АБВГДЕЖЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЭЮЯ
НАВИГАЦИЯ

Умная логистика на старте взрывного роста

27.05.2019
Умная логистика на старте взрывного роста

Сегодня успешность бизнеса во многом зависит от грамотной оптимизации издержек. Поэтому все чаще компании стараются сосредоточиться на основной деятельности, отдавая на аутсорсинг непрофильные функции, в том числе логистику. Это открывает перспективы для российского рынка комплексных логистических решений, или 3PL. Только в 2018 году эксперты прогнозируют его рост более чем на 8%, до 265 млрд рублей. Комплексные логистические решения, или услуги 3PL, являются перспективным направлением в области аутсорсинга. Считается, что компанию можно назвать 3PL-провайдером, если она предоставляет не только транспортно-экспедиторские услуги, но и услуги «добавленной стоимости»: погрузка и выгрузка, комплектация ассортимента, размещение на складе, управление грузопотоками, маркетинговые и финансовые услуги. Об интересе к 3PL говорит и то, что этому направлению посвящена значительная часть экспозиции на выставке TransRussia, которая завершается сегодня в Москве. Рынок растет, затраты - тоже. По оценкам аналитиков, объем рынка 3PL-услуг по результатам 2018 года достиг 245 млрд рублей, в 2018 году прогнозируется рост до 265 млрд рублей. При этом примерно 70% рынка 3PL обеспечивают операции по перевозке и экспедированию грузов и лишь около 30% приходится на складские и управленческие услуги, включая управление цепочками поставок. Доля 3PL в общем объеме рынка транспортно-логистических услуг различными экспертами отрасли оценивается в диапазоне от 3 до 8%. Однако эта довольно небольшая цифра имеет все предпосылки к бурному росту в силу опережающего развития технологий крупнейших 3PL-операторов, которые позволяют оптимизировать для бизнеса издержки на логистику, которые по-прежнему велики.

Так, согласно исследованию МАДИ и Координационного совета по логистике, опубликованному в середине 2018 года, у 21% компаний затраты на логистику в себестоимости продукции находятся в диапазоне от 11 до 20%, у 18% компаний - от 21 до 30%. Таким образом, почти 40% компаний несут довольно значительные издержки по доставке товара до конечного потребителя. При этом по результатам «Ежегодного логистического исследования 3PL» за 2018 год, в реальном времени аналитика 3PL помогает разрабатывать альтернативные транспортные решения для 71% грузоотправителей. Бизнес на распутье. Российские компании до сих пор по-разному относятся к применению 3PL. В то время как одни уже полностью перешли на комплексный аутсорсинг, другие комбинируют 3PL и собственную логистику, часто ограничиваясь собственной в пределах города и отдавая межрегиональные перевозки на сторону, а третьи компании и вовсе обходятся полностью своими силами, предпочитая содержать автопарк, склады и нести все издержки, как прямые, так и косвенные. К последним, в частности, относится «перевозка воздуха» на обратном пути следования, затрачиваемое время менеджмента и основного персонала на вопросы, связанные с логистикой, а также уменьшение объемов кредитования предприятия ввиду уменьшения кредитоспособности из-за лизинговых платежей.

Несомненно, что построение логистических цепочек своими силами может быть успешным, но только при условии серьезных инвестиций в технологии и при готовности нести значительные постоянные издержки. В качестве примера можно привести затраты ретейлера «ДИКСИ», оперирующего парком из 1 тыс. грузовиков и семью распределительными центрами. Так, в 2018 году капитальные расходы «ДИКСИ» составили 3,2 млрд рублей (это регулярные платежи за купленные грузовики, покупка нового оборудования, а также проекты в распределительных центрах), а транспортные расходы - 3,1 млрд рублей. В 2018 году эти затраты сократились до 1,8 млрд и 2,1 млрд рублей соответственно. Снижение по транспортным расходам произошло благодаря совершенствованию логистики, увеличению загрузки собственного автопарка, а также уменьшению импортных поставок. Таким образом, мало иметь хорошо организованную собственную службу - в нее необходимо инвестировать, её нужно совершенствовать, учитывая, что новые решения в логистике появляются ежегодно. Без такого отслеживания тенденций, инноваций и их внедрения содержание своего парка и логистической службы на длинном промежутке времени способно стать поглотителем ресурсов и генератором упущенной выгоды.

Выгодный обмен. Современные подрядчики 3PL заключают с заказчиком договор SLA (договор об уровне сервиса), в котором прописаны временные KPI на выполнение логистических операций. Очевидно, что уже в первый год отказа от собственного логистического подразделения клиент получает значительные высвободившиеся ресурсы - за счет продажи автопарка, сокращения штата водителей и прочего обслуживающего персонала, продажи складов или прекращения их аренды, разгрузки топ-менеджмента от решения логистических вопросов и т.д. Помимо непосредственно комплекса логистических услуг, современные 3PL-провайдеры могут предоставлять клиентам также свои аналитические ресурсы и доступ к инновациям в интересах бизнеса клиента. «Кроме услуг по проектированию и управлению цепочками поставок, ответственного хранения и складских операций и т.д., мы предлагаем клиентам уникальные IТ-решения для автоматизации процессов и интеграции с клиентом, включая, например, имитационное моделирование для проектирования цепочек поставок, управление обратной логистикой и многое другое», - говорит представитель ГК «Деловые Линии» Александр Лашкевич. К тому же сегодня рынок 3PL развивается благодаря технологиям, и в перспективе выиграет тот, кто будет сильнейшим в технологических платформах, системах искусственного интеллекта.

По некоторым оценкам, обращение к услугам 3PL-операторов позволяет экономить от 10 до 30% по сравнению с содержанием собственной транспортной службы - и это только прямая денежная выгода без учета побочных выгод, которые сложно оценить в деньгах. «Важным фактором роста сегмента 3PL также является начавшийся в 2018 году процесс увеличения объемов производства в основных грузообразующих секторах промышленности и строительства», - говорится в аналитическом отчете компании M.A.Research. При этом востребованность 3PL у крупных компаний растет более высокими темпами, чем у средних и тем более малых. Однако применительно к средним и малым компаниям важным преимуществом крупного 3PL-провайдера становится аналитическая поддержка, которая в конечном итоге помогает оптимизировать все бизнес-процессы, а не только сугубо логистические.

Проект «Виртуальная таможня» создан при участии Корпорации EMCTC.
© 1998-2023 Виртуальная таможня России. Все права сохранены.