АБВГДЕЖЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЭЮЯ
НАВИГАЦИЯ

Бизнес предложили освободить от штрафов за нарушения валютного контроля

28.09.2022
Бизнес предложили освободить от штрафов за нарушения валютного контроля

Правительство рассматривает возможность смягчения ответственности экспортеров за нарушения при получении валютной выручки, которое осложнилось из-за санкций. Компании могут освободить от штрафов и снизить административную нагрузку. Правительство обсуждает послабления бизнесу в выполнении требований валютного контроля. Такая мера содержится в одной из версий плана первоочередных действий по обеспечению развития российской экономики в условиях санкционного давления. О том, что эти вопросы «прорабатываются с заинтересованными ведомствами», РБК подтвердили в пресс-службе Минфина. Ожидаемый эффект от меры - «снижение административной нагрузки и исключение рисков необоснованного привлечения к уголовной ответственности за валютные операции при ведении внешнеэкономической деятельности (ВЭД)», следует из проекта плана. О пересмотре норм валютного законодательства, в частности, просила Ассоциация банков России (АБР) в письме правительству (с его фрагментом ознакомился РБК, содержание подтвердил источник, знакомый с предложениями). Заинтересованность банков объясняется тем, что по операциям российских компаний с иностранными покупателями кредитные организации выполняют функцию агентов валютного контроля. АБР считает необходимым освободить экспортеров от ответственности за просрочки при получении валютной выручки, которые могут возникать в условиях западных санкций.

Что предлагается. Из-за санкций бизнес, занимающийся внешнеэкономической деятельностью (ВЭД), а также подсанкционные банки столкнулись с трудностями при международных расчетах в валюте, c логистическими проблемами, сбоями поставок, увеличением их сроков, ростом транспортных и иных расходов, отмечает АРБ. По оценке ассоциации, эти факторы могут вести к нарушениям валютного законодательства по непредвиденным причинам. Для снижения административной нагрузки на участников ВЭД банки предлагают:
- исключить риски штрафов для экспортеров за просрочку получения валютной выручки за поставленный товар;
- смягчить требования к срокам репатриации валютной выручки;
- не предъявлять санкции по различным нарушениям при оформлении, переводе или закрытии паспортов сделок по экспортным контрактам. Действующие штрафы. Текущее законодательство обязывает экспортеров (кроме несырьевых) сообщать банкам точные сроки, прописанные во внешнеторговых контрактах, и перечислять валютную выручку на счета в российских банках в соответствии с этими сроками. Аналогичное требование возлагается на импортеров в части возврата валютных авансов, уплаченных за рубеж за товары, которые оказались непоставленными. Если выручка или аванс пришли в банк с опозданием хотя бы на один день, компанию штрафуют. За каждый день просрочки нужно заплатить 1/150 ключевой ставки ЦБ (если в итоге валютная выручка возвращена в Россию). Штрафы за невозврат составляют 5-30% от суммы средств, которая должна быть репатриирована.

Предложения по неприменению мер ответственности к российским участникам ВЭД по нарушениям валютного законодательства главе ЦБ Эльвире Набиуллиной направил и Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП). «Мы предложили увеличить срок подтверждения факта экспорта с 180 до 365 календарных дней. Кроме того, предлагаем установить возможность получения валютной выручки на счета в любой банк, а не только в тот, в котором ведется учет контракта, - рассказал РБК вице-президент РСПП Александр Мурычев. - Также просим разрешить проведение взаимозачета с иностранными контрагентами, в том числе в расчетах по сделкам по выкупу у иностранных юрлиц долей в российских компаниях, акций или обязательств по займам российских эмитентов». По убеждению Мурычева, сейчас важно поддержать российских участников ВЭД, поставив их в более выгодное положение по сравнению с иностранными контрагентами. РБК направил запрос в ЦБ. Какое наказание грозит экспортерам. Валютное законодательство России строгое и сложное: компаниям грозят санкции даже за нарушения, которые могли произойти не по вине экспортера. К примеру, резидента могут оштрафовать за то, что иностранный контрагент расплатился позже даты, указанной в контракте, или за опоздание в постановке контракта на учет в банке.

