АБВГДЕЖЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЭЮЯ
НАВИГАЦИЯ

В Алтайском крае возрождают грузоперевозки по Оби

30.08.2020
В Алтайском крае возрождают грузоперевозки по Оби

Еще три года назад речная навигация в Алтайском крае длилась чуть больше двух месяцев. Сегодня грузы по водным путям перевозятся в течение полугода. Все благодаря дноуглубительным работам, которые производит Барнаульский район водных путей и судоходства. Сейчас в распоряжении организации четыре земснаряда, при помощи которых ежегодно извлекается более 1,3 миллиона кубических метров грунта. Своевременная помощь. Но ещё несколько лет назад такие результаты казались нереальными. Объем дноуглубительных работ составлял 300 тысяч кубов в год, а самый мощный в крае землесосный снаряд «Обский-1006» и вовсе хотели списывать. Машина была в ужасном состоянии, - вспоминает её командир Андрей Северинов. - Подводная часть корпуса совсем сгнила, дизельный двигатель не работал, лебедки тоже. Бывало, просыпаемся утром, а палубу затопило. По колено в воде ходили. Да и работала тут одна пьянь. А сейчас все исправно и в экипаже настоящие профессионалы. Чтобы починить такой агрегат, нужны немалые затраты. Только на обновление корпуса было потрачено 15 миллионов. Оборудование и жилые помещения ремонтировали своими силами, но материалы, которые не производят у нас в стране, обошлись предприятию почти в 30 миллионов рублей. Привлечь такие средства удалось только благодаря подписанию в 2015 году трехстороннего соглашения между краевыми властями, администрацией Обского бассейна и частным бизнесом, которое год назад было продлено ещё на три года.

Это уникальное для нашей страны соглашение, заключить которое все ещё не удалось в других регионах. Основная цель - сделать реки Алтайского края пригодными для перевозок и весной, и осенью, а также сохранить флот и рабочие места. На это из бюджета региона ежегодно выделяется порядка 19 миллионов, из федерального бюджета - 42 миллиона, частные организации добавляют 2,4 миллиона рублей. В результате речной грузопоток вырос в три раза. Очевидная выгода. За три года реализации соглашения водными путями переправлено 3,1 миллиона тонн грузов, из которых 2 миллиона тонн были переориентированы с автодорог. Во все времена речной транспорт был одним из самых дешевых по себестоимости, - объясняет заместитель министра транспорта Алтайского края, начальник управления дорожного хозяйства Валерий Никитюк. - Благодаря таким перевозкам удается не только существенно сэкономить, но и снизить нагрузку на дороги. От этого увеличивается срок их эксплуатации, что для края тоже очень выгодно. Бия и Катунь - это начало водных путей, поэтому транзитный транспорт по нашему региону не проходит. Реки используют только местные перевозчики. Транспортировку осуществляют тысячетонные баржи и буксировщики, переправляющие песок и щебень. Осенью начнется перевозка леса.

Сегодня перевезено уже порядка 600 тысяч тонн грузов, в прошлом году эта цифра составляла 550 тысяч. Ожидается, что до конца навигационного периода (конец октября - начало ноября) удастся транспортировать около 1 миллиона тонн. Увеличение грузопотока напрямую связано с тем, что нашим филиалом выполняется комплекс путевых работ. Мы разрабатываем перекаты, углубляем дно, поэтому флот ходит с низкой осадкой, возит больше грузов и может заниматься этим с большей безопасностью и гораздо дольше, - подчеркивает начальник Барнаульского района водных путей и судоходства Александр Чуприн. Сейчас дноуглубительные работы ведутся на Верхней Оби и участке Барнаул - Малетино, два земснаряда уже выполнили план. Главное - не останавливаться. «Экипаж - это моя гордость, я его три года собирал по всей Сибири», - заявляет командир снаряда «Обский-1006». В Алтайском крае, по его словам, такую команду набрать не получится - для работы необходимо образование, а у нас в регионе этому не учат. Поэтому часть работников приехали из Новосибирска, кто-то из Омска и даже из Перми.

Работают речники вахтовым методом, от начала до конца периода навигации. У каждого члeна экипажа отдельная каюта, снаряд оборудован душем, кухней и туалетом. На борту 13 человек, и все, от повара до командира, считают судно своим вторым домом. Мы работаем в две смены по восемь часов. У каждого свои обязанности, но главное - поддерживать снаряд в чистоте и порядке, чтобы механизмы в какой-то момент не отказали, - объясняет помощник механика Сергей Новиков. - Тут один только двигатель обладает мощностью в тысячу лошадиных сил, без ухода его оставлять нельзя. В сутки наш снаряд потребляет 6 тонн топлива, 1 тонна стоит 50 тысяч рублей, поэтому работа очень ответственная. Сезон навигации может быть и круглогодичным, но для этого нужны ледоколы. Пока наш край в этом не заинтересован, потому что песок и щебень зимой почти не востребованы. «Если бы мы, как Красноярск, возили руду, то ещё можно было задуматься. Пока необходимости нет», - объясняет Чуприн. Когда река покрывается льдом, экипаж земснарядов уходит в отпуск, который длится четыре месяца. Потом начинается сезон судоремонта. Дноуглубление - работа постоянная, как очистка дороги от снега. Если её не выполнять, то через какое-то время все разработанные перекаты опять занесет. Поэтому, чтобы сезон навигации продолжал длиться по полгода, в апреле на земснаряде вновь соберется экипаж, чтобы пройти по тому же маршруту, что и год назад, а вслед за ним поплывет грузовой транспорт.

Проект «Виртуальная таможня» создан при участии Корпорации EMCTC.
© 1998-2023 Виртуальная таможня России. Все права сохранены.