АБВГДЕЖЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЭЮЯ | |||
|
Совершенствование правил заполнения декларации на товары в целях обеспечения контроля за товарами, подлежащими маркировке и прослеживаемости11.09.2022
Вадим Русланович Козаев, начальник отдела Департамента таможенного законодательства и правоприменительной практики Евразийской экономической комиссии. Выступление на Международном таможенном форуме - 2021, 22.10.2021. «Спасибо за приглашение выступить на данном круглом столе по столь актуальной теме. Мы, как Таможенный департамент Евразийской экономической комиссии, на себе ощущаем актуальность данного вопроса, потому что мы как минимум раз в год, а то и чаще вносим изменения в Порядок заполнения деклараций для того, чтобы отразить эти изменения по коду маркировки, которые, в первую очередь, возникают в Российской Федерации. Как правильно вы уже отметили в Российской Федерации этот Перечень постоянно расширяется и в этой части, действительно, на таможенные органы приходится определенная нагрузка по контролю за товарами, подлежащими маркировке и прослеживаемости. Хотел бы сразу обратить внимание, что в своем докладе я буду касаться аспектов декларирования товаров, подлежащих маркировке и прослеживаемости. В соответствии с Соглашением о маркировке товаров средствами идентификации, маркировка товаров может быть единой на всей территории Союзе и может быть национальной. Я на единой маркировке подробно останавливаться не буду, у нас есть одна определенная категория товаров, на которые она распространяется, скажу кратко, что у нас под единую маркировку существуют Правила заполнения под номером 10 декларации на товары, где отражаются сведения о такой маркировке. Более подробно я хотел бы остановиться на национальной маркировке товаров средствами идентификации, а точнее на правилах отражения сведений о маркировке товаров в декларации на товары. Как уже было неоднократно отмечено, государства-члены могут ввести на своей территории маркировку товаров в соответствии со статьей 7 Соглашения. На сегодняшний день нормативно-правовая база, предусматривающая введение такой маркировки, существует в четырех государствах-членах Союза: в Республике Беларусь, в Республике Казахстан, Кыргызской Республике и в Российской Федерации. Сведения о национальной маркировке указываются под номером 13 в декларации на товары. Так отражаются, например, сведения о маркировке шин, обуви, табака, алкоголя. Изначально, в 2019 году с предложением о внесении изменений в Порядок заполнения декларации на товары выступила Россия, которая первая ввела её на своей территории. Работа, проводимая Комиссией совместно с Федеральной таможенной службой и Минпромторгом России предстояла сложная, так как порядок указания и состав предлагаемых сведений принципиально отличаются от сведений, предусмотренных под номером 10. Необходимо было корректно описать те сведения, которые подлежат передаче в систему национального оператора для автоматизации этого процесса, исключения проблем при декларировании и выпуске товаров и создание необходимых условий для постконтроля. Итогом данной работы является вступившее в силу 2 февраля 2020 года, благодаря которому в Порядке заполнения декларации на товары появились особенности указания сведений о маркировке товаров под номером 13. При этом уже тогда были предусмотрены особенности указания сведений в разрезе различных уровней агрегации - это на уровне потребительской, групповой и транспортной упаковки. Продолжением начатой работы в 2020 году стала новая инициатива Российской Федерации - указание в декларации на товары агрегированного таможенного кода. Указание данного кода позволяет не заявлять множество различных кодов идентификации, ограничившись лишь указанием одного обобщенного кода. Помимо этого, к Правилам заполнения деклараций под номером 13 в графе 31 присоединилась Кыргызская Республика. Таким образом на сегодняшний день Правила заполнения деклараций в части указания сведений о национальной маркировке применяются в Российской Федерации и Кыргызской Республике. Данные изменения введены и вступили в силу с 25 апреля текущего года. Также, как вы уже знаете, утверждена базовая технологическая модель и организационная модель системы маркировки, которая обеспечивает унифицированные подходы при введении маркировки товаров средствами идентификации. Базовая модель описывает порядок и механизм взаимодействия между государствами-членами при введении национальной маркировки. Базовая модель также расширяет понятийный аппарат в сфере маркировки товаров, устраняя тем самым различные противоречия и разночтения. В частности, закрепляются определения, которые уже используются в Порядке заполнения деклараций на товары - это код идентификации, код идентификации групповой упаковки, код идентификации транспортной упаковки и т.