АБВГДЕЖЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЭЮЯ
НАВИГАЦИЯ

Об использовании электронных железнодорожных накладных при международных перевозках

16.02.2021
Об использовании электронных железнодорожных накладных при международных перевозках

Александр Викторович Ульяненко, заместитель начальника отдела таможенных процедур и таможенного контроля Уральского таможенного управления. Доклад А. В. Ульяненко на заседании Консультативного совета по взаимодействию с участниками внешнеэкономической деятельности при Уральском таможенном управлении, декабрь 2020 г. В настоящее время ОАО «РЖД» осуществляет до 80% перевозок товаров для участников внешнеэкономической деятельности в другие страны и морские порты Российской Федерации с применением электронной железнодорожной накладной, без их дублирования на бумажных носителях. Полному переходу на электронные железнодорожные накладные препятствует отсутствие возможности применения таких накладных рядом иностранных перевозчиков. При таких отправках в программном средстве АС «ЭТРАН» в электронном виде оформляется экспортная накладная, подписываемая электронной подписью грузоотправителя, агента территориального центра фирменного транспортного обслуживания (ТЦФТО). Условием применения данной технологии является:
- заполнение графы 26 декларации на товары (далее - ДТ) «Вид транспорта внутри страны» - «20» (код железнодорожного транспорта);
- заполнение грузоотправителем в накладной в АС «ЭТРАН» поля «Декларация на товар» регистрационного (справочного) номера ДТ и соответствующей позиции товара из ДТ;
- проверка и получение ТЦФТО электронной отметки таможенного органа «Выпуск разрешен» во вкладке «История» АС «ЭТРАН». В целях исключения доставки грузоотправителем документов на бумажных носителях в таможенный орган для проставления отметок при приеме груза, планируемого к вывозу за пределы территории Союза, ОАО «РЖД» получает от ФТС России аналог отметки о выпуске товаров в виде электронного сообщения.

ОАО «РЖД» обеспечивает её визуализацию в графе 28 «Отметки для выполнения таможенных и административных формальностей». После этого грузоотправитель заверяет графу 1 «Отправитель» накладной своей подписью. В графе 26 «Дата заключения договора перевозки» - проставляется календарный штемпель перевозчика ОАО «РЖД». Таким образом, осуществляется электронное оформление железнодорожных накладных. Обращу Ваше внимание, что с 01 марта 2021 года в соответствии с положениями Решения Евразийского межправительственного совета от 17 июля 2020 г.№5 «О непроставлении отметок таможенных органов в транспортных (перевозочных), коммерческих и (или) иных документах при совершении таможенных операций в электронном виде» таможенные органы в значительной степени ограничиваются в полномочиях по проставлению отметок. Так, согласно указанному Решению, должностные лица таможенных органов проставляют отметки в следующих случаях:
- оформление разрешения таможенного органа на убытие товаров с таможенной территории Союза (в соответствии с пунктом 9 статьи 92 ТК ЕАЭС);
- оформление изменения, удаления, уничтожения или замены средств идентификации таможенным органом (в соответствии с абзацем вторым пункта 5 статьи 341 ТКЕАЭС);
- совершение таможенных операций, связанных с соблюдением маршрута перевозки товаров, установленного в отношении товаров, помещенных под таможенную процедуру таможенного транзита; И ещё в двух случаях, которые не являются стандартными:
- возникновение НШС - отсутствие у таможенного органа возможности обеспечить совершение лицом таможенных операций в электронном виде в связи с неисправностью используемых таможенными органами информационных систем, вызванной техническими сбоями, нарушениями в работе средств связи (телекоммуникационных сетей и информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»), отключением электроэнергии, а также в иных случаях;
- поступление в таможенный орган мотивированного обращения лица о проставлении отметок таможенных органов в транспортных (перевозочных), коммерческих и (или) иных документах на бумажном носителе, в том числе в связи с необходимостью соблюдения положений иных отраслей законодательства государств - члeнов Союза, помимо законодательства в сфере таможенного регулирования. При этом необходимо отметить, что пунктом 2 упомянутого решения определено, что Правительства государств - члeнов Союза до 01 декабря 2020 г. обеспечат внесение изменений в законодательство государств - члeнов Союза для исключения необходимости в целях соблюдения положений иных отраслей законодательства государств - члeнов Союза, помимо законодательства в сфере таможенного регулирования, предоставлять транспортные (перевозочные), коммерческие и (или) иные документы на бумажном носителе с отметками таможенных органов в случае, когда таможенные операции были совершены в электронном вид.

Таким образом, с учетом реализации пунктов Решения таможенные органы проставлять отметки в товаросопроводительных документах будут по сути в 3 случаях, проставление отметок при оформлении экспортных грузов таможенных органах по месту отгрузки товаров не предусматривается. Уважаемые коллеги, обращаю Ваше внимание, что учитывая изменения, о которых я сказал - практическая реализация возможности оформления железнодорожных накладных в электронном виде, а также отмена проставления отметок таможенных органов на товаросопроводительных документах, с учетом практики электронного декларирования - можно говорить о завершении мероприятий, результатом которых является возможность оформления экспортных грузов, перемещаемых железнодорожным транспортом, исключительно на безбумажной основе. И в завершение своего выступления, учитывая сроки начала реализации Решения №5 (с 01 марта 2021 г.) прошу Вас заблаговременно пересмотреть технологические процессы оформления документов в ваших организациях и предприятиях на предмет их актуализации, так что бы после 01 марта 2021 года предприятия не столкнулись с ситуацией когда Вам требуются «наши» отметки, а в силу законодательства мы их уже проставить не имеем возможности.

В рамках подготовки к нашему мероприятию поступило два проблемных вопроса, хотелось бы прокомментировать. В случаях, если на груз оформлено две и более таможенных декларации, при печати оригинала ж/д накладной выводится штамп, соответствующий только одной таможенной декларации, остальные декларации (и соответствующие штампы) в документе не отображаются, несмотря на то, что информация о них присутствует в системе «Этран» и в данные при заполнении ж/д накладных занесена. В подобных случаях оформление электронной ж/д накладной невозможно, приходится оформлять бумажный вариант. Необходимо проработать вопрос о доработке печатной формы оригинала электронной железнодорожной накладной с целью отображения в ней штампов о всех указанных в документе декларациях. Запрос по данной проблеме направлен ранее разработчику и будет отработан в ближайшее время. При сдаче документов с грузом на станцию отправления работники РЖД требуют от Отправителя электронную ж/д накладную на бумажном носителе, а также бумажные копии электронных ДТ. При отправке груза по накладным СМГС бумажная накладная не отменена. Приложение ДТ на бумаге носит рекомендательный характер и не является обязательным.

Проект «Виртуальная таможня» создан при участии Корпорации EMCTC.
© 1998-2023 Виртуальная таможня России. Все права сохранены.