Ведущий юрист практики «международное право и налоги» юридической компании «Лемчик, Крупский и партнеры» Илья Горшков говорит, что чаще всего экспортеров штрафуют за то, что они не предоставили обосновывающие документы для проведения операции (инвойсы, акты, другую первичную документацию). Штраф по КоАП небольшой - до 50 тыс. руб., но при большом объеме нарушений сумма может быть существенной. Среди других распространенных оплошностей - нарушения указанных в договорах сроков поступления валютной выручки на счета в российских банках. Требование о репатриации валютной выручки действует для сырьевых экспортеров (для несырьевого экспорта оно было отменено в середине 2021 года). Сейчас фактически действует принцип презумпции виновности резидента в случае незачисления выручки: экспортеру нужно доказывать невозможность зачисления выручки по причинам, не зависящим от него, обращает внимание партнер EY Law Георгий Коваленко. «В качестве дополнительной меры можно было бы изменить подход к применению санкций - только за умышленные действия поставщика», - предложил он.

В некоторых случаях за уклонение от неисполнения требований по репатриации выручки предусмотрена уголовная ответственность. Максимальные санкции по соответствующей статье Уголовного кодекса - штраф до 1 млн руб. и лишение свободы сроком до пяти лет. Впрочем, прецедентов по уголовной ответственности за нарушение валютного законодательства в последние годы было немного, добавил Горшков. Ст. 193 УК использовалась в открытом в 2019 году деле против основателя автодилера «Рольф» Сергея Петрова, которого обвиняли в незаконных валютных операциях. Будет ли эффект от послаблений. С учетом обострения ситуации на валютном рынке и введения требования о продаже экспортерами 80% валютной выручки компании сталкиваются с более формальным и жестким отношением банков к закрытию экспортных контрактов, говорит Коваленко. «В ситуации, когда банки поставщиков и заемщиков существенным образом усложнили любые переводы в российские банки, особенно попавшие в американский санкционный список SDN, отсрочка в исполнении обязательства по зачислению выручки очень кстати», - убежден эксперт.

В смягчении требований валютного контроля сейчас особенно заинтересованы импортеры и сырьевые экспортеры, которые имеют отрицательное сальдо расчетов в ведомостях банковского контроля, полагает Горшков. «Речь идет о тех участниках ВЭД, которые ввиду санкций не смогли исполнить обязанность по репатриации валютной выручки в установленные сроки, например не получили оплату за отгруженные товары или оказанные услуги по оплаченным авансам от партнеров из «недружественных» юрисдикций, - рассуждает юрист. - В текущих условиях самая действенная мера - автоматически освободить такие компании от ответственности за валютные правонарушения. Это существенно снизило бы нагрузку на суды, где участникам ВЭД пришлось бы в индивидуальном порядке доказывать выполнение всех зависящих от них мер для репатриации выручки». Принятие предложенных мер должно снизить нагрузку на банки. «С другой стороны, есть риск злоупотреблений со стороны экспортеров: экспортные договоры могут начать использоваться как инструмент аккумулирования выручки на иностранных компаниях, поэтому какой-то элемент контроля все же должен оставаться», - предупреждает Горшков. Избежать злоупотреблений позволил бы механизм выявления сомнительных валютных операций, через которые банк сможет определить экономический смысл каждой экспортной операции, предусматривающей расчеты в альтернативной форме (например, зачет встречных обязательств). «Но тогда все же потребуется сохранить обязанность по постановке контрактов на учет в банк. Сейчас сомнительные операции выявляют, но в рамках закона о противодействии [отмыванию средств и финансированию] терроризма», - добавил он, напомнив, что внедрение так называемого риск-ориентированного подхода при выявлении сомнительных валютных операций было анонсировано властями ещё в период пандемии.

Проект «Виртуальная таможня» создан при участии Корпорации EMCTC.
© 1998-2023 Виртуальная таможня России. Все права сохранены.