АБВГДЕЖЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЭЮЯ | |||
|
Умная логистика на старте взрывного роста27.05.2019
Сегодня успешность бизнеса во многом зависит от грамотной оптимизации издержек. Поэтому все чаще компании стараются сосредоточиться на основной деятельности, отдавая на аутсорсинг непрофильные функции, в том числе логистику. Это открывает перспективы для российского рынка комплексных логистических решений, или 3PL. Только в 2018 году эксперты прогнозируют его рост более чем на 8%, до 265 млрд рублей. Комплексные логистические решения, или услуги 3PL, являются перспективным направлением в области аутсорсинга. Считается, что компанию можно назвать 3PL-провайдером, если она предоставляет не только транспортно-экспедиторские услуги, но и услуги «добавленной стоимости»: погрузка и выгрузка, комплектация ассортимента, размещение на складе, управление грузопотоками, маркетинговые и финансовые услуги. Об интересе к 3PL говорит и то, что этому направлению посвящена значительная часть экспозиции на выставке TransRussia, которая завершается сегодня в Москве. Рынок растет, затраты - тоже. По оценкам аналитиков, объем рынка 3PL-услуг по результатам 2018 года достиг 245 млрд рублей, в 2018 году прогнозируется рост до 265 млрд рублей. При этом примерно 70% рынка 3PL обеспечивают операции по перевозке и экспедированию грузов и лишь около 30% приходится на складские и управленческие услуги, включая управление цепочками поставок. Доля 3PL в общем объеме рынка транспортно-логистических услуг различными экспертами отрасли оценивается в диапазоне от 3 до 8%. Однако эта довольно небольшая цифра имеет все предпосылки к бурному росту в силу опережающего развития технологий крупнейших 3PL-операторов, которые позволяют оптимизировать для бизнеса издержки на логистику, которые по-прежнему велики. Так, согласно исследованию МАДИ и Координационного совета по логистике, опубликованному в середине 2018 года, у 21% компаний затраты на логистику в себестоимости продукции находятся в диапазоне от 11 до 20%, у 18% компаний - от 21 до 30%. Таким образом, почти 40% компаний несут довольно значительные издержки по доставке товара до конечного потребителя. При этом по результатам «Ежегодного логистического исследования 3PL» за 2018 год, в реальном времени аналитика 3PL помогает разрабатывать альтернативные транспортные решения для 71% грузоотправителей. Бизнес на распутье. Российские компании до сих пор по-разному относятся к применению 3PL. В то время как одни уже полностью перешли на комплексный аутсорсинг, другие комбинируют 3PL и собственную логистику, часто ограничиваясь собственной в пределах города и отдавая межрегиональные перевозки на сторону, а третьи компании и вовсе обходятся полностью своими силами, предпочитая содержать автопарк, склады и нести все издержки, как прямые, так и косвенные. К последним, в частности, относится «перевозка воздуха» на обратном пути следования, затрачиваемое время менеджмента и основного персонала на вопросы, связанные с логистикой, а также уменьшение объемов кредитования предприятия ввиду уменьшения кредитоспособности из-за лизинговых платежей. Несомненно, что построение логистических цепочек своими силами может быть успешным, но только при условии серьезных инвестиций в технологии и при готовности нести значительные постоянные издержки. В качестве примера можно привести затраты ретейлера «ДИКСИ», оперирующего парком из 1 тыс. грузовиков и семью распределительными центрами. Так, в 2018 году капитальные расходы «ДИКСИ» составили 3,2 млрд рублей (это регулярные платежи за купленные грузовики, покупка нового оборудования, а также проекты в распределительных центрах), а транспортные расходы - 3,1 млрд рублей. В 2018 году эти затраты сократились до 1,8 млрд и 2,1 млрд рублей соответственно. Снижение по транспортным расходам произошло благодаря совершенствованию логистики, увеличению загрузки собственного автопарка, а также уменьшению импортных поставок. Таким образом, мало иметь хорошо организованную собственную службу - в нее необходимо инвестировать, её нужно совершенствовать, учитывая, что новые решения в логистике появляются ежегодно. Без такого отслеживания тенденций, инноваций и их внедрения содержание своего парка и логистической службы на длинном промежутке времени способно стать поглотителем ресурсов и генератором упущенной выгоды. Выгодный обмен. Современные подрядчики 3PL заключают с заказчиком договор SLA (договор об уровне сервиса), в котором прописаны временные KPI на выполнение логистических операций. Очевидно, что уже в первый год отказа от собственного логистического подразделения клиент получает значительные высвободившиеся ресурсы - за счет продажи автопарка, сокращения штата водителей и прочего обслуживающего персонала, продажи складов или прекращения их аренды, разгрузки топ-менеджмента от решения логистических вопросов и т.д. Помимо непосредственно комплекса логистических услуг, современные 3PL-провайдеры могут предоставлять клиентам также свои аналитические ресурсы и доступ к инновациям в интересах бизнеса клиента. «Кроме услуг по проектированию и управлению цепочками поставок, ответственного хранения и складских операций и т.д., мы предлагаем клиентам уникальные IТ-решения для автоматизации процессов и интеграции с клиентом, включая, например, имитационное моделирование для проектирования цепочек поставок, управление обратной логистикой и многое другое», - говорит представитель ГК «Деловые Линии» Александр Лашкевич. К тому же сегодня рынок 3PL развивается благодаря технологиям, и в перспективе выиграет тот, кто будет сильнейшим в технологических платформах, системах искусственного интеллекта. По некоторым оценкам, обращение к услугам 3PL-операторов позволяет экономить от 10 до 30% по сравнению с содержанием собственной транспортной службы - и это только прямая денежная выгода без учета побочных выгод, которые сложно оценить в деньгах. «Важным фактором роста сегмента 3PL также является начавшийся в 2018 году процесс увеличения объемов производства в основных грузообразующих секторах промышленности и строительства», - говорится в аналитическом отчете компании M.A.Research. При этом востребованность 3PL у крупных компаний растет более высокими темпами, чем у средних и тем более малых. Однако применительно к средним и малым компаниям важным преимуществом крупного 3PL-провайдера становится аналитическая поддержка, которая в конечном итоге помогает оптимизировать все бизнес-процессы, а не только сугубо логистические. |
||
Проект «Виртуальная таможня» создан при участии Корпорации EMCTC. © 1998-2023 Виртуальная таможня России. Все права сохранены. |