АБВГДЕЖЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЭЮЯ
НАВИГАЦИЯ

Высокие темпы роста грузоперевозок по Севморпути задают проекты экспортеров РФ

08.09.2022
Высокие темпы роста грузоперевозок по Севморпути задают проекты экспортеров РФ

Грузоперевозки по Северному морскому пути за десять месяцев 2021 года выросли почти на 5%. Что обеспечило прирост и станет толчком в развитии направления в будущем, разбирались аналитики ФБА «Экономика сегодня». Инвестиции обеспечат рост грузоперевозок. В последнее время геоэкономическая значимость Северного морского пути значительно увеличилась, а эксперты ожидают прироста поставок российских товаров и энергоресурсов в ближайшие года на 5-10%. Согласно стратегической инициативе о создании на основе Севморпути к 2030 году круглогодичного транзитного коридора, предполагается, что объем перевозок грузов в 2024 году, в соответствии с указом президента, составит 80 млн тонн, а к концу десятилетия показатель должен достичь 150 млн тонн, из которых 30 млн тонн будут приходиться на транзит. Проект оценивается в 716 млрд рублей, которые будут вложены до 2030 года, тогда как порядка 400 млрд рублей будут использованы в период с 2021 по 2024 год. При этом, порядка 260 млрд рублей составят инвестиции Росатома, а оставшиеся 140 млрд рублей будут направлены из бюджета Фонда национального благосостояния.

План развития подразумевает создание современного флота, позволяющего обеспечить круглогодичную навигацию, а также развертывание спутниковой группировки, которая создаст необходимые условия для предоставления устойчивой связи и навигации. Развитие происходит вместе с проектами. В разговоре с ФБА «Экономика сегодня» генеральный директор ФГУП «Атомфлот» Мустафа Кашка сообщил, что прирост числа грузоперевозок, отмечаемый в текущем году, дает дополнительные преимущества владельцам судов, грузов, и это в первую очередь касается внутреннего рынка нашей страны. «Однако в этом году было отмечено много судов под иностранным флагом, что обеспечено началом оказания новой информационно-навигационной услуги, которая с помощью штаба морских операций позволяет судам проходить без ледокольной проводки», - отмечает Кашка. Эксперт указывает: в отличие от сопровождения ледоколом, информационно-навигационный способ гораздо более выгоден экономически, что и привлекло компании, которые воспользовались услугой, увеличив число проводок в пять раз по сравнению с прошлым годом.

«Количество перевозок растет в соответствии с проектами, так как они генерируют груз, который будет отправлен. В этом году большой толчок обеспечили снабженческие перевозки, связанные со строительством комплексов представителей нефтегазовой отрасли РФ», - замечает Кашка. Специалист делает вывод, что развитие происходит в соответствии с планами, а привлекательность направления подрастает, на что указывает начинающийся дефицит ледокольных сил, которые требуют более быстрого введения. Севморпуть поможет РФ заработать на дефиците газа. По данным ФГБУ «Администрация Северного морского пути», общий объем грузоперевозок на маршруте в период с января по октябрь 2021 года составил 28,2 млн тонн, что на 4,8% превышает значение, отмеченное за аналогичный период годом ранее. При этом транзитные перевозки в отчетном периоде увеличились практически на 66% и достигли 2,1 млн. Превзошел прошлогодние показатели и рост объемов вывоза сжиженного природного газа (СПГ) и газоконденсата, увеличившись на 1,9% и составив 15,7 млн тонн. На маршруте находится крупнейший международный транспортный порт, который обеспечивает круглогодичную навигацию судов-газовозов, что вместе с запуском нового газопровода «Северный поток - 2», строительство которого объявлено официально завершенным, обеспечит дополнительный доход экономике России в период энергетического кризиса в мире.

Ожидается, что суммарный объем грузоперевозок на участке от Мурманска до Владивостока на конец 2035 года достигнет 250 млн тонн в год. На сегодняшний день главной задачей, которую наше государство ставит перед собой, выступает создание круглогодичного транзитного коридора из Северного морского пути. Уже сейчас большая часть акватории маршрута покрыта молодыми льдами, а в проливе Вилькицкого и на подходах к нему сохраняется айсберговая угроза. Ледокольное обеспечение на Севморпути осуществляют атомные ледоколы «Вайгач» и «Таймыр», созданные ФГУП «Атомфлот».

Проект «Виртуальная таможня» создан при участии Корпорации EMCTC.
© 1998-2023 Виртуальная таможня России. Все права сохранены.