АБВГДЕЖЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЭЮЯ | |||
|
Белоруссия защитилась от импорта бензина08.03.2020
Власти страны повышают акциз на зарубежное топливо. Белоруссия разыграла новую карту в споре с Россией по ценам на нефть для республики. Минск пытается заставить российские нефтекомпании, которые отказываются продавать сырье на белорусские НПЗ без премии, перейти на давальческую схему, чтобы в том числе загрузить их собственные АЗС в республике. Для этого Белоруссия в четыре раза повысила акциз на ввоз нефтепродуктов, которые, впрочем, сейчас из России ввозить нельзя. Президент Белоруссии Александр Лукашенко подписал указ, повышающий с 1 марта до конца 2020 года акциз на импорт нефтепродуктов. Согласно документу, опубликованному на нацпортале 4 марта, ставка на бензин 5-го экологического класса вырастет до 1,2 тыс. белорусских рублей за тонну, на дизельное топливо аналогичного класса - до 737,3 руб. за тонну. В Минске не скрывают, что меры направлены на то, чтобы заставить крупнейшие российские компании, с 2020 года остановившие поставки на белорусские НПЗ, поставлять сырье по давальческой схеме, в том числе для обеспечения собственных АЗС в республике. Как пояснил «Интерфаксу» представитель госконцерна «Белнефтехим» (управляет Мозырским и Новополоцким НПЗ) Александр Тищенко, в рамках предложенной схемы нефть из России будет поставляться без премии к экспортному нетбэку, при этом только 20% из них нефтекомпании смогут получать в виде нефтепродуктов по давальческой схеме. Ранее компания уже вела переговоры о давальческих поставках с «Газпром нефтью», но они не имели результата. Самая большая сеть АЗС из российских компаний в Белоруссии у ЛУКОЙЛа. Компании принадлежит 83 АЗС, а также 5 нефтебаз общим объемом хранения около 20 тыс. кубометров. Это составляет около 13% в общем объеме реализуемых в республике нефтепродуктов. Еще 49 АЗС у «Газпром нефти», «Роснефть» владеет 36 станциями, ещё 18 заправок - у «Татнефти». Таким образом, российские компании занимают около четверти белорусского рынка. Однако они не могут импортировать топливо для своих АЗС из России, согласно соответствующему межправсоглашению от 2017 года. Такой запрет был инициирован Москвой в связи с тем, что экспорт нефтепродуктов в Белоруссию приводил к потерям бюджета в 12 млрд руб. в год, по оценке Минэнерго. Срок действия межправсоглашения истек в конце 2019 года, но, по словам одного из собеседников «Ъ», фактически запрет на поставки действует до сих пор. То есть российские нефтекомпании могут снабжать свои АЗС в Белоруссии либо закупая топливо у «Белнефтехима», либо импортируя его из Европы, что теперь особенно невыгодно из-за роста акциза. Так что, уверяют два источника «Ъ», знакомые с ситуацией, принятый Александром Лукашенко указ не окажет влияния на продолжающиеся переговоры о поставках нефти на белорусские НПЗ и не отразится на работе российских компаний, которые владеют АЗС в республике. В «Белнефтехиме» при этом пояснили, что продолжат поставлять топливо на АЗС российских нефтекомпаний в Белоруссии. Сейчас, говорит один из собеседников «Ъ», нефтекомпании испытывают серьезные трудности с обеспечением своих заправок в республике, так как белорусские НПЗ наполовину простаивают (сейчас из России нефть на них поставляет только группа «Сафмар» Михаила Гуцериева). При этом, считают источники «Ъ», даже полная остановка работы сетей АЗС российских компаний в Белоруссии существенно не отразится на их финансовых и производственных результатах. Василий Танурков из АКРА согласен, что после повышения акциза для российских производителей ничего не поменяется. Более того, считает эксперт, со стороны Белоруссии это может быть не столько защита внутренних производителей, сколько способ частично компенсировать будущие потери белорусского бюджета, связанные с постепенным завершением налогового маневра в России, в результате которого в ближайшие годы цена российской нефти для республики будет расти. Видимо, поэтому и пониженный коэффициент для белорусских НПЗ введен только на год, а дальше рост акцизов станет источником пополнения бюджета Белоруссии и компенсации снижения доходов, выпадающих в связи с ростом цен на нефть, считает он.
Другие новости:
|
||
Проект «Виртуальная таможня» создан при участии Корпорации EMCTC. © 1998-2023 Виртуальная таможня России. Все права сохранены. |