АБВГДЕЖЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЭЮЯ | |||
|
В России предложили запретить рейдовую перевалку грузов27.06.2022
Однако большинство российских портов не приспособлены для загрузки крупных судов, говорят эксперты. В России хотят полностью запретить морскую перевалку грузов с судна на судно. Рассмотреть такую меру предложили правительству комиссии Госсовета РФ по направлениям «Экология и природные ресурсы» и «Транспорт». Бесконтрольная перегрузка зачастую наносит вред морской среде, поясняют авторы инициативы. Ранее Минтранс уже разработал законопроект по запрету рейдовой перевалки опасных и вредных веществ, например нефтепродуктов и ядохимикатов. Но в комиссиях Госсовета предложили с 2025 года расширить его и на другие грузы. В аппарате вице-премьера Виктории Абрамченко сообщили «Известиям», что новое регулирование позволит защитить экосистему. Эксперты усмотрели в такой мере риски роста логистических издержек для бизнеса. Защита акватории. Комиссии Госсовета по направлениям «Экология и природные ресурсы» и «Транспорт» предложили правительству рассмотреть возможность запрета перевалки грузов с судна на судно в открытых водах, говорится в протоколе их совместного заседания от 12 апреля (есть у «Известий»). Ранее Минтранс разработал законопроект по запрету рейдовой перевалки опасных и вредных веществ. Закон может вступить в силу уже в 2021 году, говорится в материалах к заседанию комиссий. В Госсовете указанную инициативу поддержали и предложили расширить запрет и на другие грузы. «Рекомендовать правительству наряду с ограничением (или запретом) на осуществление операций по выгрузке (погрузке) опасных и вредных веществ с судна на судно за границами морских портов, предусмотренного с момента вступления законопроекта в силу, введение ограничения (или запрета) осуществления таких операций в отношении прочих грузов начиная с 1 марта 2025 года», - говорится в документе. Правительство работает над проектом закона о запрете перевалки загрязняющих веществ с судна на судно по поручению президента, сказала «Известиям» представитель вице-премьера Виктории Абрамченко Марта Галичева. Бесконтрольная перевалка, которая зачастую становится причиной нанесения вреда морской среде, давно назревшая проблема. Согласно законопроекту, перечень таких веществ будет установлен отдельно правительством. Но уже сейчас можно говорить о нефти и нефтепродуктах, ядохимикатах. Новое регулирование позволит серьезным образом повлиять на экологическую ситуацию водных объектов, защитить окружающую среду, - заявила она. В Минтрансе «Известиям» сказали, что законопроект в настоящее время дорабатывается и после согласования с заинтересованными структурами будет внесен в Госдуму. Документ направлен на повышение безопасности мореплавания и уровня защиты окружающей среды от загрязнения при осуществлении грузовых операций, добавили в ведомстве. В администрациях Республики Бурятия (глава региона Алексей Цыденов является председателем комиссии Госсовета «Транспорт») и Нижегородской области (губернатор Глеб Никитин - председатель комиссии «Экология и природные ресурсы») на запросы «Известий» не ответили. По словам первого зампреда общественного совета при Минприроды Александра Закондырина, из-за несоблюдения технологических норм проведения перегрузочных операций, неблагоприятных погодных условий и низкой квалификации экипажей при рейдовой перевалке вероятны столкновения судов и аварийные разливы нефтепродуктов. Также во время перегрузочных работ возможно попадание в акваторию угольной пыли и удобрений, поэтому полный отказ от рейдовых работ в стране является целесообразной мерой, считает эколог. В идеологии законопроекта заложен посыл в перспективе полностью отказаться от рейдовой перевалки всех грузов в стране. Начинать логично с запрета перевалки опасных веществ. Параллельно в стране активными темпами идет экологическая модернизация портовой инфраструктуры, что может позволить исключить такой метод погрузки товаров, - объяснил «Известиям» председатель Российского экологического общества Рашид Исмаилов. Эксперт подчеркнул, что сегодня требования экологической безопасности многими владельцами судов просто игнорируются из-за желания сэкономить. Перегрузка с судна на судно проводится лишь с целью удешевления логистики, добавил он. Рейдовая перевалка в морских водах за пределами портов действующим законодательством не урегулирована, считает председатель комитета ТПП по природопользованию и экологии Сергей Алексеев. При этом, согласно материалам Госсовета, посредством её в 2020 году транспортировали более 67 тыс. т грузов. Полного запрета рейдовой перевалки грузов в стране ожидать в ближайшие годы не следует, указанное в протоколе предложение Госсовета носит рекомендательный характер и направлено для обсуждения в перспективе, добавил он. Реализация запрета будет возможна только при условии наличия необходимой инфраструктуры в стране, заключил Сергей Алексеев. Риски для бизнеса. Полный запрет рейдовой перевалки может повысить логистические издержки бизнеса, так как транспортные компании будут вынуждены тратить дополнительные средства на заход судна в порт, и в отдельных случаях сделает невозможной доставку грузов конечному получателю, считает вице-президент Международной академии транспорта Виталий Збаращенко. Заход крупнотоннажного судна в порт (грузоподъемностью 200 тыс. т и более) может стоить до полумиллиона долларов. Осуществляя перевалку в открытых водах, компании могут избежать таких трат. Запрет рейдовой перевалки как таковой нецелесообразен и приведет к росту издержек для отрасли и экономики страны в целом. Сейчас большинство российских портов не приспособлены для загрузки крупных судов без рейдовых работ, - объяснил эксперт. Представитель вице-премьера Виктории Абрамченко также отметила, что сегодня в стране есть территории, где пока отсутствует необходимая для безопасной перевалки портовая инфраструктура. Поэтому в некоторых специальных районах, перечень которых также будет утвержден отдельно, перевалка будет осуществляться под контролем, добавила она. По словам заместителя руководителя информационно-аналитического центра «Альпари» Натальи Мильчаковой, крупные аварии, которые привели к значительному ущербу для окружающей среды, происходили, как правило, при небезопасной добыче нефти на морских буровых платформах либо при авариях танкеров или иных грузовых судов, произошедших из-за перевалки грузов, а не при рейдовых работах. Хотя беспокойства экологов во многом оправданны, у бизнеса в данном заочном споре есть серьезный аргумент против запрета рейдовой перевалки. Он заключается в том, что ни в России, ни в мире почти не было прецедентов крупных аварий, нанесших значительный ущерб экосистеме, которые происходили бы именно при перевалке грузов в море, - подчеркнула Наталья Мильчакова. По словам эксперта, в России самым крупным прецедентом, случившимся именно при перевалке грузов в открытом море, стал пожар на танкерах «Маэстро» и «Канди» в Черном море в начале 2019 года. Однако, как сообщалось, перевалка была нелегальной, а с теми судами, которые легально осуществляют такие операции, опасных прецедентов до сих пор не возникало, заключила аналитик. В крупных логистических компаниях и портах на запросы «Известий» не ответили. |
||
Проект «Виртуальная таможня» создан при участии Корпорации EMCTC. © 1998-2023 Виртуальная таможня России. Все права сохранены. |