АБВГДЕЖЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЭЮЯ
НАВИГАЦИЯ

Россияне потратили в зарубежных интернет-магазинах уже более $5 млрд

29.05.2019
Россияне потратили в зарубежных интернет-магазинах уже более $5 млрд

В этом первом полугодии траты россиян в зарубежных интернет-магазинах составили $5,19 млрд, что на 24% больше, чем годом ранее. Традиционные ретейлеры жалуются на невозможность конкурировать с иностранными площадками. Как растут траты россиян в зарубежных интернет-магазинах? Россияне в первом полугодии потратили на приобретение товаров в иностранных интернет-магазинах $5,19 млрд, следует из статистики ЦБ. Это на 24% превышает уровень января-июня прошлого года. Пик расходов пришелся на первый квартал, когда расходы россиян на зарубежные покупки онлайн достигали $2,72 млрд (рост почти на 35%), во втором они несколько снизились (до $2,48 млрд), но все равно оказались на 13,8% выше прошлогоднего уровня. Рост онлайн-покупок за рубежом продолжился, несмотря на произошедшее в апреле ослабление рубля по отношению к доллару и евро на фоне новых американских санкций. Если в первом квартале доллар стоил примерно 56-57 руб., то во втором его стоимость колебалась около уровня 62 руб. за доллар. Курс евро из диапазона 68-71,5 руб. после апрельских пиковых значений, доходивших до 80 руб., переместился в диапазон 72,5-74,5 руб.

Данные статистики заставили Ассоциацию компаний интернет-торговли (АКИТ) пересмотреть прогноз на весь 2018 год. Ранее АКИТ ожидала общие траты россиян в иностранных интернет-магазинах по итогам года на уровне 470-480 млрд руб. ($6,9-7,3 млрд по текущему курсу), рассказал РБК глава организации Артем Соколов. «Если же за первую половину 2018-го эти траты достигли $5,19 млрд, за весь год можно ждать около $11-12 млрд, так как во втором полугодии традиционно объемы выше из-за новогодних праздников и скидок в китайских магазинах в ноябре», - поясняет Соколов. В целом за прошлый год траты россиян в зарубежных интернет-магазинах, по данным ЦБ, составили $8,9 млрд, и это было рекордным показателем за всю историю статистических подсчетов (ЦБ начал указывать такие траты россиян с 2011 года). Почему тратят больше? По мнению Артема Соколова, на стремительный рост показателя в 2018 году могли повлиять инвестиции зарубежных магазинов в сокращение сроков доставки и создание более выгодных предложений клиентам. «Они не платят НДС, таможенные пошлины, у них нет обязанностей по сертификации товаров или использованию онлайн-касс. Соответственно, меньше издержек и есть лишние средства, которые можно потратить на рекламу, а также предложить покупателям лучшие условия для покупки. Потребители же покупают товары там, где они дешевле и качественнее», - указал Соколов.

Драйверами роста трансграничной торговли традиционно являются такие категории, как электроника, одежда и обувь, говорит старший менеджер департамента консалтинга Deloitte Андрей Семенов. «Чаще всего в зарубежных интернет-магазинах покупают товары в ценовом диапазоне до €22 (1660 руб. - РБК), что связано с невысокой покупательской способностью населения», - указал Семенов. По его мнению, рост сегмента трансграничной торговли сегодня вызван в том числе отложенным спросом: можно отметить всплеск потребления после 2014 года, когда из-за кризиса покупатели вынуждены были сократить расходы. Еще одна причина - ожидание роста курса валюты, после чего покупки в зарубежных интернет-магазинах станут для россиян дороже. Данные ЦБ могут не отражать реальной картины, предполагает президент Национальной ассоциации дистанционной торговли Александр Иванов. По его мнению, цифра может включать в себя не только покупки физических товаров, но и другие затраты, например на перевозку этих товаров. По оценке Иванова, объем затрат российских потребителей в иностранных интернет-магазинах ещё в 2018 году остановился примерно на уровне $3 млрд в год, а средний чек с тех пор только уменьшался и сейчас составляет примерно $12.

