АБВГДЕЖЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЭЮЯ
НАВИГАЦИЯ

Дальневосточная таможня и коррупционный скандал

29.05.2019
Дальневосточная таможня и коррупционный скандал

Главная проблема вовсе не в том, что государевы люди «берут мзду» с контрабандистов… Как ранее сообщала «Комсомольская правда» во Владивостоке», Московский городской суд оставил под стражей первого заместителя начальника Дальневосточной таможни Сергея Фёдорова. Его задержали во Владивостоке 20 марта по подозрению во взяточничестве. Высокопоставленного таможенника отправили в следственный изолятор столицы. Защита Фёдорова пыталась обжаловать это решение, но тщетно. История интересна не только эпизодом, как человек в форме пытался сжечь полученные «непосильным трудом» пачки денег.Данный конфликт - всего лишь фрагмент целой череды событий, которые ярко иллюстрируют современную ситуацию вокруг важнейшего государственного ведомства. Союз бизнеса и людей в погонах. 21 февраля нынешнего года внезапно нагрянувшие в Приморский край сотрудники ФСБ и СК России задержали бизнесменов Родиона Тихонова и Дмитрия Ходячих (экс-владельца трех фирм по импорту автомашин), а также их партнеров Дениса Марса (экс-таможенный брокер), Евгения Оксиюка и Алексея Набока. «Вишенкой на торте» оказался заместитель начальника таможенного поста Морской порт Владивосток Евгений Романченко - ранее сотрудник краевого управления по борьбе с организованной преступностью. Ему вменялось участие в организованном преступном сообществе, созданном и возглавляемом Родионом Тихоновым, а также получение взяток от этого бизнесмена - 15 миллионов рублей.

Ровно через месяц, 21 марта, сотрудники тех же ведомств задержали и отправили в Москву первого заместителя начальника Дальневосточного таможенного управления (ДВТУ) Сергея Фёдорова. Его обвиняют в получении от Тихонова взяток - 150 тысяч долларов и нескольких миллионов рублей. И хотя денег у Фёдорова при обыске не нашли, но следствие, при избрании судом меры пресечения, выложило на стол свой «козырь» - рассекреченные фрагменты телефонных переговоров. Таможенник с супругой обсуждали судьбу «неправедных» денег, которые они натурально хотели сжечь. Сейчас все названные граждане пребывают под стражей в московском СИЗО, и суд апелляционной инстанции оставил в силе избранную им меру пресечения. Есть такая схема… В целом, ничего сенсационного в данной истории нет. Если не считать того, что Родион Тихонов отнюдь не в первый раз фигурирует в темных делах. Впрочем, до сих пор он избегал привлечения к уголовной ответственности, хотя на принадлежащих его компаниям судах не раз изымалась контрабанда: от алкоголя до японских джипов. В этот раз речь о 80 контейнерах, где вместо стройматериалов, указанных в декларациях, оказались шубы из натуральных мехов и ткани. Шубы облагаются по гораздо большим ставкам пошлин, нежели стройматериалы.

Такая схема «серой растаможки», когда пошлина платится за более дешевый товар, тогда как реально ввозится дорогой, издавна практиковалась в Приморье. 12 лет назад в крае уже расследовалось дело крупного «контрабандного ОПС». Однако тогда фигуранты в большинстве случаев успели скрыться от следствия за границей. Некоторые сдались властям через несколько лет, получив штрафы и условные сроки. Иные поныне предпочитают не возвращаться в Россию. Но и прошлое громкое дело, расследовало которое Генпрокуратура РФ, не дало ожидаемого эффекта. Только на таможенном посту Морской порт Владивосток до Романченко руководителей дважды привлекали к уголовной ответственности за взятки - начальника поста в феврале 2012 года «брали» при получении $ 60 тысяч, а два года спустя - замначальника того же поста Александра Разумова при получении $ 15000. При этом таможенный пост в Морском порту Владивосток не является неким «проклятым местом». Не менее дурной славой пользуется, например, пост Уссурийской таможни на МАПП «Пограничный», где в 2018 и 2018 годах оперативники ФСБ «принимали» одного из инспекторов и начальника поста!

