АБВГДЕЖЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЭЮЯ
НАВИГАЦИЯ

Нет места для порта. Почему дискуссии между стивидорами и властями Риги актуальны и для Петербурга

26.05.2019
Нет места для порта. Почему дискуссии между стивидорами и властями Риги актуальны и для Петербурга

Интересы городских властей и портового бизнеса пересеклись в столице Латвии. Стивидоры Рижского порта боятся потерять транзит угля из России из-за вынужденного переезда на остров Криеву, подальше от центра города. Подобный конфликт интересов может затронуть все города, намеренные избавиться от портовых мощностей. Угроза для транзита. С 1 января 2019 года Рижский порт перестанет принимать уголь - все операции с ним будут запрещены. До конца года все работы на новом терминале должны быть завершены, хотя пока никто не может это гарантировать на 100% Городские власти не позволят углю задержаться на старом терминале ни на день - на кону европейское софинансирование проекта перебазирования. Однако для стивидоров возможная задержка запуска нового комплекса грозит потерей транзита угля из России, а его объемы в структуре Рижского порта достигают 40% «Любые задержки вызывают серьезные риски для потери груза навсегда. С нынешней конкуренцией и с учетом развития портoв России никто не будет ждать нашей готовности», - говорит «ДП» адвокат по вопросам транспорта и логистики, лектор Технического университета Латвии Инга Антане. Рига в этом случае потеряет около 12 млн т угля, что ударит не только по столице, но и по экономике всей страны. Представители стивидорного бизнеса в Латвии от комментариев воздержались, лишь отметив, что вопрос с переводом угля на новый терминал для них чувствительный.

Все для людей. В Петербурге идею о переносе портовых мощностей за пределы центра официально озвучил весной губернатор города Георгий Полтавченко. Этот проект обсуждается в отрасли далеко не первый год. Вынос порта из центра, как предполагается, позволит улучшить экологию, разгрузить дороги Петербурга и освободить территорию под создание новой городской среды и элитной жилой застройки с видом на море. «С точки зрения застройщика участки рядом с видом на воду, несомненно, интересны. Но для успешной реализации проектов территорию порта надо будет насытить сопутствующими функциями», - считает коммерческий директор Docklands development Екатерина Запорожченко. Эксперты отмечают, что в Петербурге ощущается недостаток качественной яхтенной инфраструктуры. По словам Бориса Латкина, генерального директора Rocket Group, в районе порта можно было бы создать комплекс, включающий в себя стоянку для яхт, жилье и коммерцию. «Это бы вывело территорию из депрессивного состояния и дало бы толчок в развитии всей территории», - считает Борис Латкин. Как в Европе. Говоря о переносе порта, чиновники и градостроители ссылаются на европейский опыт - Барселоны, Гамбурга, Хельсинки, теперь и Риги.

Разве что земля в Большом порту Санкт-Петербург, в отличие от западных примеров, имеет не одного собственника - муниципалитет, как это было в успешных случаях. В Петербурге портовые земли разделены между десятками собственников. Это не просто усложняет возможный перенос портовых мощностей, но и фактически лишает власти права диктовать свои правила. Кроме того, почти все причалы находятся в федеральной собственности, а значит, ситуация ещё сложнее. Вместе с тем петербургские стивидоры пока не принимают всерьез слова о своем возможном переезде. При этом в последние годы порт последовательно избавлялся от «грязных» грузов, к примеру того же угля, и вкладывал деньги в защиту окружающей среды. В любом случае вопрос о выводе порта за город будет лежать скорее в экономической плоскости, а не градостроительной или экологической.

Проект «Виртуальная таможня» создан при участии Корпорации EMCTC.
© 1998-2023 Виртуальная таможня России. Все права сохранены.