д. Кроме того, базовой моделью фиксируется, что взаимодействие национальных операторов осуществляется с помощью интегрированной информационной системы Союза в рамках соответствующего общего процесса. Вместе с тем, работа Комиссии над дальнейшим совершенствованием унификации Правил заполнения деклараций на товары в части сведений о национальной маркировке не остановилась. Так, на сегодняшний день совместно с таможенными службами и иными заинтересованными министерствами и ведомствами предстоит решить целый ряд задач. В частности, одной из таких системных задач является дальнейшая унификация Правил заполнения деклараций в части указания сведений о национальной маркировке. Сегодня Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика и Российская Федерация уже реализовывают либо хотят предусмотреть правила указания сведений о национальной маркировке. Другой, не менее важной инициативой Российской Федерации является возможность указания сведений о маркировке наборов или комплектов товаров. С такой инициативой, как я уже отметил, обратилось два государства-члена Союза - Российская Федерация и Республика Беларусь. Цель - предусмотреть указание сведений о коде, нанесенном на набор, что может упростить порядок указаний сведений о маркировке. Мы сейчас предметно прорабатываем этот вопрос. Первый обмен мнениями экспертов по данному вопросу уже состоялся на площадке Комиссии. Теперь буквально несколько слов о работе Комиссии, направленной на реализацию Соглашения о механизме прослеживаемости. Как вам известно, Соглашением установлено, что в декларации и заявлении о выпуске до подачи подлежат указанию сведения о количественных единицах измерения товаров, предусмотренных Перечнем, утверждаемым Комиссией, в отношении которых осуществляется прослеживаемость. В целях обеспечения требований Соглашения, Комиссией приняты Решения, вносящие такие изменения. Напомню реквизиты данных Решений - это и . Данные Решения предусматривают указание признака «п» для товаров, подлежащих прослеживаемости и сведений о количественных единицах измерения товаров, предусмотренных Перечнем. В декларациях - это графы 33 и 31, а в заявлении о выпуске до подачи - это колонки 3 и 2 графы 18. При этом, для исключения ошибок и дополнительных обременений для бизнеса, мы предусмотрели, что такие сведения могут переноситься из иных граф. Это, например, графы 35 и 41. Декларанты к этим графам уже привыкли и, если эти сведения дублируются, можно обеспечить их автоматический перенос. Как правило, эти сведения уже есть. Такие подходы предполагают автоматическую идентификацию и выборку товаров прослеживаемости и передачу в Национальную систему прослеживаемости. Перечень, утверждаемый Комиссией, ещё не принят. В работе находится проект Решения о реализации соответствующего пилотного проекта, который содержит перечень товаров для пилота. Кроме того, государства могут использовать в соответствии со своим законодательством Национальную систему прослеживаемости в отношении товаров, которые не подлежат прослеживаемости в соответствии с Соглашением. Поэтому в Комиссии прорабатывается инициатива Республики Беларусь с возможностью указания аналогичных сведений и для товаров, подлежащих прослеживаемости в соответствии с национальным законодательством. Российская Федерация уже поддержала эту инициативу. Таким образом, Комиссия планомерно ведет работу по подготовке актов, направленных на обеспечение контроля за товарами, подлежащими прослеживаемости и маркировке. Спасибо за внимание». |
||
Проект «Виртуальная таможня» создан при участии Корпорации EMCTC. © 1998-2023 Виртуальная таможня России. Все права сохранены. |