АБВГДЕЖЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЭЮЯ
НАВИГАЦИЯ

Статистическая форма: изменение правил заполнения, порядка представления, административная ответственность

20.12.2020
Статистическая форма: изменение правил заполнения, порядка представления, административная ответственность

Елена Николаевна Козырина, начальник отдела таможенной статистики УТУ, Александр Эрнстович Курмаев, начальник отдела организации административных расследований УТУ. Доклад Е. Н. Козыриной на тему «Статистическая форма учета перемещения товаров: изменение правил заполнения, порядка представления» на Консультативном совете при УТУ, 23 сентября 2020 г. «24 июля 2020 вступило в силу «О порядке ведения статистики взаимной торговли товарами Российской Федерации с государствами - члeнами Евразийского экономического союза и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2015 г.№1329» (далее - Постановление). Постановлением утверждены новые правила заполнения статистической формы учета перемещения товаров (далее - статистическая форма) (далее - Правила) и порядок ведения таможенной статистики взаимной торговли. Какие изменения в порядке представления статформ?

- Самое главное - это то, что статистическая форма представляется в таможенные органы в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной . Представление статистической формы на бумажном носителе теперь не предусмотрено. - Увеличен срок для представления статистической формы: статформа теперь представляется не позднее 10-го рабочего дня, а не 8-го как было раньше, месяца, следующего за месяцем, в котором произведена отгрузка (получение) товаров. - Статистические формы учета перемещения товаров представляются в таможенные органы только заявителем. Определение заявителя дано пунктом 5 «Правил ведения статистики взаимной торговли товарами Российской Федерации с государствами - члeнами ЕАЭС». Т.е., иное лицо (например, таможенный представитель) не может представлять статформы в таможенный орган за своего клиента-участника ВЭД. - Статистические формы представляются на товары, учитываемые в статистике взаимной торговли в соответствии с Методологией, утвержденной . - Упрощен порядок представления статформы для товаров, отправляемых посредством торговли в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в адрес физических лиц: статистическая форма представляется по всем отгрузкам за отчетный месяц отдельно по каждой стране получения. В графе «Покупатель» для физического лица, являющегося получателем товаров, отправляемых посредством интернет-торговли, указывается - «Физическое лицо». - Урегулирован порядок подачи статформы на товары, временно ввезенные в Российскую Федерацию на срок до 1 года, в том числе в случае перехода права собственности на них. В этих случаях статформа также представляется не позднее 10-го рабочего дня календарного месяца, следующего за календарным месяцем, в котором срок нахождения товаров превысил 1 год или в котором произошел переход права собственности. - Установлен срок для представления заявителем дополнительных сведений, запрошенных таможенным органом, - в течение 10-ти рабочих дней со дня получения запроса. - Заявитель считается исполнившим свою обязанность по своевременному представлению статформы, если она представлена через личный кабинет в установленные сроки. - Датой представления статформы является дата её направления в таможенный орган через личный кабинет. Заявитель считается исполнившим обязанность по представлению статформы, содержащей достоверные сведения, в следующих случаях:
- если, получив уведомление об обнаружении должностным лицом таможенного органа недостоверных сведений, не позднее 10 рабочих дней со дня его получения представил в таможенный орган через личный кабинет новую статформу с достоверными сведениями вместе с заявлением об аннулировании прежней статформы. Т.е. в этом случае административная ответственность не наступает, несмотря на то, что недостоверные сведения в статистической форме выявило должностное лицо таможенного органа. - если самостоятельно обнаружил факт представления недостоверных сведений до его обнаружения должностным лицом таможенного органа и представил в таможенный орган через личный кабинет новую статформу с достоверными сведениями и заявление об аннулировании прежней статформы. Что касается представления статистических форм на товары, подлежащие декларированию.

