АБВГДЕЖЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЭЮЯ
НАВИГАЦИЯ

После введения утилизационного сбора автомобили подорожают

29.05.2019
После введения утилизационного сбора автомобили подорожают

Как подорожают автомобили после введения утилизационного сбора, подсчитали «Деньги». Больше года российский авторынок - в плюсе. Продажи прирастают двузначными цифрами. Однако 1 апреля были подняты ставки утилизационного сбора для новых машин. Эти меры, по мнению экспертов, могут окончательно задушить импорт популярных иномарок. Пока автопроизводители подсчитывают расходы, вскоре и потребитель прочувствует их на своем кармане. Впрочем, есть и те, кто от утилизационного сбора выиграет. Тонкости анонса. К повышению утильсбора автокомпании готовились заранее, но без сюрпризов все же не обошлось. «Рост утилизационного сбора был предсказуем, многие автопроизводители заложили его в стоимость автомобилей ещё в начале года. Те, кто этого не сделал, сейчас возьмут удар на себя, сдерживая цены, чтобы сохранить или нарастить долю рынка и удержать клиентов»,- говорит заместитель директора департамента продаж новых автомобилей ГК «Автоспеццентр» Руслан Павлов. В начале года практически все бренды традиционно подняли цены - в среднем на 2-5%. И в это незначительное повышение, как считают эксперты, частично были заложены риски роста утильсбора. Однако реальность оказалась намного суровее прогнозов. Опубликованное 19 марта постановление правительства РФ N300 вскрыло небольшую хитрость главы Минпромторга Дениса Мантурова. В начале года он говорил о средневзвешенном повышении ставок на 15%, но оказалось, что речь шла только о двух крайних случаях. Для двигателей большого объема, которые ставятся в основном на дорогие автомобили, ставки не были индексированы вовсе, зато в двух самых популярных и востребованных у россиян сегментах - а это машины с моторами от 1,0 л до 2,0 л и от 2,0 л до 3,0 л - повышение составило 90% и 50% соответственно.

Таким образом, за каждую малолитражку, ввезенную или собранную в России после 31 марта, автопроизводитель должен отдать государству 33 тыс. руб., за автомобиль с мотором от 1,0 л до 2,0 л - 84 тыс. руб., от 2,0 л до 3,0 л - 126 тыс. руб., от 3,0 л до 3,5 л - 114,6 тыс. руб., свыше 3,5 л - 181,6 тыс. руб., за электромобили - 32,6 тыс. руб. Рост в два этапа. Эксперты уверены, что возросшие налоги обязательно отразятся на ценниках в автосалонах. Одной из первых об увеличении стоимости новых машин со ссылкой на индексацию утилизационного сбора объявила компания BMW Group, в состав которой входят премиальные марки BMW и MINI: на 50-60 тыс. руб. Выросли ценники у узбекского бренда Ravon, предлагающего на российском рынке бюджетные модели. «Рост составил от 10 тыс. руб. до 30 тыс. руб., повышение связано с увеличением с 1 апреля 2018 года ставок по утилизационному сбору на автомобильную технику в России»,- пояснили в компании. И это только начало. «Рост цен произойдет в два этапа. Первая волна будет летом, так как летом у большинства автопроизводителей происходит смена модельного года. Вторая волна произойдет с нового календарного года и смешается с инфляционным ростом цен»,- предсказывает господин Павлов из ГК «Автоспеццентр».

Автопроизводители уже готовятся вписать новый оброк в свою финансовую стратегию. «Ставка утилизационного сбора резко повысилась для наиболее популярных силовых агрегатов, и полностью абсорбировать негативный эффект невозможно. В данный момент мы рассматриваем возможность наиболее оптимальной реакции на изменившуюся ситуацию с учетом интересов наших клиентов»,- сообщила «Деньгам» российская пресс-служба брендов Peugeot и Citroen. Чужие и свои. Утилизационный сбор платят все автопроизводители, однако за модели локального производства государство выплачивает компаниям компенсационные субсидии, поэтому повышение цен может варьироваться в зависимости от места производства определенной модели. «Скорректированные коэффициенты по утилизационному сбору коснутся в первую очередь машин зарубежного производства. В связи с повышением утилизационного сбора с 1 апреля 2018 года, к примеру, марки Fiat и Jeep поднимут цены в среднем на 2%. Maserati подорожает на 40 тыс. руб.»,- рассказал «Деньгам» председатель правления автомобильной группы «Авилон» Андрей Павлович. Индексация ставок затронула самые популярные в России автомобили. Согласно статистике продаж за 2018 год, предоставленной аналитическим агентством «Автостат», абсолютное большинство продаж в России приходится на автомобили с двигателями как раз от 1,0 л до 2,0 л - более 84%, и именно на такие машины налоговая ставка выросла в два раза. Второй по объему сегмент продаж, хоть и с большим отрывом, включает машины с моторами от 2,0 л до 3,0 л, и в нем ставки тоже заметно повысились - на 49,3%. В данную категорию попадают бюджетные автомобили, доступные версии популярных кроссоверов, а также младшие модели люксовых марок - например, Mercedes-Benz, BMW, Lexus, Audi и пр. «Утильсбор рассчитывается исходя из объема двигателя автомобиля, то есть для разных комплектаций одной и той же модели с разным объемом двигателя он может быть разным»,- объяснил Руслан Павлов, ГК «Автоспеццентр».

