АБВГДЕЖЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЭЮЯ
НАВИГАЦИЯ

Грузооборот российских портов практически не изменился за семь месяцев

16.11.2022
Грузооборот российских портов практически не изменился за семь месяцев

Несмотря на растущее санкционное давление, грузооборот российских портов за семь месяцев текущего года (482 млн тонн) остался практически на том же уровне, что и за схожий период 2021‑го. Выступая на Восточном экономическом форуме-2022, это отметил президент Владимир Путин. Во многих дальневосточных портах, которые работают сейчас днем и ночью без выходных, настоящий логистический бум, подчеркнул глава государства. Это стало следствием переориентации грузопотоков с запада на восток, хотя балтийские порты при этом несколько просели. Если обратиться к данным Ассоциации морских торговых портов России, то увидим, что общая по стране картина в этом отношении довольно пестрая. Так, на Каспии объем перевалки сухих и наливных грузов пошел на спад. За семь месяцев 2022‑го общий грузооборот там снизился на 27,5%, до 3,1 млн тонн. В двух портах Азово-Черноморского бассейна - Новороссийске и Тамани - он слегка вырос, а в других - на Кавказе, в Туапсе и Ростове-на-Дону - резко упал. В целом же по сравнению с показателями годовой давности у портовиков этих регионов он почти не изменился, составив 147 млн тонн.

Их коллеги-полярники, работающие в Арктике, прибавили в грузообороте (56,5 млн тонн) за счет портов «Сабетта» и «Варандей», отгружающих нефтепродукты и сжиженный природный газ. А на Балтике, напротив, грузооборот почти везде снизился, включая «Большой порт Санкт-Петербург» (минус 33,3%), кроме морского порта «Усть-Луга», где он вырос в сопоставимых величинах на 12,3%, до 69,1 млн тонн. По видам перевалки общая ситуация тоже разнится, как это явствует из материалов Ассоциации морских торговых портов. По некоторым позициям (зерно, уголь, черные металлы, контейнерные перевозки) объем перевалки с января по июль 2022‑го упал. А руд, минеральных удобрений и наливных грузов (соответственно, плюс 28,7%, 17% и 4,5%) через морские порты прошло куда больше, чем за тот же отрезок времени год назад. Любопытная деталь: основная масса российских грузов, которые учитывает эта статистика, пришлась на экспорт. Из морских портов нашей страны на внешние рынки за указанный период было отправлено 383,1 млн тонн. А импортная перевалка достигла 20,6 млн тонн, снизившись по сравнению с семью месяцами 2021‑го на 11,5%. «Ужался» и транзит грузов, тогда как каботажная (между портами России) их перевалка выросла, если сравнить с январем - июлем прошлого года, на одну десятую часть.

И вот ещё одна характерная особенность нынешней ситуации. Число пассажирских судов, которые за то же время обслужили морские порты РФ, снизилось до 8 тысяч единиц. Зато россиян, воспользовавшихся таким транспортом, существенно, более чем на треть, прибавилось (2,1 млн человек). В основном за счет Севастополя, где наблюдался рост в полтора раза, и Ялты. Такие же цифры приводит Федеральное агентство морского и речного транспорта (Росморречфлот), и обозначенные тенденции, судя по всему, сохранятся. Во всяком случае арктическое и дальневосточное направления грузоперевозок будут расти и дальше. Согласно обновленному плану развития Севморпути, который утвердило правительство РФ, к 2035 году грузопоток в этом транспортном морском коридоре может вырасти с нынешних 35 млн тонн в год до 220 млн тонн. Если, конечно, в каждом арктическом порту удастся после модернизации наладить обслуживание судов и обработку грузов. На осуществление этой программы (150 мероприятий) федеральная власть готова направить из разных источников 1,8 трлн рублей.

Такие данные тоже прозвучали на Восточном экономическом форуме-2022. По словам президента РФ, первый контейнерный рейс на Севморпути между Мурманском и Камчаткой, состоявшийся в этом году, вновь подтвердил надежность и безопасность проводки судов в Арктической зоне России. Интегрированный план развития этой крупной транспортной линии, который обсудили участники форума, предусматривает расширение ледокольного флота (петербургские верфи, стало быть, получат новые заказы), повышение качества прогноза ледовой обстановки на трассе Севморпути и связи (благодаря запуску новых спутников), совершенствование систем безопасности на море и обновление метеорологических технологий.

Проект «Виртуальная таможня» создан при участии Корпорации EMCTC.
© 1998-2023 Виртуальная таможня России. Все права сохранены.