Страна назначения. Код.
Беларусь. 2706 00 00 0, 2707, 2709 00 - 2715 00 000 0, 2901, 2902.
Казахстан. 2709 00, 2710, 2711, 2712 (за исключением кодов 2712 90 1100, 2712 90 190 0), 2713 11 000 0, 2713 12 000, 2713 20 000 0 - 2713 90 900 0.
Киргизия. 2709 00, 2710 12 411 0, 2710 12 412 0, 2710 12 413 0, 2710 12 419 0, 2710 12 450 0, 2710 12 490 0, 2710 19 421 0, 2710 19 422 0, 2710 19 423 0, 2710 19 424 0, 2710 19 425 0, 2710 19 429 0, 2710 19 460 0, 2710 19 480 0, 2710 19 210 0, 2713 20 000 0.
Армения. 2710 12 411 0, 2710 12 412 0, 2710 12 413 0, 2710 19 421 0, 2710 19 422 0, 2710 19 423 0, 2710 19 424 0, 2710 19 425 0, 2710 19 210 0, 2710 19 620 1, 2710 19 640 1, 2710 19 660 1, 2710 19 680 1, 2710 19 150 0.

В предшествующем постановлении было конкретно прописано, что на товары, подлежащие декларированию, статистическая форма не подается. В новых Правилах прямо не определены случаи непредставления статформ на товары, подлежащие таможенному декларированию в соответствии с правом ЕАЭС и нормативными правовыми актами Российской Федерации. Для формирования официальной статистической информации о взаимной торговле Российской Федерации с государствами - члeнами ЕАЭС таможенным органам достаточно сведений из статформ, а в отношении декларируемых товаров - сведений из деклараций на товары. В связи с этим подача статформ на товары, подлежащие декларированию путем подачи декларации на товары, может осуществляться на усмотрение участника внешнеэкономической деятельности, который в указанном случае считается исполнившим свою обязанность по представлению в таможенные органы сведений для формирования данных статистики взаимной торговли товарами Российской Федерации с государствами - члeнами ЕАЭС. Т.е. представляется декларация на товары, статформа может не представляться. Перечень товаров, подлежащих таможенному декларированию, не изменился.

В целях исключения рисков двойного учета товаров, перемещаемых в рамках взаимной торговли, и необоснованной нагрузки на участников внешнеэкономической деятельности ФТС России подготовлены предложения по внесению изменений в «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в части закрепления прямой нормы об отсутствии необходимости представления статформ на товары, подлежащие декларированию в соответствии с международными договорами Российской Федерации. Какие же изменения произошли в заполнении статистической формы?

- Для всех статформ регистрационный и системный номер присваиваются автоматически. - Для граф статформы «Продавец», «Покупатель», «Заявитель» определен порядок заполнения реквизитов для представительства (филиала) иностранной организации, аккредитованной в Российской Федерации. Для данных организаций указывается идентификационный номер налогоплательщика (ИНН), а также (при наличии) номер свидетельства об аккредитации (НСА) и код причины постановки на учет (КПП). - Расширен перечень указываемых документов в графе 10 статформы, добавлены: номер и дата первичного учетного документа бухгалтерского учета, подтверждающего списание товаров с бухгалтерского учета либо принятие к бухгалтерскому учету (оприходование) товаров (при наличии); номер и дата подачи декларации о сделках с древесиной при вывозе лесоматериалов (при наличии). - В графе 12 «Описание товара» дополнительно указываются сведения о производителе товара (при наличии сведений о нем), определенная информация для товаров, подлежащих прослеживаемости, а также товаров подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации. При заполнении статформы высвечиваются соответствующие поля. - Расширен перечень отметок о видах операций с товарами, указываемых в графе 19 «Дополнительные сведения». Добавлены коды:- 05 - переработка для внутреннего потребления в Российской Федерации;
- 06 - товары, срок временного ввоза (вывоза) которых был продлен и составил более 1 года;
- 07 - товары, вывозимые в рамках интернет-торговли в адрес физических лиц;
- 08 - товары, подлежащие прослеживаемости.

