АБВГДЕЖЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЭЮЯ
НАВИГАЦИЯ

О правилах оформления сертификатов о происхождении товара, являющихся основанием для предоставления тарифных преференций

23.05.2019
О правилах оформления сертификатов о происхождении товара, являющихся основанием для предоставления тарифных преференций

Роман Александрович Аксюк, начальник отдела товарной номенклатуры, происхождения товаров и торговых ограничений Минераловодской таможни; Инна Валерьевна Князева, начальник правового отдела Минераловодской таможни. Доклад Р.А.Аксюка на публичном обсуждении результатов правоприменительной практики таможенных органов Северо-Кавказского таможенного управления, ноябрь 2018 г. Под тарифной преференцией понимается - освобождение от уплаты ввозных таможенных пошлин или снижение ставок ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, происходящих из стран, образующих вместе с Союзом зону свободной торговли, либо снижение ставок ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, происходящих из развивающихся стран - пользователей единой системы тарифных преференций Союза и (или) наименее развитых стран - пользователей единой системы тарифных преференций Союза. Тарифные преференции предоставляются в соответствии с Договором о Союзе и предусматривающими применение режима свободной торговли международными договорами Союза с третьей стороной. Следует учитывать следующее:

  • в отношении сертификатов о происхождения товаров формы «СТ-1» действуют Правила определения страны происхождения товаров утвержденные «О Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств» в отношении тех стран которые подписали данное соглашение и находящихся в торговом обороте между этими государствами, к которым применяется торговый режим, предусмотренный Соглашением о создании зоны свободной торговли;
  • в отношении сертификатов о происхождения товаров формы «СТ-2» действуют Правила определения страны происхождения товаров, утвержденные в соответствии с Соглашением, заключенным между Правительством Российской Федерации и Союзным Правительством Союзной Республики Югославии о свободной торговле между Российской Федерацией и Союзной Республикой Югославией от 28 августа 2000 г.(далее - Соглашение), и Протоколом от 22 июля 2011 г. между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Сербии об изъятиях из режима свободной торговли и Правилах определения страны происхождения товаров к Соглашению между Правительством Российской Федерации и Союзным Правительством Союзной Республики Югославии о свободной торговле между Российской Федерацией и Союзной Республикой Югославией от 28 августа 2000 г;
  • в отношении сертификатов о происхождения товаров формы «А» действуют Правила определения страны происхождения товаров, утвержденные Соглашением, заключенным между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 12 декабря 2008 г.«О правилах определения происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран».

Вышеуказанным Соглашениями установлены требования, при соблюдении которых предоставляются тарифные преференции, в частности к ним следует относить, требования к оформлению и заполнению сертификатов о происхождении товаров.

За 2018 г. Минераловодской таможней было принято 157 решений об отказе в предоставлении тарифных преференций за 2018 г. принято 87 решений. К основным причинами отказа в предоставлении тарифных преференций следует отнести нарушения требований оформления и заполнения сертификатов:

  • в графе 13 сертификата о происхождении товаров формы «СТ-1» отсутствует подпись заявителя;
  • в графе 8 сертификата о происхождения товаров формы «СТ-1» указаны сведения о товаре не соответствующие декларируемым и не позволяющие провести однозначную идентификацию товара относительного декларируемого;
  • в графе 13 сертификата о происхождения товаров формы «СТ-1» использовано факсимиле подписи лица;
  • в графе 1 сертификата о происхождения товаров формы «СТ-1» наименование грузополучателя/экспортера, отличается от наименования указанного в графе 2 декларации на товары, а также сведений содержащихся в товаросопроводительных документах представленных при таможенном оформлении;
  • в сертификате о происхождении товаров формы «СТ-1» не указан критерий происхождения товаров;
  • в графе 11 сертификата формы «А» отсутствует дата выдачи сертификата и место удостоверения сертификата, в графе 12 сертификата формы «А» отсутствует место и дата заполнения сертификата, наименования страны назначения товара.

Во всех указанных случаях участниками внешнеэкономической деятельности были предоставлены сертификаты о происхождения товаров оформленные с нарушением требований к оформлению и заполнению сертификатов.

В целях получения правильно оформленного сертификата о происхождении товаров, непринятого таможенным органом страны ввоза, участники ВЭД могут и должны обратится в уполномоченный орган страны выдавшей сертификат, за получением нового сертификата о происхождении товаров оформленного в соответствии с международными договорами. Данное право также распространяется на сертификаты о происхождении товаров получение за пределами сроков установленных статьей 446 ТК ЕАЭС, при условии, что тарифная преференция изначально была предоставлена при таможенном оформлении товара в свободное обращение. Срок получение новых сертификатов о происхождения товаров не может превышать 3-х годичный срок установленный статьей 310 ТК ЕАЭС. Доклад И. В. Князевой на публичном обсуждении результатов правоприменительной практики таможенных органов Северо-Кавказского таможенного управления, ноябрь 2018 г. Судебная практика по спорам, связанным с отказом таможенных органов в предоставлении преференциального режима, является немногочисленной и в большинстве случаев положительной для таможенных органов.

