АБВГДЕЖЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЭЮЯ
НАВИГАЦИЯ

Дешевая логистика. Донским зернотрейдерам обновляют пути экспорта

27.05.2019
Дешевая логистика. Донским зернотрейдерам обновляют пути экспорта

Строительство аэропорта Платов создало нишу для донских экспортеров, говорят эксперты. Другие считают, что нужно развивать речной путь. Так, крупнейший региональный производитель продуктов питания и зернотрейдер ГК «Астон» собирается обзаводиться собственным флотом. Целесообразно ли это и каким путем лучше отправлять продукцию на экспорт? Выяснял «ФедералПресс». Ходят синим морем корабли. Группа компаний «Астон» планирует вложить более 100 млн в создание собственного торгового флота. Так компания собирается увеличить экспорт зерновых. «Чтобы в полной мере обеспечить отгрузки из устьев портов Азовского моря, «Астону» нужно одновременно до сорока судов, - рассказал президент ГК Вадим Викулов. - В настоящий момент планируем заказать десять судов. Часть из них будет строиться на верфях Ростова, часть - в Китае. В Китае, кстати, строить суда дешевле. Цикл строительства одного судна составляет в среднем 12-14 месяцев. Стоимость одного корабля варьируется от 10 млн долларов, если речь идет о строительстве в Китае, и до 15 млн долларов, если корабли будут строиться в России». Строить суда для группы компаний начнут уже в марте текущего года.

Не только частники заговорили об этом - к обсуждению подключилась и власть. Так, губернатор Ростовской области Василий Голубев акцентировал внимание правительства РФ на необходимости модернизации портов на заседании под председательством премьер-министра Дмитрия Медведева, где ключевой темой стал вопрос о подготовке к весенним полевым работам. Василий Голубев доложил о подготовке донских аграриев к очередному сельхозгоду и сообщил, что Ростовская область планирует сохранить лидирующие позиции по производству зерна в стране. «В 2018 году Ростовская область лидировала по объему производства пшеницы. И мы стараемся сохранить эти позиции в нынешнем году. Поставили задачу повысить качество зерновых, что позитивно повлияет на эффективность экономики и наш экспортный потенциал. В прошлом году Ростовская область отправила на экспорт 16,3 млн тонн зерновых и масличных культур. В денежном выражении экспорт сельхозсырья и продовольствия составил 4,1 млрд долларов, это половина всего объема экспорта Ростовской области, - рассказал губернатор. Как считает Голубев, дальнейшее развитие и рост экспорта сдерживают проблемы в портовой инфраструктуре и нехватка малотоннажных судов. «Практически весь объем отправляется малотоннажным флотом с терминалов реки Дон и Таганрогского залива. Нужна модернизация портовой инфраструктуры. В частности, расширение возможности перевалки на более крупные суда в порту Кавказ. Не хватает малотоннажных судов класса «река-море» для перевозки зерна под российским флагом. Эти вопросы очевидно требуют внимания правительства», - заявил Василий Голубев.

А по железной дороге? «В России есть порядка 30-35 вагонов поездов, специально рассчитанных на перевозку зерновых, - говорит Юрий Корнюш, советник президента ТПП Ростовской области. - Но большая часть из них требует ремонта и тщательного технического обслуживания. И нужно учитывать, что Ростовская область не вошла в число регионов, для которых действуют льготные тарифы на перевозку зерна. Но даже в этом случае при перевозке на железной дороге главная проблема - невозможность принять одновременно большое количество товара. Кто готов перевалить такое большое количество? У нас, по сути, порт один - Новороссийск. Туда везут все, что угодно, начиная от гвоздей и заканчивая каменным углем. И все - одной и той же железной дорогой. Это же с ума сойти! Ситуация изменится к лучшему, если построят много специальных терминалов для железной дороги, но пока я таких проектов не видел». Отметим, что механизм субсидирования железнодорожных перевозок зерна, который был запущен в прошлом году, существенно повлиял на стоимость зерна и позволил стабилизировать цены на внутреннем рынке: так, пшеница 4 класса в Сибири по сравнению с сентябрем подорожала на 5%

