АБВГДЕЖЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЭЮЯ
НАВИГАЦИЯ

Специфика перевозок железнодорожным транспортом навалочных и насыпных грузов

18.06.2019
Специфика перевозок железнодорожным транспортом навалочных и насыпных грузов

Самым востребованным грузом на железной дороге сегодня является каменный уголь. Более 30% от общего объема всех грузоперевозок занимает транспортировка именно каменного угля. Железная дорога является самым удобным, экономичным и экологичным способом для перевозки этой горной породы. Транспортируют уголь в полувагонах, которые должны иметь зазоры в разгрузочных люках, соответствующие техническим стандартам. Полувагоны должны отвечать всем общетехническим нормам, быть исправными и годными к эксплуатации. Перед загрузкой вагонов должна быть произведена обязательная очистка от мусора и песка. В начале загрузки каменного угля отправитель груза должен проконтролировать состав в целях соблюдения требований экологической безопасности для уменьшения естественных потерь, защиты от возможного загрязнения природы и железной дороги. Перед отправлением происходит взвешивание вагонов для проверки соответствия их техническим стандартам и условиям. Если имеется необходимость корректировки веса, уголь можно или догрузить, или, наоборот, разгрузить до необходимой массы. Некоторые современные точки выработки каменного угля оснащены специальным бункерным оборудованием, которое при погрузке одновременно взвешивает продукт и корректирует его массу. Поэтому дополнительные меры не требуются.

При перевозке каменного угля необходимо соблюдать ряд требований, вытекающих из его свойств. Эта горная порода органического происхождения легко воспламеняется, горючая. В сочетании с высокой температурой и влагой имеет особенность к самонагреванию и самовозгоранию. К возгоранию может привести свойство каменного угля поглощать кислород из воздуха, затем при окислении накапливать тепло. Таким образом, угольная пыль вместе с некоторыми другими веществами может сформироваться во взрывчатую смесь. Поэтому полувагоны для погрузки каменного угля должны быть тщательно очищены от предыдущих грузов, а также закрыты от проникновения солнечных лучей и попадания осадков. Наиболее востребованными вагонами для перевозки кокса являются универсальные полувагоны, хотя имеется практика перевозки и в универсальных вагонах. Разные виды кокса имеют свои особенности. Это необходимо учитывать при транспортировке. Для контроля в сопроводительных документах проставляется марка кокса, например «Кокс литейный». Это позволяет произвести правильную перевозку груза. Так, коксовая мелочь может смерзнуться при низких температурах. Как правило, перевозка кокса осуществляется в одном направлении по замкнутой линии.

Торф, как горючее полезное ископаемое, не транспортируют на дальние расстояния, он не поставляется за границу. Удельный вес торфа от 200 (сухой продукт) до 500(влажный продукт) кг/куб. м, в зависимости от состава. Для его транспортировки используются специализированные полувагоны большой емкости при закрытых дверях и люках. Это могут быть саморазгружающиеся самосвалы и бункерные полувагоны. Чем выше влажность торфа, тем дороже обойдется его транспортировка. При долгом хранении может произойти нагревание и самовозгорание торфа. Руда может перевозиться в разном виде: сортированная руда, рудные концентраты, горячий либо охлажденный агломерат и т.д.Каждый вид руды имеет свои свойства, от которых зависят способы её транспортировки. Большую роль играют вес, состав, влажность, пористость и т.д.Продукты специальной термической обработки - агломерат и окатыши - перевозятся на расстояние до 400 километров в агловозах при высоких температурах. В основном руду транспортируют с Урала и Центральной России в думпкарах и хопперах (полувагонах с наклонными боковыми стенками), реже на платформах, используя отправительские или кольцевые маршруты.

Цемент - это искусственное неорганическое вяжущее вещество в виде серого порошка. При его перевозке в сопроводительных документах обязательно указывается марка и вид продукта. Поскольку цемент имеет свойство спрессовываться и распыляться и попадать в дыхательные пути человека, персонал при его погрузке должен использовать в работе средства защиты. Цемент обычно транспортируется в крытых вагонах цементовозах. Он перевозится либо насыпью, либо, при поставке за границу, в специальных крытых цистернах, которые имеют люки для загрузки сверху и для разгрузки снизу. Емкости при этом предоставляет грузоотправитель. При перевозке цемента в специализированных вагонах грузополучатель должен иметь необходимое оборудование для его разгрузки, поэтому требуется согласие его на такую транспортировку. Чаще цемент упаковывают в бумажные мешки по 70 кг. На каждый вагон наклеивается паспорт, в котором указывается сорт цемента, его классификация. Грузополучатель на руки получает документ для проверки всех заказанных параметров получаемого груза. В открытых и закрытых вагонах возможна перевозка кирпича. Часто его перевозят на поддонах в специальной таре либо упаковывают в брикеты.

Проект «Виртуальная таможня» создан при участии Корпорации EMCTC.
© 1998-2023 Виртуальная таможня России. Все права сохранены.