Главная же проблема вовсе не в том, что таможенники «берут мзду» с контрабандистов. Таможня, наряду с другими федеральными органами, не исполняет надлежащим образом указаний высшего руководства страны, касающихся развития Дальнего Востока России, интеграции нашей экономики в АТР, реализации целевых программ. За десять лет, минувших с прежних громких контрабандно-коррупционных дел в Приморье, изменилось очень многое: прошел саммит АТЭС-2012, регулярно проводятся Восточные экономические форумы, появились министерство по развитию Дальнего Востока и соответствующая госкорпорация, приняты законы о ТОСЭРах и Свободном порте Владивосток, но… Прессинг продолжается на всех фронтах. …Если взглянуть на состояние наших таможен, автопереходов на границе с КНР, обида за державу становится очевидной. На китайской стороне развитие: терминалы, автотрассы, оперативная работа пограничных и таможенных служб. На российской стороне - убитые дороги, заброшенные «долгострои», километровые очереди и многочасовая волокита. При том, что мимо очередей могут «проскакивать» как грузовики-«фуры», так и автобусы с пассажирами-«помогайками», бизнес которых поныне не изжит, сколько бы таможенные органы не делали заявлений о «борьбе» с ним.

Более того: по словам бизнес-омбудсмена в Приморье Марины Шемилиной, таможенные органы продолжают практику прессинга в отношении бизнеса, корректируя таможенную стоимость товаров в сторону увеличения. Затем проигрывают в судах большинство дел по поводу таких ситуаций, но от этой практики не отходят. Не только таможня, но и структуры Минтранса откровенно лоббируют международные пассажирские перевозки на регулярных рейсовых автобусах в ущерб тем, кто возит группы туристов в Китай и обратно на собственном транспорте. И хотя очевидно, что туристам удобнее «заказные» автобусы, а не рейсовые, от автостанции до автостанции, наши государственные органы продолжают настаивать на такой политике. И фактически ограничивают конкуренцию. Схожие проблемы и у грузоперевозчиков. Как утверждает лидер Приморского профсоюза транспортных перевозчиков Пётр Куприянов, чиновники своеобразно истолковывают законы, чтобы ограничить передвижение грузовиков-«дальнобойщиков» по региональным дорогам. А на федеральную трассу А-370 «Уссури» со всех краевых портов, пограничных автопереходов и крупнейших строительных объектов можно попасть только по дорогам краевого значения. Выходит, что по федеральной трассе грузовикам ездить можно, а доехать от трассы до пункта назначения и обратно до трассы - нельзя. О каком развитии экономики и наращивании объемов грузоперевозок можно вести речь?

Появилась и ещё одна головная боль - специальные бланки на пересечение границы. По словам предпринимателя Натальи Чепелевой, наши чиновники защищают интересы китайского, а не отечественного бизнеса. По её словам, в Приморском филиале Росавтотранса, не имея законных оснований ограничить работу фирм-перевозчиков, обратились к службам в Китае, сообщив им о надуманных нарушениях, что привело к задержанию автобусов в КНР. Вместо послесловия. Вывод напрашивается неутешительный: несмотря на принятый руководством страны «восточный вектор развития», местные чиновники федеральных ведомств предпочитают не напрягаться, действуя по старинке. Принципы «держать и не пущать», «как бы чего не вышло» и «позолоти ручку», вероятно, остаются актуальными. И какого уровня требуется политическая воля, чтобы остановить этот маховик? Судя по состоянию приморского бизнес-сообщества - перемен ждут очень многие. Но будут ли перемены и какими могут оказаться их результаты - никто не может даже уверено предположить: печальный опыт прошлых лет и последние события, повторяющие его, сдерживают оптимизм.

Проект «Виртуальная таможня» создан при участии Корпорации EMCTC.
© 1998-2023 Виртуальная таможня России. Все права сохранены.