АБВГДЕЖЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЭЮЯ
НАВИГАЦИЯ

Три барьера лесного экспорта

30.05.2019
Три барьера лесного экспорта

Александр Сидоренко, председатель ассоциации «Дальэкспортлес»: - Принятые правительством Российской Федерации в декабре 2018 года постановления о тарифных квотах на экспорт круглого леса в увязке с объемами переработки позволят Хабаровскому краю в течение трёх лет увеличить объемы заготовки древесины на 2,5 миллиона кубометров и существенно улучшат экономику инвестиций в деревопереработку. Но есть ряд вопросов, которые необходимо решить. Первый - это инфраструктура РЖД. Чтобы успеть перевезти весь этот объём, необходимо сокращение простоя погруженного подвижного состава в ожидании сдачи в экспортную перевозку лесных грузов. «Лесные» железнодорожные станции расположены на удалении от мест выпуска таможенных деклараций, фитосанитарных сертификатов (ФСС) и так далее. Требуются дополнительные сутки, чтобы доставить экспортные декларации, ФСС, накладные на станцию отправления, чтобы РЖД приняла подвижной состав в экспортную перевозку. Внутри страны вагоны сдаются в перевозку по компьютеру с использованием электронной цифровой подписи (ЭЦП) по системе ЭТРАН. Технология отработана. Но на экспорт необходимо иметь в бумажном виде грузовую таможенную декларацию и оригинал фитосанитарного сертификата. Выход очевиден - наладить электронное взаимодействие Россельхознадзора, ФТС и РЖД, чтобы последние могли принимать гружёные вагоны в экспортную перевозку, «видя» в электронной базе все документы.

Также необходимо внести изменения в Налоговый кодекс (НК РФ), предписывающий в перечне документов, представляемых в инспекцию для подтверждения ставки НДС «0», или при возмещении НДС, наличие на бумажном носителе грузовой таможенной декларации (ГТД) с оригинальной отметкой таможенного органа «Товар вывезен». Этот документ для ИФНС нужно заменить на электронный с аутентичностью информации. Другой необходимый шаг - распространить действие экспортных квот с пониженной экспортной пошлиной на предприятия лесопромышленного комплекса, поставляющие лес на обработку внутри страны. Сегодня льготу имеют только создатели современных высокотехнологичных обрабатывающих мощностей. По объективным экономическим причинам не все лесозаготовительные предприятия края могут реализовать подобные проекты. Они требуют сотни миллионов долларов, квалифицированные кадры, инфраструктуру. Кроме того, вся наша «низовка» от Комсомольска-на-Амуре до Николаевска имеет низкую транспортную доступность, очень дорогую электроэнергию - до 20 рублей за киловатт - при том, что в Амурске это 3 рубля. Заготовительные предприятия могут поставлять лес на обработку в уже созданные в крае центры. Их мощности недозагружены. Но значительная часть, главным образом низкосортная древесина, в переработку не пойдёт. Её можно поставлять только на экспорт. На этот объём целесообразно распространить квоты. Тогда в целом предприятия будут экономически эффективны. Достоверно администрировать поставки лесоматериалов на переработку позволит действующая система учета сделок с древесиной ЕГАИС.

Возможность кооперации лесопромышленников с лесопереработчиками позволит, по нашим оценкам, значительно увеличить объем заготовки древесины и в итоге увеличить доходы консолидированного бюджета государства на 70 процентов. Конечно, решить эти вопросы можно только на уровне правительства РФ. Но есть один момент, который мы можем изменить на уровне Хабаровского края. Порядок учёта сделок с древесиной регулируется краевым законом «Об организации деятельности пунктов приёма и отгрузки в Хабаровском крае». Параллельно с 2013 года Лесной кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях обязывают хозяйствующиее субъекты регистрировать свои сделки с древесиной и перемещением древесины в ЕГАИС. Все смежные контролирующие и административные органы: Рослесхоз, ФТС и иные могут в онлайне контролировать сделки с древесиной и их перемещение, своевременно выявлять и пресекать нарушения этого закона. Получается, что бизнес предоставляет двойную отчётность. Освободить экспортёров от лишней отчётности (но не оперативного контроля) можно, несколько скорректировав краевой закон.

Проект «Виртуальная таможня» создан при участии Корпорации EMCTC.
© 1998-2023 Виртуальная таможня России. Все права сохранены.