При представлении статформы на товары, сведения о которых относятся к государственной тайне, после регистрации статформы в ней не отображаются сведения в графе 10 Документы, в таблице Товары (графы с 11 по 20), и в графе 7 общая стоимость товаров равна «0». Указанная информация после регистрации статформы подлежит удалению из Личного кабинета участника ВЭД. В статформе остаются только общие сведения и сведения о заявителе». Доклад начальника отдела организации административных расследований УТУ Александра Эрнстовича Курмаева на тему «Практика привлечения лиц к административной ответственности по статье 19.7.13 КоАП России в зоне деятельности УТУ» на Консультативном совете при УТУ, 23 сентября 2020 г. «Административная ответственность за нарушение установленного порядка ведения таможенной статистики взаимной торговли с другими государствами - члeнами ЕАЭС введена в действие с 29.01.2017 и закреплена в . Согласно данной правовой нормы правонарушением является непредставление или несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров, а также представление статистической формы, содержащей недостоверные сведения (ч.1 ст.19.7.13 КоАП России). Кроме того, предусмотрена ответственность за повторное совершение перечисленных выше деяний (ч.2 ст.19.7.13 КоАП России).

Отдельно остановлюсь на ситуациях, когда действия или бездействия лиц не повлекут привлечения к административной ответственности. Так, предусмотренная Правилами обязанность будет выполнена в следующих случаях:
- если лицо, получив уведомление об обнаружении должностным лицом таможенного органа недостоверных сведений, не позднее 10 рабочих дней со дня его получения представит в таможенный орган через Личный кабинет новую статистическую форму с достоверными сведениями вместе с заявлением об аннулировании прежней статистической формы;
- если лицо самостоятельно обнаружит факт представления недостоверных сведений до его обнаружения должностным лицом таможенного органа и представит в таможенный орган через личный кабинет новую статистическую форму с достоверными сведениями и заявление об аннулировании прежней статистической формы. При таких обстоятельствах в действиях лица (заявителя) будет отсутствовать состав правонарушения по России. Также необходимо учесть, что в новых Правилах прямо не определены случаи непредставления статистических форм на товары, подлежащие декларированию в соответствии с правом ЕАЭС и нормативными правовыми актами РФ.

На основании изложенного, возник вопрос о том, необходимо ли предоставление статистических форм в случае, если товары, перемещаемые в государства - члeны Евразийского экономического союза, уже продекларированы в установленном порядке. В данном случае, такой обязанности не возникает, так как все сведения, необходимые для целей таможенной статистики участник ВЭД уже заявил в декларации на товары. При указанных обстоятельствах в бездействии лица (заявителя) отсутствует событие правонарушения по ст.19.7.13 КоАП России. Как показывает практика привлечения лиц к административной ответственности по ст.19.7.13 КоАП России, основными причинами совершения данной категории правонарушений являются:
- низкий уровень правовой грамотности участников ВЭД, которые зачастую не знают о наличии обязанности по предоставлению статистической отчетности в таможенные органы, особенно это касается субъектов малого и среднего предпринимательства;
- слабый уровень организации работы по представлению статистических форм на предприятиях, что выражается в отсутствии работников, на которых возложена обязанность по предоставлению отчетности в таможенные органы, слабый уровень взаимодействия между различными подразделениями одного юридического лица, необеспечение исправной работы программных средств;
- пренебрежительное отношение к исполнению обязанностей, возложенных на лицо таможенным законодательством, что характерно для лиц, привлекаемых к ответственности за повторно совершенное правонарушение по ч.2 ст.19.7.13 КоАП России. В связи с изложенным, одним из наиболее важных вопросов остается профилактика правонарушений данной категории».

Проект «Виртуальная таможня» создан при участии Корпорации EMCTC.
© 1998-2023 Виртуальная таможня России. Все права сохранены.