А вот доля продаж машин с двигателями объемом более 3,0 л составляет всего 2,9%, и это мощные дорогие автомобили. Утильсбор для них не изменился - их правительство «накажет» ощутимым повышением акцизов, хотя, как отмечают дилеры, в таком сегменте покупатели не так уж чувствительны к повышению цен. «Основной удар придется по бюджетным автомобилям иностранного производства. Что касается автомобилей премиум- и люкс-класса, то повышение стоимости в связи с индексацией утилизационного сбора не сильно отразится в процентном соотношении к стоимости автомобиля»,- считает господин Павлович из АГ «Авилон». «Конечный рост цен на иномарки, связанный с увеличением утильсбора, будет соизмерим с повышением самого сбора. Автомобилей, собираемых на территории РФ, повышение цен коснется в меньшей степени, так как производители получают высокие компенсации от государства»,- говорит господин Павлов из ГК «Автоспеццентр». У компании Skoda, которая выпускает свои самые продаваемые модели на заводах в Калуге и Нижнем Новгороде, подорожание действительно коснулось пока только импортируемых моделей. «Повышение было по привозным машинам, в среднем 2-2,5%: это Octavia Combi, дериваты «Октавии» (RS, Scout, Laurin & Klement) и Superb. По локальным продуктами цена не менялась, и пока не планируется»,- поведали в российском представительстве чешской марки. Повышение не затронет продукцию АвтоВАЗа, Renault и Kia, все модели которых производятся на территории России.

Если основное повышение цен придется на импортируемые машины, то это ещё больше увеличит разрыв между самыми популярными недорогими машинами, производство которых локализовано в РФ, и бюджетными иномарками, которые в Россию ввозят. «Сложно сказать, почему максимальный рост пришелся на модели с объемом двигателя от 1,0 л до 2,0 л, то есть самые популярные и в основном бюджетные версии. Возможно, в этом есть некий подтекст к локализации сборки автомобилей массового сегмента, ведь государство субсидирует утильсбор для машин, производимых на территории РФ. Автомобили с моторами объемом 3,0 л и больше - это в основном импортные иномарки, которые и сейчас облагаются немаленьким налогом. Повышение утильсбора не повлияет на их локализацию, разве что на очередное повышение цены для конечных покупателей»,- считает господин Павлов. То есть государство либо спровоцирует переход импортеров на локализацию производства, либо, что вероятнее, окончательно убьет импорт недорогих автомобилей. «Сейчас машину на заводе в Петербурге выпустить дороже, чем на заводе в Англии. Там огромные объемы выпуска - порядка полумиллиона машин в год. Здесь нам нужна хорошая цена от локального поставщика, возможно, некая компенсация логистики, и только тогда возникнет большой потенциал для экспорта. Это же касается и запчастей, не только по Nissan, но и по всей отрасли. Но при этом у Nissan есть четкое видение: чтобы продавать в России и получать прибыль, нужно производить здесь. С этой точки зрения Россия уникальна, мы понимаем желание правительства развивать локальное производство, однако хотим отметить, что любой процесс должен быть экономически целесообразным и выгодным для всех»,- ранее рассказывал в интервью «Ъ» вице-президент «Nissan Восток» Джеймс Райт.

Если рассматривать повышение ставок утилизационного сбора вкупе с увеличением акцизов на машины с моторами мощностью более 200 л. с., которое произошло ещё в начале года, то больше всего пострадают нишевые машины. Например, «заряженные» модели Kia cee`d GT и Soul GT попадают под удар с двух сторон: они оснащаются двигателем объемом 1,6 л мощностью 204 л. с. Подобные «зажигалки» станут ещё дороже - рост ценников может составить до 200 тыс. руб., а значит, на российском рынке будет все больше однотипных бюджетников локальной сборки и все меньше хоть каких-то нестандартных автомобилей. Как вырастут цены на автомобили.

Проект «Виртуальная таможня» создан при участии Корпорации EMCTC.
© 1998-2023 Виртуальная таможня России. Все права сохранены.