АБВГДЕЖЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЭЮЯ | |||
|
ВЭД в период глобальных изменений. Новый подход для совершения факта роста27.05.2019
Тимур Максимов рассказал о планах на ближайшие три года: упрощение экспортно-импортных операций для бизнеса, обновление законодательства РФ, федеральный проект «Системы и меры развития ВЭД» и создание зон свободной торговли. Стенограмма выступления Т. И. Максимова на XV, проведенной Комитетом АЕБ по таможне и транспорту, 14 марта 2019 года. «Добрый день, уважаемые коллеги. Для меня является большой честью выступать на сегодняшнем мероприятии. Это уже добрая традиция, что весна обычно начинается с таких мероприятий на площадке Ассоциации европейского бизнеса. Такую традицию надо продолжать. Это происходит уже 15 лет. Считаю, что в практическом плане это очень полезное мероприятие, на котором можно поднять волнующие вопросы и обсудить пути их решения. Тема моего выступления заявлена как «ВЭД в период глобальных изменений. Новый подход для совершения факта роста». Сложно было придумать более удачное название темы. Действительно, время, в которое мы живем, очень непростое. С одной стороны, все федеральные органы исполнительной власти правительства живут в режиме, когда поставлены амбициозные цели и задачи в рамках национальных проектов. С другой стороны, необходимость выполнять поставленные задачи натыкается на некую турбулентность во внешней среде, которая усложняет этот процесс. Несколько цифр. Цели, которые поставлены Указом Президента. Экспортная динамика России должна расти быстрее мирового темпа. Наш план до 2024 года по промышленным товарам 250 млрд рублей, по сельхозтоварам - 45 млрд, по экспорту услуг - 100 млрд. Это очень амбициозные цифры. По ряду услуг задача так никогда не формулировалась. Например, это касается экспорта услуг.Впервые задача сформулирована таким образом. Цифры впечатляют. Что это значит? Сейчас идет активная фаза формирования всех национальных проектов. Профильные министерства, отвечающие за свои отрасли, собирают план мероприятий, меры поддержки отраслевого регулирования, которые необходимо реализовать для того, чтобы эти цифры стали реальностью. С точки зрения внешней торговли, безусловно, одной из ключевых мер является максимальное упрощение экспортно-импортных операций. Экспорт и все процедуры, направленные на экспорт, начиная с процесса производства и заканчивая получением всех необходимых документов, в том числе и разрешительных, должны быть комфортными для бизнеса. Для экспорта эта история не является новой, задача была поставлена давно, но, когда мы смотрим на эти цифры, то понимаем, что задача по экспорту не может быть решена без импортной составляющей. С точки зрения экономики такие объемы роста экспорта предполагают одно из двух: либо пропорционально растет импорт, либо начинается отток капитала. В этой связи нам необходимо с учетом другой задачи, поставленной Президентом России об обеспечении темпов роста экономики выше мировых, и необходимости перехода на инвестиционную модель развития, сделать так, чтобы темп роста импорта также соответствовал данной динамике. Более того, значительная часть этого прироста должна быть обеспечена глобальными, в том числе и европейскими, наднациональными корпорациями, работающими в режиме цепочек создания стоимости. Поэтому этот фокус в рамках нацпроекта не должен потеряться. Без импорта не бывает экспорта. Эти показатели означают, что все, кто занимается экспортно-импортными операциями, начиная с отраслевых ведомств и заканчивая госконтролерами, должны внести свой посильный вклад. Это уже происходит. В рамках формирования плана мероприятий по национальным проектам идет активное обсуждение того, что нам необходимо сделать, кто и что должен устранить, а что необходимо доработать. В этом плане ФТС России является одним из наших передовиков. Когда на похожем мероприятие в январе мы обсуждали трехлетний план, то поняли, что в случае реализации трехлетняя комплексная программа ФТС России даст существенный прорыв за счёт фактически полной автоматизации всех процедур и процессов. Тезис зависимости экспорта от импорта в контексте конкретного плана должен быть решен. Что мы, как министерство, можем предложить? Кроме нашего федерального проекта по экспорту услуг, у нас есть ряд регуляторных инструментов. Во-первых, это план трансформации делового климата. Думаю, что все о нем слышали. Там есть раздел, посвящённый вопросу таможенного администрирования. Все эти мероприятия в работе, план не статичный, а динамичный. Раз в полгода предполагается его пересмотр и актуализация. Мы активно призываем бизнес включиться в этот процесс, чтобы повлиять на достижение этих показателей. Во-вторых, это регуляторно-легитимный инструмент. Это наша известная инициатива, предполагающая, что по целому ряду секторов должна произойти тотальная ревизия накопленных нормативных правовых актов. К сожалению, во многих сферах сложилась ситуация (есть случаи из советских времен, но в