Со следующего года большее количество российских пользователей иностранных интернет-магазинов может столкнуться с необходимостью заплатить пошлину. Сейчас в России пошлина не взимается с приобретенных в интернете товаров из-за рубежа, суммарная стоимость которых ниже €1 тыс. (75,4 тыс. руб.) в месяц, а вес легче 31 кг.С 1 января 2019 года порог будет снижен до €500 (37,7 тыс. руб.), а с 2020-го - до €200 (15 тыс. руб.). Обсуждается более быстрое снижение беспошлинного порога, а также введение пошлины в размере 20% на все товары, приобретенные россиянами в зарубежных интернет-магазинах, - с таким предложением в середине июня выступила Федеральная таможенная служба. Это предложение поддержала АКИТ. По словам Соколова, обсуждаемые сейчас пороги для товаров из зарубежных интернет-магазинов не позволят поддержать российские магазины. «Стоимость 98% интернет-заказов составляет менее €200, а значит, [снижение порога беспошлинного ввоза до этого уровня] лишь иллюзия, - считает Соколов. - Сейчас все страны отменяют устаревшие пороги по беспошлинным ввозам». Видят ли угрозу российские ретейлеры? Андрей Семенов прогнозирует дальнейший рост числа покупок в интернете и ожидает, что в отдаленной перспективе это может стать угрозой для отдельных сегментов традиционного ретейла. Сейчас в России, несмотря на высокое проникновение интернета, довольно низкая доля интернет-торговли - около 3% от объема всей торговли в стране, по данным АКИТ. По оценке Morgan Stanley, объем всего рынка интернет-торговли в России в 2018 году составит 1,292 трлн руб. ($19,8 млрд по текущему курсу), а по итогам 2023 года показатель должен вырасти до 3,491 трлн руб. ($53,4 млрд).

«Для российских ретейлеров такой темп роста трансграничной торговли очень критичен, ведь если бы эти деньги оставались в России, то могли бы стать драйвером развития многих секторов экономики внутри страны, почвой для возникновения различных стартапов, новых технологичных сфер», - говорит представитель обувного ретейлера Zenden Александр Милых. Президент одежной компании Finn Flare Ксения Рясова констатирует, что ретейлеры в России «находятся в неконкурентных условиях и наблюдают падение продаж в связи с отсутствием регулирования в сфере [трансграничной торговли]». «Иностранные интернет-площадки в отличие от российских не должны платить НДС. Они будут развиваться по экспоненте, и по факту это официальная контрабанда», - настаивает Рясова. Однако представитель группы компаний «Обувь России» (торговые сети Westfalika, «Пешеход» и другие) Наталья Паули не видит большой проблемы. «Любая компания, даже если она работает на локальном рынке, конкурирует не только с местными, но и с глобальными игроками, поэтому нужно быть к этому готовыми, - рассуждает Паули. - У наших компаний, производителей есть возможность конкурировать по качеству брендов, продукта, ассортимента, т.е. в среднеценовом сегменте, а это почти 40% российского обувного рынка».

По словам партнера консалтинговой компании Bain & Company Евгения Белащенко, негативный эффект на офлайн-ретейлеров оказывает интернет-торговля в принципе, поскольку несет меньше издержек и часто предлагает ниже цены на те же или сравнительные продукты. У трансграничной торговли есть плюсы: она способствует развитию онлайн-торговли в России в целом, степени её проникновения в поселения по всей стране, формирует привычку у покупателей, увеличивает ценовую конкуренцию на рынке. «Вопрос о вреде трансграничной торговли неоднозначен, поскольку ценовая конкуренция - здоровое состояние для рынка, а для потребителя она несет только плюсы», - указал эксперт. Хотя есть и негативное влияние: трансграничная торговля забирает долю у российских ретейлеров, потенциально наносит ущерб российской экономике, поскольку государство недополучает налоги от таких отправлений.

Проект «Виртуальная таможня» создан при участии Корпорации EMCTC.
© 1998-2023 Виртуальная таможня России. Все права сохранены.