Поможет воздух? Генеральный директор ГК «Евродон» Вадим Ванеев сообщил, что благодаря строительству аэропорта Платов конкурентоспособность его компаний сильно увеличилась, потому что расширились возможности для экспорта. «Аэропорт находится всего в 35 км от нашего завода, и мы спокойно можем экспортировать через него до 200 тонн мяса индейки и утки в день, - сказал Ванеев. - Конечно, поставки индейки и утки очень интересны нашим зарубежным партнерам. Но ещё больший спрос наблюдается на баранину, она сейчас интересует импортеров больше всего. А у нас её нет, потому что нет родительского стада. Может, новый аэропорт поможет нам им обзавестись. Для этого в нем должны создать карантинную зону. Нужно будет найти логистов, которые помогут нам с перевозками. Требуются большие самолеты». В настоящее время «Евродон» рассматривает партнерство с ближневосточными странами. Ведутся переговоры и с двумя партнерами из «далеких государств». Их делегации должны прибыть в Ростов с 1 по 15 апреля. Ванеев также рассказал, что разводить баранов компания собирается на территории Ростовской области. Приблизительно на запуск такого проекта уйдет не меньше года. Что же касается поставок индейки и утки заграницу, этот вопрос планируется решить до конца этого года.

«Авиа - это это вообще фантастика, - считает Юрий Корнюш. - В глобальном смысле. Пока что по воздуху осуществляются только контейнерные перевозки. Как правило, они сами по себе дорогие. В чем их главный плюс? В том, что потребитель покупает именно тот товар, который и нужен по качеству. Погрузили в контейнер, опломбировали, и вези как хочешь. Но тут меньше объемы, поэтому товар, как правило, серьезный, с хорошим содержанием исходных материалов. Высококачественная баранина, например, или семена технических культур, которые требуют особого ухода - скажем, высокопродуктивная соя. В этом случае - да, это оправданно. Но авиаперевозки не рассчитаны на большие объемы товара - слишком дорого обходится». Проблемы и их решение. Самый дешевый путь экспорта - морской. Но для его развития нужно хорошенько почистить Дон, потому что глубина реки не позволяет судам перевозить много зерна, говорит Юрий Корнюш. «Суда должны заходить нормально. И логистика должна быть соответствующей. Это значит, нужно сделать так, чтобы перевалки по стоимости не были слишком обременительными для экспортеров. Для этого логистические центры и перевалки нужно строить не только в портах, но и рядом с ними, вдоль побережья. А что касается своего флота - в этом есть свой смысл, так действительно будет дешевле. Но в глобальном смысле это проблему не решит. Ну, построим флот, а если Дон обмелеет, что толку с этих судов? Они будут ходить недогруженные. Это хорошо, что ли? Я не считаю, что это правильная позиция. Нужно заниматься восстановлением Дона. Другой вариант для эффективного экспорта мне даже в голову не приходит», - рассказывает Корнюш.

Как правило, перевалки очень дорого обходятся, что создает дополнительные финансовые трудности аграриям. Ситуацию усложняет устаревшая техника на терминалах. «Причальные стенки должны быть современно оснащены. Где-то вакуумный насос должен стоять, где-то - насос для больших объемов. Люди, которые занимаются перевалами, должны понимать, что устанавливать нужно то оборудование, которое будет эффективно работать и быстро справляться с объемами. Оно должно удовлетворять требования, которые предъявляют экспортеры. В Голландии есть порта и терминалы на все случаи: и из машины можно вакуумными насосами грузить, и в порту специальными кранами. Лишь бы товар был! Я думаю, что и нам велосипед изобретать не следует. Надо последовать примеру и вкладывать деньги в проверенные методы развития экспорта. Ведь область как была лидером по продажам зерна, так ею и останется, поэтому эти затраты окупятся с лихвой. А от более дешевой логистики никто не откажется», - подытоживает Юрий Корнюш.

Проект «Виртуальная таможня» создан при участии Корпорации EMCTC.
© 1998-2023 Виртуальная таможня России. Все права сохранены.