АБВГДЕЖЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЭЮЯ
НАВИГАЦИЯ

На Северном морском пути создадут лучшие условия для бизнеса

18.06.2019
На Северном морском пути создадут лучшие условия для бизнеса

На территории, расположенной вдоль берегов Российской Арктики, создадут самые экономически привлекательные условия для грузоперевозок. Если к 2024 году Северный морской путь (СМП) уже будет обеспечен условиями для провоза не менее 80 миллионов тонн грузов, то к 2030 году на нём запустят инфраструктуру для выхода на круглогодичное использование, причём самую удобную и экономически привлекательную как для российского, так и для иностранного бизнеса. Воплотить столь глобальные задачи единому инфраструктурному оператору СМП Росатому поможет международная общественная структура по развитию Севморпути - Общественный совет, учредительное заседание которого прошло на полях Петербургского международного экономического форума. О планах создания этой структуры генеральный директор госкорпорации Алексей Лихачёв говорил на Арктическом форуме. В неё вошли все заинтересованные в развитии СМП лица - представители федеральных органов исполнительной и законодательной власти, субъектов, входящих в российскую Арктическую зону, бизнеса, общественных организаций и деятели науки. На первой, «пусковой» встрече участники лишь наметили предстоящие цели, а к обсуждению практических вопросов они перейдут в сентябре на Восточном экономическом форуме.

Два горизонта работы. «Перед нами поставлена краткосрочная задача - в историческом смысле краткосрочная: к 2024 году обеспечить ежегодный провоз не менее 80 миллионов тонн грузов по Севморпути, создать ледокольный флот и выстроить удобную логистику в уже существующих портах, - задал тон разговору Алексей Лихачёв. - Это прямой указ Президента России, и мы его выполним, у нас есть план этой деятельности, и мы идём по нему точно и в срок. Но после 2024 года жизнь не заканчивается, любой бизнес строит свои планы на десять - двадцать лет вперёд, и в этом смысле мы видим как минимум два серьёзных горизонта работы в Арктике на территории СМП». Первый горизонт - это 2025-2030-е годы. В этот период должна быть завершена вся инфраструктура круглогодичного использования СМП, включающая обновление его технологической платформы, внедрение цифровых логистических продуктов, навигаций и связи. По словам Лихачёва, она будет «полностью обеспечивать безопасность, мобильность и скорость передвижения по СМП в любое время года и суток». Ключевой элемент инфраструктуры СМП - это ледоколы, подчеркнул генеральный директор государственной судоходной компании «Совкомфлот» и руководитель организационного комитета Совета Сергей Франк. Они не только сделают маршрут надёжным, но и раздвинут и расширят его навигационные возможности. Кстати, первое заседание Совета прошло не где-нибудь, а на строящемся мастерами Балтийского завода атомном ледоколе «Арктика», который уже этой зимой будет готов для проведения испытаний на арктических льдах. Лихачёв обратил внимание, что этот ледокол - самый мощный в мире.

Сергей Франк напомнил, что именно в Петербурге по проекту адмирала Степана Макарова в 1897 году был заложен первый ледокол арктического класса. «Я уверен, многие поколения русских моряков мечтали о том дне, когда СМП будет полноценно работать для всех купцов, для торговли, и мы сейчас свидетели этому!» - заметил Франк. Второй этап - 2030-е годы, и здесь открываются ещё более широкие перспективы. «Мы хотим значительно изменить всю евразийскую логистику наряду с Суэцким каналом и сделать не менее, я подчёркиваю, а более экономически привлекательные условия движения грузов из Востока и Азии в Европу», - рассказал Лихачёв. Он отметил, что проект по инфраструктурному развитию Севморпути до 2035 года представят Правительству России осенью этого года. А формироваться он будет с учётом мнений и предложений всех участников Совета, потому что только с их помощью может сложиться «эффективная национальная магистраль». «И нам не обойтись без привлечения лучших международных практик, - сказал Лихачёв. - У нас будут отдельные переговоры с европейскими компаниями, лидерами морских перевозок, которые уже вполне представляют эту логистику. Одна из наших главных задач - сделать СМП привлекательным для банковского продукта, потому что, конечно, бюджетных денег России на всё не хватит, да и это не наша цель - опираться в первую очередь на бюджетные средства».

Об ориентированности развития СМП на потребности бизнеса и грузоотправителей говорил и Сергей Франк. По его словам, Совету нужно найти темы, которые будут наиболее востребованы для тех, кто «регулярно коммерчески пользуется этим маршрутом». «Будет ли это тарифообразование либо аспект безопасности, организационный аспект - здесь повестка дня очень богатая», - уточнил он. Тем более что Северный морской путь сейчас активно интегрируется в цепи глобальных поставок и интерес к нему растёт, добавил Франк. «Раньше мы не могли воспользоваться преимуществами СМП из-за климатических, технологических ограничений, - продолжил он. - Но сейчас мы видим, что создаются лучшие условия, чтобы это было поставлено как на благо национальной экономики, на благо интересов российской внешней торговли, её интеграции, активного функционирования глобальной экономики, так и на пользу всех тех, кто хотел бы передвигаться по этому маршруту, сэкономить расстояние, завезти груз дешевле и удобнее». Обеспечить российское лидерство. Развитие Севморпути, как и в целом освоение Арктики, находится в разряде приоритетных вопросов российского Совета Федерации, заявил на встрече председатель Комитета верхней палаты парламента по международным делам Константин Косачев. Но без качественного законодательства в этой области путь реализации проекта будет более долгим, а может быть, и невозможным, подчеркнул сенатор.

«Законодательство находится в динамике, и яркий тому пример - судьба закона Арктической зоны, - утешил Косачев. - И поскольку сам проект СМП стал развиваться в геометрической прогрессии, как сообщили коллеги, я думаю, что и российское законодательство должно устанавливать для себя точно такие же темпы. И мы будем это делать». По словам политика, всем участникам Совета необходимо научиться сопрягать усилия различных ветвей власти, ведомств и развивать государственно-частное партнёрство. «Наш Общественный совет решит две важные задачи: это и дополнительное содействие в координации всех участников этого проекта, и его популяризация. И очень важно, чтобы население России воспринимало этот проект как свой, отечественный, который выводит нашу страну в мировые лидеры», - сказал Косачев.

Проект «Виртуальная таможня» создан при участии Корпорации EMCTC.
© 1998-2023 Виртуальная таможня России. Все права сохранены.