АБВГДЕЖЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЭЮЯ
НАВИГАЦИЯ

Национальная система прослеживаемости Российской Федерации

04.08.2022
Национальная система прослеживаемости Российской Федерации

Дмитрий Юрьевич Черепанов, заместитель начальника Управления камерального контроля Федеральной налоговой службы. Стенограмма выступления на заседании Совета ТПП РФ по таможенной политике. «Добрый день, коллеги. Начнем. Итак, национальная система прослеживаемости Российской Федерации. На уровне государств-члeнов Евразийского экономического союза было принято решение о создании единой системы прослеживаемости товаров, ввозимых на территорию ЕАЭС из третьих стран. Методологической основой такого функционирования стало . Этим соглашением предусматривается создание двух сегментов системы - наднационального, внешнего сегмента, который обеспечивает обмен информации о пересечении границы между участниками ЕАЭС, и национального сегмента прослеживаемости, который обеспечивает прослеживаемость внутри страны. О таком как раз сегменте, о национальной системе прослеживаемости, мы сегодня и разговариваем. Национальная система прослеживаемости - это фактически информационная система, которая работает в основе и соответствии с положениями указанного соглашения, обеспечивает сбор, учет и хранение сведений о товарах, подлежащих прослеживаемости и операциях, связанных с оборотом таких товаров. Функционирования такой системы направлено на создание условий, исключающих использование различных схем уклонения от уплаты таможенных и налоговых платежей, подтверждение законности таких операций, а также обеспечение контроля за операциями, связанными с оборотом и перемещением товаров с территории одного государства ЕАЭС на территорию другого государства. Таким образом, национальная система прослеживаемости является не только исполнением международных обязательств Российской Федерации, но способствует обелению секторов экономики, связанных с прослеживанием товаров через увеличение негативных последствий применения серых или черных схем с импортными товарами, а также способствует пересечению ввоза самого серого импорта, исключения его ввода, ввода контрафактной и контрабандной продукции в легальный оборот Российской Федерации.

Для функционирования данной системы, естественно, подготовлена нормативная правовая база, сейчас вашему вниманию представлено - на каком этапе согласования принятия находятся те или иные документы. Так, уже внесены изменения в Налоговый кодекс и закон «О налоговых органах Российской Федерации», которые указывают на то, что ФНС является оператором системы прослеживаемости, вводятся определенные требования в Налоговый кодекс, обязанности дополнительные налогоплательщикам. Данный Федеральный закон ещё в ноябре месяц принят, и все требования, которые предусмотрены, стартуют с 1 июля 2021 года. В рамках Федерального закона сейчас проходит процедуру согласования проект изменений в Кодекс об административных правонарушениях, в котором будет предусмотрена административная ответственность за нарушения требований, установленных для операций с прослеживаемым товаром, а также целый цикл постановлений Правительства, которые должны обеспечить методологической основой именно функционирование самой системы на территории Российской Федерации. Среди них вот хочу обратить внимание на два самых, наверное, основополагающих - это функционирование самой системы и перечень товаров. Перечень товаров уже находится на рассмотрении в аппарате Правительства. Постановление о функционировании системы находится на данный момент ещё в Минюсте на согласовании и ожидается буквально на днях, сегодня-завтра, также передача уже в аппарат Правительства. В данных постановлениях заложены сами основы, механизмы и требования к операциям, требования к документам и фактически, когда они вступят в силу, это будет как раз дата начала функционирования системы прослеживаемости.

Итак, что же это вообще за система прослеживаемости? Ее механизм достаточно простой и базируется на документарном принципе посредством погружения в документе уникального идентификатора, регистрационного номера партии товара, сокращенно РНПТ. Обычно он состоит из номера декларации на товары и порядкового номера товарной партии в такой декларации. Данные реквизиты указываются в документах и, соответственно, тем самым обеспечивается прослеживаемость товара. Потому что из одного документа этот уникальный идентификатор переносится в другой документ, передаточный между налогоплательщиками, а также наполняется сведениями в регистрах учета бухгалтерского, в налоговом учете, такие документы аккумулируются потом системой и являются источниками функционирования самой системы. При этом документы такие будут исключительно в электронном виде, соответственно, налогоплательщики и хозяйствующие субъекты должны обеспечить электронный документооборот, как продавцы, так и покупатели. Вся эта информация аккумулируется в нашей системе прослеживаемости, оператором которой является ФНС и дальше происходит её сопоставление, и тем самым мы можем прослеживать товар на всем жизненном цикле импорта товаров - с момента воза до момента реализации конечному потребителю, либо его выбытию в связи, например, с экспортом таких товаров.

В частности, представлена схема всего жизненного цикла импортного товара, и какие документы будут содержать информацию об операциях с прослеживаемым товаром, вот представлена сейчас на слайде. При этом, уже имеющиеся документы, такие как декларации на товары, декларация по НДС, будут просто насыщены дополнительными реквизитами прослеживаемости. В первую очередь, это РНПТ, а дальше количественная единица, единица измерения прослеживания товара для того, чтобы мы могли отслеживать цепочки, говорить о какой из них, в каком количестве содержания построились операции. А также есть новые документы, специфические для обеспечения работы самой прослеживаемости - это уведомления о поставках и ввозе на территорию Российской Федерации, уведомления о перемещении в страны ЕАЭС прослеживаемого товара и отчет об операциях с прослеживаемым товаром. Для функционирования и работы системы, естественно, требуется тесное взаимодействие с информационным ресурсом Федеральной таможенной службы. Данная информация является одной из основных и, в принципе, является стартом, в частности, декларация на товары при импорте является стартом прослеживаемости. У нас уже налажен обмен такими сведениями с нашими коллегами. Информация, которую получает наша система, естественно, также сопоставляется с данными, которые нам представлять будут налогоплательщики, и на основе этого сопоставления будут выявляться различного рода несоответствия, риски, о чем, как бы мы в частности, будем сообщать в Федеральную таможенную службу, а также насыщать её базы информацией об операциях с прослеживаемыми товарами и, соответственно, цепочками, что поможет, по нашему мнению естественно, обеспечить качественный контроль за такими товарами после выпуска в оборот Российской Федерации таких товаров.

