоды от внедрения новых правил таможенного регулирования очевидны. Это и защита потребителей и создание благоприятных условий для ведения бизнеса и роста товарооборота, и эффективный государственный контроль. Ведь содействие бизнесу всегда должно быть не в ущерб защите национальной безопасности, которая возложена на таможенные органы, - подчеркнула Елена Разинькова. - Отмечу, что у нас в регионе преобладают добросовестные участники внешнеэкономической деятельности, а таможня, в свою очередь, ведет активный диалог с бизнесом и продолжит идти по пути повышения качества таможенных услуг, создавая максимально благоприятные условия для участников ВЭД».

Проект «Виртуальная таможня» создан при участии Корпорации EMCTC.
© 1998-2023 Виртуальная таможня России. Все права сохранены.