![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
АБВГДЕЖЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЭЮЯ | |||
|
Итоги 2020 года для авиационной отрасли21.04.2021
![]() Прошедший год стал очень сложным периодом для мировой авиации. Ограничения, введенные для противодействия пандемии, нарушили привычные процессы воздушных грузоперевозок. Как развивалась ситуация на данном рынке и чего можно ожидать в ближайшем будущем, рассказала Наталия Шувалова, руководитель отдела авиаперевозок логистической компании «ДАКСЕР». Ситуация на рынке воздушных грузоперевозок стала меняться по мере распространения коронавирусной инфекции. Самый сложный период в отрасли наблюдался в феврале-марте 2020-го, с того времени ситуация с авиасообщением значительно улучшилась. В начале пандемии рынок пребывал в некоторой растерянности - было неясно, как долго сохранится непростая ситуация и когда запрет на полеты пассажирских рейсов будет снят. Примерно тогда же возникла и нехватка грузовых емкостей. Причиной стал всплеск спроса на перевозку средств индивидуальной защиты (СИЗов), которые в большом объеме доставлялись не только регулярными грузовыми рейсами, но и целыми грузовыми чартерами. Неясные сроки открытия границ, ажиотаж и приостановка полетов вызвали беспрецедентное повышение ставок на импортный авиафрахт, особенно из Юго-Восточной Азии. На некоторых направлениях тарифы на доставку выросли в три, а порой и в пять раз по сравнению с пиковыми сезонами прошлых лет. При этом отправить груз в ближайшие 5-7 дней было невозможно - свободных емкостей не осталось. Грузовые авиакомпании в то время смогли неплохо заработать. Также в выигрыше остались те, кто смог приспособить пассажирские самолеты под транспортировку грузов. На данный момент ситуация с емкостями и ставками по большей части стабилизировалась - на многих направлениях восстановлено пассажирское или чартерное авиасообщение под грузоперевозки. Если же говорить об изменениях в номенклатуре доставляемых грузов, то в 2020 году воздушный транспорт активно использовался в большей степени для перевозок отдельных товарных групп. Среди них - СИЗы, медицинская техника и лекарства. Однако данный рост спроса - это временное явление, обусловленное быстрым распространением пандемии COVID-19. Большинство импортеров товаров с высокой стоимостью из «доковидного» перечня (дорогостоящие электроника, оборудование, косметика и ряд других) сохранили почти прежние объемы доставок авиатранспортом. Высокие тарифы на фрахт и рост валютного курса не сильно повлияли на количество перевозок грузов данного сегмента. Что касается прогнозов на ближайшие 6 месяцев, то в текущей ситуации делать их довольно сложно, однако из-за возросшего спроса на доставку вакцины от COVID-19 небольшое увеличение объема авиагрузоперевозок вполне реально. Впрочем, это будет актуально только для тех перевозчиков, которые смогут обеспечить соблюдение температурного режима при транспортировке. Сколько продлится высокий спрос на перевозку вакцин - сказать трудно, так как на него прямым образом влияет эпидемиологическая ситуация. Если она ухудшится, многие страны могут начать производство вакцины своими силами, а в таком случае возможности роста спроса в долгосрочной перспективе будут сильно ограничены. К росту объемов авиаперевозок может также привести увеличение активности торговли на онлайн-платформах, но коснется это скорее только грузопотоков курьерских служб или крупных игроков данного рынка, имеющих собственный парк самолетов. В заключение отмечу, что на многих направлениях по-прежнему наблюдается недостаток емкостей, так как пассажирское авиасообщение все ещё не восстановилось в прежнем объеме. Так, на отдельных направлениях до пандемии летало от двух до четырех рейсов в день, сейчас - два-три рейса в неделю. В итоге ставки остаются довольно высокими и до их возвращения на «доковидный» уровень ещё далеко. |
||
![]() | |||
![]() |
![]() ![]() ![]() |
||
Проект «Виртуальная таможня» создан при участии Корпорации EMCTC. © 1998-2023 Виртуальная таможня России. Все права сохранены. |