АБВГДЕЖЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЭЮЯ | |||
|
Хорошо забытое старое30.05.2019
Создать российско-китайскую экономическую зону приморский бизнес предлагал 20 лет назад. Китай и Россия договорились начать работу по созданию трансграничной территории опережающего развития в районе пунктов пропуска Пограничный в Приморье и Суйфэньхэ в КНР. Такое заявление было сделано в Харбине, на церемонии открытия Годов межрегионального сотрудничества России и Китая и встрече вице-премьера - полпреда президента в ДФО Юрия Трутнева и вице-премьера Госсовета КНР Ван Яна. Общие инвестиции в проект могут составить порядка двух миллиардов долларов. Бизнес на границе. Проработкой проекта займется рабочая группа, образованная в составе межправительственной российско-китайской комиссии по развитию регионов. Подробностей пока немного. «В настоящее время Минвостокразвития совместно с заинтересованными организациями ведет разработку проекта межправительственного соглашения о создании трансграничной зоны экономического сотрудничества «Пограничный-Суйфэньхэ», в котором будет определен механизм её создания и функционирования», - сообщила корреспонденту «РГ» пресс-служба ведомства. Но уже известно, что внутри ТОР предусмотрено свободное перемещение (без оформления виз) людей, товаров и услуг, а также режим беспошлинной торговли. Сообщение между российской и китайской частями обеспечит специальный пешеходный переход. Здесь планируется «построить предприятия по выпуску конкурентоспособной экспортной продукции, а также торговые и развлекательные объекты для привлечения туристов из Китая». Резиденты смогут без ограничений поставлять свою продукцию на рынки обеих стран. Управлять трансграничной ТОР будет «наблюдательный совет из представителей заинтересованных ведомств России и Китая». Более детальная информация будет готова к IV Восточному экономическому форуму, который пройдет во Владивостоке с 11 по 13 сентября. Об этом сообщила пресс-служба ведомства. Двадцать лет назад. Для приморцев в этой идее нет ничего нового. Реализовать именно на этой площадке очень похожий (вплоть до мелочей!) проект, чтобы использовать для развития приграничных территорий преимущества соседства с Китаем, приморский бизнес при поддержке краевых властей пытался с конца прошлого века. Но в то время федеральная власть с большой опаской относилась к таким смелым идеям, хотя и не лишала надежды. Потребовалось почти 20 лет, чтобы были приняты законы о свободном порте Владивосток и о территориях опережающего развития на Дальнем Востоке, где прописаны льготы, о которых приморский бизнес тогда мог только мечтать. А ведь приграничный торгово-экономический комплекс «Пограничный - Суйфэньхэ» (ПТЭК) как раз и задумывался как пилотный проект для отработки новых форм приграничного сотрудничества не только в области торговли, но и в сфере логистики, совместных промышленных зон. Его реализация началась в 2003 году, хотя идеи перейти от челночной торговли на другой уровень партнерства, создав на границе необходимую транзитно-транспортную и другую инфраструктуру для обслуживания бизнеса, появились в конце 90-х годов. Под ПТЭК была выбрана площадка в 7 километрах от станции Гродеково, через которую идет значительная доля российско-китайских грузов. В сочетании с близостью к морским портам и наличием автомагистралей - это прекрасное место для создания крупного транспортно-логистического центра, в том числе для обслуживания «МТК «Приморье-1"! Нашлись с обеих сторон и частные инвесторы. На российской стороне была создана инженерная инфраструктура, - построен центр делового общения, на китайской - гостиница и огромный торговый центр, чтобы граждане двух стран могли приезжать по упрощенной схеме, вести переговоры, покупать интересующие их товары и отдыхать. На втором этапе предполагалось организовать инфраструктуру для обслуживания бизнеса - таможенное, транспортно-логистическое, консалтинговое, юридическое, банковское, туристическое обслуживание, наладить производство, в том числе высокотехнологичное, расширить спектр возможностей для отдыха, построив здесь аквапарк, горнолыжные трассы и т.д. 16 августа 2006 года была запущена первая очередь комплекса, но калитка в разделительном ограждении между участками так и осталась на замке. Китайская сторона некоторое время пыталась «расшевелить» свою часть комплекса, но без большого потока туристов сделать это было непросто. Некоторое время гостиница, к слову, единственная в Суйфэньхэ, где был бассейн, работала для приема своих и российских туристов, но наполняемость её оставляла желать лучшего, и её вскоре закрыли. В торгово-выставочном комплексе периодически проходят выставки, в августе самая масштабная - международная выставка приграничной торговли. Российская часть комплекса работала только в день открытия: посещение её до сих пор технически невозможно. Для этого нужно рядом с ним расположить контрольно-пропускной пункт или огородить дорогу, чтобы не было возможности нелегально пересечь границу. Проектирование нового КПП «Пограничный» началось в рамках подготовки к саммиту АТЭС-2012, но строительство до сих пор не завершено (проект устарел, проектированием занимается новый подрядчик). До создания на территории ПТЭКа производств, с тем, чтобы там работали, в том числе и китайские граждане, приезжая