При этом сама система прослеживаемости у нас внедряется поэтапно. Так на старте у нас все налогоплательщики, вне зависимости от системы учета, основной либо специальный режим налогообложения будет являться участниками прослеживаемости таких товаров, если совершает операции с ними. Для этого плательщики, которые находятся на основной системе налогообложения, погружают информацию о прослеживаемых товарах в декларации по НДС, а налогоплательщики, находящиеся на специальных режимах, будут отображать такие операции в специальном документе, в отчете о прослеживаемых товарах. При этом на основе обязательного электронного документооборота вся эта информация аккумулируется в базе данных Налоговой службы, как оператора системы прослеживаемости, а также в электронном виде передается между хозяйствующими субъектами - от продавца к покупателю. С 2022 года, со второй половины планируется ввести административную ответственность за нарушение требований при совершении операций с прослеживаемостью товаров. Данная норма является специально отложенной для того, чтобы бизнес успел адаптироваться, адаптировать свои процессы под требования и условия функционирования системы прослеживаемости. Фактически целый год будет для того, чтобы привести, нормализовать свой учет, нормализовать свои бизнес-процессы и при этом, если какие-то требования не будут соблюдены в этот период, то такие налогоплательщики не будут привлекаться к административной ответственности. Cледующий этап, который максимально приблизит нашу систему к целевой схеме функционирования - это получение непосредственно самих первичных документов в виде электронных счетов фактур и универсальных передаточных документов, которые ходят в рамках электронного документооборота через операторов электронного документооборота. Мы такие документы будем получать непосредственно от операторов в течение суток, то есть фактически, начиная там с 2023 года, мы сможем обеспечивать систему прослеживаемости в режиме максимально близком к онлайн, что является, наверное, целеполаганием функционирования этой схемы. В целом, готовность к запуску нашей национальной системы прослеживаемости, в преимущественном большинстве мы готовы, за исключением некоторых моментов. Сейчас я на них немножко подробнее остановлюсь.

У нас проведён эксперимент, который длился с 2019 года, в котором был утвержден перечень товаров для эксперимента, который лег в основу перечня товаров, подлежащих прослеживаемости. В ходе эксперимента, обсуждая с бизнес-сообществом, из этого перечня исключены интегральные схемы, все остальные как бы товары остались и предлагаются к прослеживаемости. Напомню, что Постановление о перечне товаров сейчас находится на рассмотрении в аппарате Правительства. Налоговой службой организована широкая информационная кампания для уведомления налогоплательщиков о системе прослеживаемости, о требованиях, которые выдвигает эта система. Так, в частности, мы более полутора миллионов своих налогоплательщиков оповестили через систему представления налоговой и бухгалтерской отчетности, различные публикации в средствах массовой информации. Всеми субъектами Российской Федерации проведены семинары для налогоплательщиков. Также на нашем уровне достаточно часто и регулярно происходят совещания с различными ассоциациями, в которых обсуждаются вопросы, в которых обсуждаются различные предложения по функционированию системы. Естественно, это все влияет на те нормативно-правовые акты, которые сейчас у нас сейчас проходят этап согласования. Налоговой службой разработаны специальные электронные сервисы, которые выложены на сайте а также обеспечено подключение к этим сервисом через API, который позволит проверить корректность регистрационного номера партии товара и узнать прослеживается тот или иной товар или нет.

Национальная система прослеживаемости Российской Федерации

В данный момент уже завершено тестирование с разработчиками учетных систем и операторами электронного документооборота по обмену данными с нашей системой. Также совершено тестирование обмена данными с Федеральной таможенной службой и в настоящее время происходит уже наполнение нашей промышленной системы данными из таможни. Главным препятствием, небольшой паузой в старте прослеживаемости является готовность нормативно-правовых актов. Подчеркиваю, что основные постановления, это о перечне товаров и функционированию самой системы. В ближайшее время они должны быть рассмотрены в аппарате Правительства и по дате принятия и готовности этих постановлений будет дан отсчет старту национальной системы прослеживаемости». В принципе, наверное, у меня все. Коллеги, большое спасибо, может быть есть вопросы какие-то». Ответы на вопросы. Отчет прослеживаемости необходимо делать на вывозимые товары в страны ЕАЭС? Д. Ю. Черепанов: Нет, отчет о прослеживаемости, в случае вывоза товаров, прослеживаемых в странах ЕАЭС, представляется уведомление о перемещение товаров. Такое уведомление представляется в налоговые органы в течение 5 дней с момента вывоза таких товаров. Кстати говоря, с формами, форматами, требованиями, всеми проектами документов можно ознакомиться на сайте в разделе «Национальная система прослеживаемости».

Почему его нельзя связать со статистической формой, чтобы это был один документ? Д. Ю. Черепанов: Мы рассматривали такой вариант - связать его со статистической формой, но препятствием к такому результату было разное целеполагание этих документов и, соответственно, разные даты представления этих документов. Мы стремимся максимально оперативно приблизить нашу систему прослеживаемости к онлайн контролю, поэтому сделали отдельное уведомления.

Проект «Виртуальная таможня» создан при участии Корпорации EMCTC.
© 1998-2023 Виртуальная таможня России. Все права сохранены.