АБВГДЕЖЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЭЮЯ
НАВИГАЦИЯ

Лидеры отрасли обсудили развитие российской логистики на КЭФ

28.09.2022
Лидеры отрасли обсудили развитие российской логистики на КЭФ

На площадке Красноярского экономического форума впервые отдельное внимание было уделено отрасли, для которой пандемия стала новым стимулом развития - логистике. 4 марта Межрегиональная ассоциация курьерских служб (МАКС) организовала специальную экспертную сессию на тему «Вертикаль доставки: от лавинообразного роста к устойчивому развитию», модератором которой выступил президент ассоциации Александр Митюков. Логистическая сессия стала одним из лидеров по количеству онлайн-просмотров на КЭФ 2022. В рамках мероприятия представители рынка логистических услуг обсудили не только текущую ситуацию и необходимые меры для снижения рисков в этот кризис, но и общее состояние отрасли, её трансформацию за последние два года. С одной стороны, Covid-19 спровоцировал бурный рост электронной коммерции. С другой, пандемия привела к ряду системных проблем, начиная с дисбаланса в цепочках поставок, перегруженности транспортных потоков и заканчивая одной из главных сложностей - нехваткой кадров. Для выработки решений этих проблем, МАКС пригласил на КЭФ лидеров логистической отрасли. Своим опытом поделились те компании, чьи бизнес-практики можно назвать наиболее успешными: начиная от авиаперевозчиков и заканчивая службами курьерской доставки на последней миле.

Участники дискуссии пришли к выводу, что основной тренд сейчас - переход от рынка заказчика к рынку поставщика. Для этого в ближайшее время нужно будет сосредоточиться на оптимизации логистической и транспортной инфраструктуры. Кроме того, потребуются доработка правовой и нормативно-законодательной базы, а также новые способы привлечения кадров в отрасль. Представители логистических компаний назвали собственные приоритеты, которые позволят пережить нынешнюю турбулентность рынка. Как отметил GR директор компании «СберМаркет» Павел Глухов, развивать логистику без инвестиций не получится. Поэтому именно сейчас в непростой текущий момент очень важен акцент на развитии внутренней логистики в стране, финансовой помощи со стороны государства логистическим и курьерским компаниям, в том числе на развитие инфраструктуры локальной доставки в городах. Это позволит поддержать внутренний спрос в стране и, возможно, нарастить внутренний рынок. «Связано это с тем, что затраты на логистику огромные и очевидно, что компаниям, которые планируют развиваться и работать на федеральном уровне, нужна поддержка, - продолжил он. - Этот тренд прослеживается и у нас, и у компаний-партнеров, все мы рассчитываем выйти на прибыльность. Видим хорошие шаги в этом направлении, в ближайшей перспективе пары-тройки лет станем прибыльными».

В целом, несмотря на то, что Covid-19 стал катализатором онлайн-торговли, ещё до пандемии был виден устойчивый рост онлайн-продаж. В компании «СберМаркет» уверены, что он продолжится. Это связано с доверием покупателей к онлайн-магазину, качеству, высоким срокам доставки и другими факторами, которые не связаны с пандемией. Директор по инвестиционной деятельности ООО «Мастер Деливери» Тимур Мяльдзин отметил, что благодаря мощной маркетинговой экспансионистской активности лидеров отрасли регионы активно подключаются к онлайн-покупкам. «Мы буквально за год достигли хороших результатов и сейчас работаем в 130 городах РФ, у франшизной сети охват ещё больше - почти две сотни городов. С первых дней работы мы увидели, что регионы представляют не менее мощный фундамент развития», - добавил эксперт. Однако, чтобы обеспечить доставку по земле, придется развивать её в небе. Директор по внешним связям ООО «Волга Днепр Инвест» Вильдан Зиннуров рассказал, что в этой сфере также потребуется помощь государства: как юридическая, особенно актуальная во время санкций, так и финансовая. Она, в свою очередь, будет направлена на то, чтобы обеспечить авиатранспортировки за счет сохранения флота. Как отмечают в «Волга Днепр Инвест», на данный момент возможностей российской авиации хватит на то, чтобы покрыть потребности во внутренних перевозках.