Что касается Минераловодской таможни, то за 2018 год участником ВЭД в суде оспаривались три решения об отмене тарифных преференций, по результатам судебного разбирательства решения таможни признаны законными, в удовлетворении требований заявителя судом отказано. В 2018 году решений вступивших в законную силу не имеется. Анализ рассмотрения судами дел данной категории сводится к следующему. Суды отмечают, что принятие таможенным органом решения об отказе в предоставлении тарифных преференций возможно только при наличии таких нарушений в оформлении и заполнении сертификата о происхождении товара, которые не позволяют однозначно определить страну происхождения товара, а также при наличии доказательств, свидетельствующих о незаконности, недостоверности либо фальсификации сертификата, доказательств наличия существенных нарушений требований к форме и содержанию сертификата. Так, в частности, суды указывают, что в случае, если таможенным органом не оспаривается по существу страна происхождения ввезенных товаров, то сертификат о происхождении товара не может быть признан ненадлежащим или фальсифицированным лишь по тому основанию, что в нем к примеру не указан его регистрационный (референтный) номер при отсутствии иных нарушений в оформлении и заполнении представленного обществом сертификата, а также в случае выявления нарушений в его оформлении и заполнении, но при наличии письма уполномоченного органа, подтверждающего факт выдачи такого сертификата.

Как мы видим, одним из существенных моментов для получения тарифных преференций является проверка преференциального сертификата. И такая проверка должна и может проводиться участником ВЭД при его получении, чтобы в дальнейшем при проведении таможенными органами таможенного (ведомственного) контроля не оказаться в ситуации отмены преференциального режима, поскольку обязанность таможенных органов отказывать в предоставлении тарифных преференций в случае предоставления сертификата, не соответствующего требованиям к его оформлению, закреплена таможенным законодательством. Как восстановить тарифные преференции и вернуть излишне уплаченные (взысканные) пошлины, налоги? Для ответа на вопрос о том, как восстановить тарифные преференции в первую очередь необходимо ознакомиться с обоснованием принятого таможенным органом решения. Не удастся восстановить тарифные преференции, если в качестве обоснования решения об отказе в предоставлении тарифных преференций указаны следующие обстоятельства:

  • не соблюдается правило непосредственной закупки;
  • не соблюдается правило прямой поставки;
  • не соблюдаются критерии происхождения товара из конкретной страны;
  • товар не включен в перечень товаров, которым в ЕАЭС предоставляются тарифные преференции (для товаров, происходящих из развивающихся и наименее развитых стран);
  • товар включен в перечень изъятий из режима свободной торговли (для товаров, происходящих из Республики Сербии);
  • в отношении товаров в РФ установлена вывозная таможенная пошлина (для товаров, происходящих из Республики Сербии);
  • товар подлежит одновременно лицензированию и квотированию (для товаров, происходящих из Республики Сербии);
  • товар указан в списке товаров, облагаемых таможенными пошлинами (для товаров, происходящих из стран СНГ).

Во всех остальных случаях тарифные преференции подлежат восстановлению.

Основная информация о восстановлении тарифных преференций:

  • Преференциальный режим восстанавливается до истечения 1 (одного) года со дня регистрации декларации на товары (п. 3 ст.63 ТК ТС и ст.446 ТК ЕАЭС).
  • Для восстановления тарифных преференций декларанту необходимо обратиться в таможенный орган с заявлением о восстановлении тарифных преференций, составленным в произвольной форме ( «Об утверждении формы и порядка принятия решений о стране происхождения товаров и (или) предоставления тарифных преференций»).
  • Заявление подается в таможню, в регионе деятельности которой осуществлялось таможенное декларирование товаров. К Заявлению прикладываются оригиналы документов, подтверждающих страну происхождения товаров (приказ ФТС России №1565).

Сроки рассмотрения обращения декларанта и принятия решения по тарифным преференциям.

  • Срок рассмотрения таможенным органом заявления о восстановлении тарифных преференций - 30 рабочих дней (приказ ФТС России №1565).
  • Если при рассмотрении заявления таможенный орган запрашивает у декларанта, дополнительные документы, срок принятия решения будет равен 15 рабочим дням со дня предоставления запрошенных документов. (приказ ФТС России №1565).
  • Решение по тарифным преференциям направляются таможенным органом сопроводительным письмом декларанту в течение 5 (пяти) рабочих дней после их принятия (приказ ФТС России №1565).

Как вернуть излишне уплаченные пошлины и налоги после восстановления тарифных преференций.

Датой восстановления тарифных преференций является дата совершения юридически значимых действий - принятие решения о восстановлении тарифных преференциях. Дата принятия решения будет указана в самом решении. В соответствии со статьями 147 и 148 «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (ст. 398 «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» - переходные положения) возврат таможенных пошлин, налогов производится также в случае восстановления режима наиболее благоприятствуемой нации или тарифных преференций.

Проект «Виртуальная таможня» создан при участии Корпорации EMCTC.
© 1998-2023 Виртуальная таможня России. Все права сохранены.