АБВГДЕЖЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЭЮЯ
НАВИГАЦИЯ

Современные технологии существенно ускорили процесс трансграничной торговли

12.08.2022
Современные технологии существенно ускорили процесс трансграничной торговли

Генеральной директор «Таможенной карты» Андрей Возмилов - в программе «Цели и средства». Какие существует тренды во внешнеэкономической деятельности в России после пандемии? Об этом экономический обозреватель «Ъ FM» Олег Богданов побеседовал с генеральным директором «Таможенной карты» Андреем Возмиловым в рамках программы «Цели и средства». Многие эксперты говорят о проблемах, которые возникли и в логистике, и так далее. С вашей точки зрения, какие основные тенденции? Как ситуация развивалась по отдельным сегментам, по отраслям? Наверное, будем говорить про 2021 год. В целом наше мнение, что рынок восстанавливается. Мы ожидаем, что к концу года ситуация фактически выйдет на докризисный уровень. Если говорить про цифры, по данным ФТС, рынок таможенных сборов за первое полугодие вырос на 45% к 2020 году. Здесь, наверное, правильнее показывать цифры по импорту, потому что импорт составляет 70% в общем объеме сборов, и он, скажем так, очищен от сбора, связанного с нефтью и газом. С точки зрения импорта за первое полугодие цифры тоже радуют - 41% к 2020 году. Но самое интересное, что, если сравнивать эти показатели с 2019 годом, Федеральная таможенная служба фиксирует 32-процентный рост. Если говорить про товарную структуру, то здесь в импорте показательно, что 50% занимает поставка машин и оборудования. Дальше идет по объемам продукция химической промышленности, которая показала рост к прошлому году 22%. Также очень серьезно приросла отрасль «Продовольственные товары и услуги», на 12,7%.

Многие экономисты говорят, что эффект базы характерен не только для нашей страны, а вообще и для Азии, и для Европы, и для Соединенных Штатов, эффект базы, да. В прошлом году, понятно, был провал, потом в первом полугодии текущего года восстановление, но сейчас снова начинается некий спад, снова мы возвращаемся к низким темпам роста. Вы говорите, что к концу года ожидаете возврата на докризисный уровень объемов внешнеэкономической деятельности. Что будет на это влиять? Например, если поговорить о сегменте МСБ, то мы в июле вместе с агентством НАФИ измеряли наш индекс внешнеэкономической активности МСБ-клиентов, «Таможенной карты», International Business Climate Index, смотрели, как себя чувствует сегмент МСБ. В частности, 62% респондентов отметили, что ситуация улучшается, но они ожидают выход на докризисные уровни в конце года или в первом квартале 2022-го. В принципе все указывает на то, что мы выходим постепенно из кризисной ситуации. Все-таки мы сравнили импорт с 2019 годом, докризисным, и мы видим уже существенные положительные изменения - импорт вырос на 32%. То есть в целом картинка очень неплохая.

Что сдерживает развитие внешнеэкономической деятельности и какие вы ожидаете меры поддержки со стороны правительства? Сейчас современные технологии существенно ускорили процесс трансграничной торговли. Здесь показателен, наверное, тот факт, что Федеральная таможенная служба сейчас фиксирует по 2020 году, что они каждую пятую декларацию выпустили дистанционно, то есть полностью в «цифре». В среднем сейчас процесс декларирования в таком формате занимает не более полутора часов с оговоркой - при этом должны соблюдаться все требования и к документам, и к полноте пакета, который подается в ФТС. Но, с другой стороны, мы видим и обратный процесс. Действительно, остаются очень серьезные проблемы с трансграничным перемещением грузов, с логистикой. В целом с точки зрения логистики очень серьезная проблема с контейнерами - по-прежнему основная их часть физически находится в Северной Америке, поэтому контейнерные перевозки выросли больше чем в три раза. По-прежнему есть проблема с авиаперевозками. Те транспортные суда, которые есть в ЕАЭС, в Евразии, полностью задействованы.

Что еще? Потребители и наши клиенты называют основную проблему - это, безусловно, финансирование, требуется дешевое финансирование - это стандартная опция. Уже многие предприниматели, что отрадно, говорят о том, что им не хватает, они понимают, что нужно менять бизнес-процессы, получать, возможно, какие-то современные интерфейсы, инструменты для работы полностью в цифровой среде. Это сейчас, как я уже говорил, предлагает Федеральная таможенная служба. И ещё хотелось бы отметить, что в рамках поддержки наших предпринимателей «Таможенная карта» запустила новую операционную систему «ТАМО ОС», которая как раз позволяет решить проблемы доступа к информационным сервисам в цифровом виде, позволяет заполнять таможенные декларации и обменивается с Федеральной таможенной службой и другими регуляторами документами в электронном виде.

Проект «Виртуальная таможня» создан при участии Корпорации EMCTC.
© 1998-2023 Виртуальная таможня России. Все права сохранены.