С одной стороны, в России достаточно мощностей по производству запасных частей и сервисов, благодаря чему можно поддерживать исправность авиатранспорта. С другой - помощь государства потребуется в рамках инвестиций в грузовую инфраструктуру в аэропортах. Сейчас один квадратный метр складских мощностей в России позволяет обрабатывать 5-7 тонн в год. В международных аэропортах этот показатель выше почти в три раза. Кроме того, участие государства понадобится и для совершенствования хабовых моделей в России: здесь придется создавать законодательную базу и вкладывать средства в развитие аэродромной сети. При этом укрепление транспортной цепочки - только часть процесса, необходимого для изменения логистической отрасли в России. Вторая составляющая - цифровизация. Как заявили участники дискуссии, для того чтобы удержаться в сфере e-commerce, компаниям придется инвестировать в современные технологии. Как подчеркнул директор по продажам регионов Сибири и Дальнего Востока DPD в России Илья Мартынов, речь идет о внедрении ИИ, роботов, чат-ботов - все это будет использоваться в новом хабе, который компания запускает в Москве.

Ставку на цифровизацию также сделали и в «Грузовичкоф». Генеральный директор направления XXL компании Ирек Нуртдинов отметил, что в ответ на растущий спрос во время пандемии компания не только закупала автотранспорт, но и развивала каналы коммуникации с клиентом - в виде нового приложения для смартфонов. Отдельный продукт был также выпущен для водителей: по нему можно отследить движение транспорта. С необходимостью дальнейшего развития дигитализации в логистике согласна и управляющая подразделения КСЭ Красноярск Наталья Морачкова. По её словам, 2022-й будет годом информационных технологий в отрасли. Универсальной платформой со всеми каналами доставки стала «Почта России». Как рассказал заместитель директора по электронной коммерции Макрорегиона Сибирь АО «Почта России» Максим Крыжановский, цель компании - создать новую экосистему цифровых и логистических сервисов, позволяющую продавцам магазинов, маркетплейсов и потребителям получать все услуги в «одном окне». Для этого в «Почте России» активно инвестируют сразу в два новых тренда: доставку на последней миле и фулфилмент.

В целом, как подчеркнули в МАКС, какими бы серьезными ни были текущие вызовы, объединение ресурсов и опыта позволит участникам рынка не только пережить нынешний кризис, но и добиться комплексного изменения самой отрасли. Площадкой, объединяющих представителей сферы логистики, и будет в дальнейшем выступать МАКС. «На полях Красноярского экономического форума мы постарались охватить максимально широкий спектр вопросов и обсудить, как именно можно обеспечить качественный рост и устойчивое развитие отрасли в условиях серьезного дефицита человеческих ресурсов, нестабильности в цепях поставок и появляющихся практически каждый день новых ограничениях», - рассказала вице-президент МАКС Олеся Савенко. В дискуссии, организованной МАКС в рамках форума, также приняли участие заместитель генерального директора по сопровождению инвестпроектов АНО «Корпорация развития Енисейской Сибири» Максим Говорушкин и директор дивизиона Красноярск DPD в России Лариса Чернявская. При этом всего в этом году на Красноярский экономический форум приехали более 44 тыс. участников. Само мероприятие проходило в гибридном формате: помимо офлайн-встреч были организованы онлайн-дискуссии. Это позволило расширить географический охват до 56 стран. Общее количество просмотров онлайн-трансляций мероприятий форума составляет 1,5 млн. Всего по итогам КЭФ было подписано 37 соглашений на общую сумму 82 млрд руб.

Справка:
- Межрегиональная ассоциация курьерских служб (МАКС) работает с 2021 года. Цель ассоциации - объединить усилия предпринимателей, экспертов отрасли для обсуждения и выработки способов, предложений, направленных на создание благоприятных условия развития доставки в Российской Федерации. МАКС совместно с Ассоциацией компаний интернет-торговли (АКИТ) разработал и запустил Реестр надежных курьерских служб.

Проект «Виртуальная таможня» создан при участии Корпорации EMCTC.
© 1998-2023 Виртуальная таможня России. Все права сохранены.