основном это относится к началу 90-х годов), когда требования устарели, не отвечают вызовам времени и тяжело администрируемы. Последовательно, по отдельным сферам мы начинаем такую работу. Она поддерживается представителями правительства. Также мы готовы принять предложения в этой части от бизнеса на тему того что необходимо, где есть явный перекос, и где можно и нужно переходить на современные методы администрирования. Отдельно скажу о федеральном проекте «Системы и меры развития внешней экономической деятельности». Одна из основных задач проекта - это сокращение сроков и времени совершения всех видов операций при внешнеэкономической деятельности. Мы уже такую работу запустили, провели несколько круглых столов. Хочу сделать реверанс в сторону ФТС, прорывных и новых вещей мы не увидели из того, что наговорил бизнес, но понимаем, что многое завязано на реализации трехлетней программы, по итогам которой нам нужно будет сделать вывод о том, что ещё не доработано. Еще один важный инструмент. Мы договорились с Евразийской экономической комиссией о том, что возобновит свою деятельность рабочая группа по усовершенствованию таможенного регулирования. Татьяна Николаевна сказала о том, что мы живем в эпоху волны нормативной базы. Кодекс вступил в силу год назад, закон принят. Есть ещё сфера, где требуются Решение Комиссии, подзаконные акты, Постановления Правительства. Тем не менее, мы чувствуем, что назрела необходимость того, чтобы начинать готовиться к следующему этапу. Это тоже очень длительный и масштабный процесс. Поэтому было принято решение о необходимости возобновления этой рабочей группы. Здесь мы готовы смотреть совместно с вами на те сферы, где уже выявлены недостатки, недоработки, а также есть пробелы, которые необходимо устранить на уровне Союза. Скажу несколько слово про внешний контур. Наша задача по управлению внешнеэкономической деятельностью в эпоху глобальных изменений, кроме нашего внутреннего «драйва» с выполнением целей по национальному проекту, имеет определенное внешнее противодействие. Сейчас очень непростое время с точки зрения геополитики и экономики. Мы видим обострение торговых противоречий, торговые войны, применение различного рода ограничений. Все это не способствует стабильности и предсказуемости условий ведения бизнеса и негативно влияет на деловую активность. Какая здесь тактика? Тактика у нас очень простая. На такие большие процессы сложно повлиять, но мы стараемся создавать стабильность в этом бушующем океане непредсказуемости. Мы видим, что многие страны не разделяют те подходы, которые ключевой глобальный игрок применяет в последние годы. Многие страны стремятся сохранить цивилизованный подход к развитию и регулированию внешнеэкономической деятельности. Мы сейчас сфокусировались на двустороннем треке, пытаясь создать максимально комфортную среду для российского и глобального бизнеса, работающего в режиме цепочек создания стоимости, с этими целевыми рынками. Где это удобно, мы переходим на двусторонний формат. Мы формируем коалиции из заинтересованных участников. Все хорошо знают, что у нас по линии ЕАЭС ведутся переговоры с созданием зон свободной торговли. В этом году мы планируем завершить и подписать все необходимые соглашения с Республикой Сербией, Сингапуром. В активной фазе трек с Израилем. Начинается переговорный трек с Индией, Египтом. Есть ряд направлений по линии Соглашений о защите и поощрении капитальных вложений с целевым рынком. Отдельно скажу, что наметилась некая позитивная динамика в наших торгово-экономических отношениях с Европейским союзом в эпоху глобальной неопределенности. У нас была очень продуктивная встреча в январе с еврокомиссаром по торговле. Первая встреча за последние пять лет. Эта встреча показала, что позиции наши во многом близки и, конечно, это нужно капитализировать и глобальной повесткой с точки зрения информирования Всемирной торговой организации, и двусторонней повесткой с точки зрения той значимости, которые наши рынки представляет друг для друга. Также это дает возможность снятия негатива, накопленного за последние пять лет. Мы сейчас активно двигаемся по этому пути и надеемся, что это даст позитивный результат. Резюмируя, хочу сказать, что у нас задачи очень амбициозные. Проблемы, которые есть или которые ещё появятся, я надеюсь, мы будем решать в конструктивном ключе, в разных форматах и все вместе. Рассчитываю на то, что конструктивное и позитивное взаимодействие, которое есть у нашего министерства с ассоциацией европейского бизнеса, будет продолжено. Мы работаем в абсолютно разных форматах, не только по внешнеэкономической политике. У нас много работы в целом по РФ, связанной с отраслевой политикой и политикой регионов. Призываю всех активно использовать те форматы, которые я упомянул. Давайте вместе улучшать условия ведения предпринимательской деятельности в России». |
||
Проект «Виртуальная таможня» создан при участии Корпорации EMCTC. © 1998-2023 Виртуальная таможня России. Все права сохранены. |