по упрощенной схеме в комплекс и возвращаясь затем домой, дело так и не дошло. Лед тронулся? Как сообщил корреспонденту «РГ» ведущий научный сотрудник Тихоокеанского института географии ДВО РАН Юрий Авдеев, участвовавший в разработке первой и последующих концепций проекта, два года назад он актуализировал информацию о ПТЭКе по просьбе экс-губернатора Приморья Сергея Дарькина и его заместителя по внешнеэкономическим связям Игоря Иванова (сейчас оба занимаются бизнесом), чтобы представить проект вице-премьеру Юрию Трутневу. Разница между поселком Пограничным, который за 20 лет почти не изменился, и Суйфэньхэ, который превратился в большой город и продолжает динамично развиваться, видимо, произвела на побывавшего там полпреда сильное впечатление, раз предпринимается вторая попытка создать на границе «точку роста». Режим свободного порта Владивосток распространяется и на Пограничный район - это принципиально важный шаг для устранения сложившейся диспропорции в развитии приграничной территории. Но нам надо поторопиться, ведь Суйфэньхэ реально становится серьезным приграничным экономическим центром, причем не местечковым, а региональным. То, что мы когда-то начинали вместе, китайцы реализовали на 300%, - с горечью констатирует Юрий Авдеев. Китайская сторона активно продвигает создание международного перехода «Владивосток - Суйфэньхэ - Харбин - Маньчжурия - Чита». Представительства города созданы в России, Японии и Южной Корее, запущен международный маршрут Гуандун - Суйфэньхэ - Европа для трансграничной перевозки контейнеров, продолжается ускоренная реконструкция пункта пропуска, мощность которого увеличится почти втрое. По словам эксперта, «местные власти Китая рассматривают проект особой экономической зоны в целом города Суйфэньхэ, что ещё больше активизирует деятельность на этой территории». Сегодня совершенно очевидно, что концепция ПТЭК прекрасно вписывается в программу опережающего развития Дальнего Востока. Площадка трансграничной ТОР идеально подходит для создания транспортно-логистического центра с использованием принципов государственно-частного партнерства. Остальные идеи, что ещё здесь можно развивать на взаимовыгодной основе, надо корректировать, учитывая сегодняшние экономические реалии, - подчеркнул Юрий Авдеев. С тем, что надо все взвесить и просчитать, согласен и начальник отдела туризма ОАО «Приморавтотранс». Компания начала работать в этой сфере, в том числе на приграничном направлении, около 25 лет назад, когда приморцы и жители других регионов массово ездили за покупками и на отдых в Суйфэньхэ. Мне неизвестно, что планируется в этой ТОР для развития туризма. Обсуждений с теми, кто занимается этим бизнесом, в крае не было. На мой взгляд, туристам интереснее сам город. Чтобы составить ему конкуренцию, товары должны быть самого широкого ассортимента и дешевле. Но сейчас бум интернет-торговли, и держать цены в магазинах ниже, чем на гигантской площадке «Алибаба», будет очень непросто. Плюс ко всему, сервис и развлечения должны быть на высоком уровне, чтобы российскому туристу захотелось здесь остаться, - отметил Дмитрий Сиволовский. И чем удержать китайского туриста на российской стороне ТОР? Ведь Владивосток недалеко, там множество магазинов и ресторанов, театры, море, под Артемом строится курортно-развлекательная зона «Приморье», и первое казино уже работает. По мнению представителя «Приморавтотранса», важнее начинать с российских погранпереходов. Сегодня ездить в Суйфэньхэ крайне тяжело, потому что категорически плохо работает пункт пропуска, особенно при въезде в Россию. Автобусы с туристами по 3-5 часов простаивают на границе. Надо как можно скорее достроить этот и другие пункты пропуска, и это даст возможность в разы увеличить туристический поток, - резюмирует Дмитрий Сиволовский. … Как театр начинается с вешалки, так и страна начинается с пограничного перехода. Это не просто инженерно-техническое сооружение, а визитная карточка страны. Со стороны Суйфэньхэ переход перестраивается уже третий раз и становится все более комфортным. На российской стороне он остался в неизменном виде с начала 90-х годов прошлого века, когда был наспех построен бизнесом. И сегодня, когда принято решение о создании трансграничной ТОР, начинать нужно со строительства соответствующего масштабным планам контрольно-пропускного пункта, и инициатором проекта должно выступать государство. справка. По данным Минразвития Дальнего Востока, площадь трансграничной ТОР на сопредельных территориях вблизи пунктов пропуска Пограничный (Приморский край) и Суйфэньхэ (провинция Хэйлунцзян) - 413 га. На российском участке под проект определено 233 га, на китайском - 180 га. Объем инвестиций с российской стороны - 355,8 млн, с китайской - 1,6 млрд долларов. кстати. оргово-выставочный комплекс общей площадью 80 тыс. кв.метров и восьмиэтажный 5-звездочный отель на 350 номеров обошлись одной из крупнейших китайских строительных корпораций более чем в 1 млрд юаней. Российская сторона вложила в проект более 500 млн руб., в том числе 42 млн руб. иностранных инвестиций. Пока объект строился, в государственный и местный бюджеты было уплачено около 150 млн руб. налогов, сборов и платежей. |
||
Проект «Виртуальная таможня» создан при участии Корпорации EMCTC. © 1998-2023 Виртуальная таможня России. Все права сохранены. |