АБВГДЕЖЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЭЮЯ
НАВИГАЦИЯ

Прошлогодний грузовик

26.05.2019
Прошлогодний грузовик

Оплошность сотрудников таможни привела к банкротству предприятия. На этой неделе Арбитражный суд Челябинской области начал рассмотрение дела, в котором конкурсный управляющий местной компании просит взыскать 44,6 миллиона рублей в качестве компенсации убытков с Челябинской таможни. Проблемы у челябинского общества с ограниченной ответственностью, которое с 2002 года занималось ввозом и реализацией импортной техники, начались в декабре 2012 года. Тогда компания приобрела 20 грузовых автомобилей китайского производства. Машины были задекларированы и ввезены в Челябинскую область 30 декабря, а паспорта транспортных средств местная таможня выдала уже после праздников - 9 января 2013-го. Часть техники торговый дом реализовал, покупатели, как положено, зарегистрировали автомобили в ГИБДД. И только спустя почти полтора года (в апреле 2014-го) в ходе проверки Росстандарта неожиданно было установлено, что грузовики поставлены с истекшим сроком действия ОТТС (сертификат одобрения типа транспортного средства - документ, необходимый для ввоза в страну импортных автомобилей, прицепов и ряда других транспортных средств. - Прим. ред.). В результате регистрацию машин аннулировали и поставщик невольно нарушил условия договоров со своими клиентами.

Как рассказал руководитель торгового дома Рустам Шарипов, была проведена служебная проверка, по результатам которой наказали должностное лицо таможенного поста, выдавшего ПТС с нарушением закона. Но на просьбу компании внести изменения в паспорта таможенники ответили отказом и предложением обратиться в суд. Компания так и сделала, и в сентябре 2018 года областной арбитраж удовлетворил требование, признав действия таможни незаконными и обязав её внести изменения в ПТС касательно даты выдачи документов. Решение устояло и в апелляционной инстанции в 2018 году. Беда в том, что тем временем часть клиентов торгового дома, не дожидаясь разрешения его спора с таможней, обратилась в суды с заявлениями о расторжении договоров купли-продажи и взыскании средств, уплаченных за поставленные машины, ведь пользоваться и распоряжаться ими покупатели все это время не могли. В результате счета «ооошки» оказались арестованы и коммерческая деятельность полностью парализована: торговый дом не мог ни исполнять обязательства перед контрагентами, ни рассчитываться с кредиторами. У нас был долгосрочный кредитный портфель, но, когда все это началось, банк потребовал закрыть кредит единовременно, - рассказывает Рустам Шарипов.

Итог оказался предсказуемым: один из кредиторов подал заявление о признании ООО банкротом и решением Арбитражного суда Челябинской области в октябре 2018 года в компании введена процедура конкурсного производства. Часть клиентов торгового дома, не дожидаясь разрешения его спора с таможней, обратилась в суды. В результате счета фирмы оказались арестованы и коммерческая деятельность полностью парализована. С точки зрения человеческих отношений я прекрасно понимаю своих клиентов, - говорит Рустам Шарипов. - Но ситуация очень сильно ударила и по компании. Мы сократили персонал. Стало непонятно, как дальше жить, развиваться. В один момент мы превратились в изгоев для всех - для клиентов, поставщиков, лизинговых компаний, с которыми за долгое время сотрудничества были выстроены отношения. Проанализировав ситуацию, конкурсный управляющий Алексей Глухов принял решение обратиться в арбитраж и взыскать понесенные компанией убытки с таможни, действия которой и привели в итоге к банкротству торгового дома. По его расчетам, размер убытков - сумма включенных в реестр требований кредиторов - составил 44 559 290 рублей.

Ответчик считает недоказанным тот факт, что ООО понесло убытки именно в результате действий таможенного органа. К тому же требования арбитражного суда госструктура исполнила - дату выдачи ПТС поменяла. Ничего, что только в 2018-м. Банкротство общества с ограниченной ответственностью является результатом его рисковой предпринимательской деятельности, а конкурсный управляющий Алексей Глухов пытается возложить на государство последствия предпринимательской деятельности компании, - заявляет начальник Челябинской таможни Андрей Максимов. Юристы с этим утверждением не согласны. Решением суда действия таможни признаны незаконными. Это юридический факт, - говорит управляющий партнер юридической компании Петр Лесников. - Причинно-следственная связь между незаконными действиями таможни и возникшим ущербом также установлена судебными решениями по спорам покупателей с продавцом. При этом особое внимание привлекает позиция таможни, которая, имея и основания, и реальную возможность своевременно устранить допущенные нарушения, на протяжении 14 месяцев продолжала вести судебную тяжбу. А в это время покупатели в судебном порядке взыскивали с продавца деньги, уплаченные за машины.

Тем временем. Сумеет ли челябинская компания выбраться из долговой ямы, станет ясно, когда арбитраж примет решение по иску конкурсного управляющего (следующее заседание назначено на 16 апреля). А пока руководитель Челябинской таможни просит суд назначить ответчиком по делу головную структуру - Федеральную таможенную службу. То есть за ошибки южноуральских таможенников в итоге будет расплачиваться бюджет РФ.

Проект «Виртуальная таможня» создан при участии Корпорации EMCTC.
© 1998-2023 Виртуальная таможня России. Все права сохранены.