АБВГДЕЖЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЭЮЯ | |||
|
Трансъевразийский дирижабль25.05.2019
Президент РАН и ректор МГУ представили новую версию проекта континентальной логистики. Президенту РФ направили очередную версию мегапроекта развития трансъевразийского транзита - на сей раз за авторством президента РАН Александра Сергеева и ректора МГУ Виктора Садовничего. Основы проекта прежние - высокоскоростные поезда, дирижабли, быстровозводимые взлетные полосы, а также развитие Севморпути. Если в 2018 году проект оценивался в $220-240 млрд, то сейчас уже в $310-320 млрд, но ученые обещают выйти на окупаемость за 12-15 лет. Аналитики считают документ малограмотным, а его основные постулаты крайне спорными. Российские ученые представили новую версию мегапроекта по созданию пространственных транспортно-логистических коридоров «Единая Евразия: ТЕПР-ИЕТС». Он готовится с 2007 года, предыдущую версию подавал на рассмотрение правительства директор Московской школы экономики МГУ Александр Некипелов (см. «Ъ» от 12 августа 2018 года). Новая версия за авторством президента РАН Александра Сергеева и ректора МГУ Виктора Садовничего была в октябре 2018 года направлена президенту РФ, а в начале февраля, рассказывают источники «Ъ», его помощник Андрей Белоусов обратился к вице-премьеру Максиму Акимову с просьбой проработать документ с авторами. В аппарате господина Акимова подтвердили получение документа. Мегапроект предполагает создание двух транспортно-логистических коридоров «с опорой на высокоскоростной железнодорожный комплекс и Северный морской путь» (СМП). Он предусматривает создание стратегических хабов на Урале, в Сибири, ДФО и Арктике, соединенных «с использованием водного, железнодорожного и автомобильного транспорта, инновационных безаэродромных транспортных средств». Мегапроект впитал в себя основные принципы проектов «Трансъевразийский пояс развития» (ТЕПР) и «Интегральная евразийская транспортная система» (ИЕТС), исходящие из «осуществления новой консолидирующей российское общество национальной идеи». Научно-организационное сопровождение осуществляет глава Совета федерации Валентина Матвиенко. По оценке авторов, мегапроект потребует $310-320 млрд инвестиций в 2018-2024 годах, но окупится за 12-15 лет. Из этой суммы $270-280 млрд должны пойти на высокоскоростные магистрали (ВСМ), ориентированные на контейнерные перевозки. Для сравнения: российский участок ВСМ «Евразия», которая должна соединить ЕС и Китай, оценивался в предТЭО в $54,4 млрд, его протяженность - 2,55 тыс. км. А по замыслу авторов мегапроекта нужно построить около 43 тыс. км путей ВСМ. В области авиации по-прежнему предлагаются строительство сети быстровозводимых взлетно-посадочных полос, разработка и выпуск отечественных самолетов грузоподъемностью 1,5-2 тонны и серийное производство дирижаблей типа «Атлант» на базе аэрокосмического кластера в Самарской области. «Атлант» как основа доставки грузов в труднодоступные районы фигурировал и в концепции 2018 года, и уже тогда участники рынка скептически отзывались о будущем дирижаблестроения. «Перспективы создания и эффективной эксплуатации дирижабля сегодня ровно такие же, как в 1918 году,- говорит глава Infomost Борис Рыбак.- Идея уходит корнями в зарю гражданской авиации, и сегодня дирижабли никому не мешают, но никого особо и не впечатляют. В его эксплуатации существуют несколько проблем, одна из которых - большая парусность: ветер мешает их управлению в полете». Но самолет грузоподъемностью 1-1,5 тонны, отмечает господин Рыбак, был бы сегодня востребован в условиях Крайнего Севера. Так, обладающий аналогичными характеристиками Ан-2 «выполнял важнейшую роль в экономике СССР». «Однако для него нужен двигатель, в России сегодня такие не производятся,- говорит эксперт.- Мы очень давно не делали небольшие турбовинтовые двигатели. Его нужно спроектировать, собрать, испытать, сертифицировать, на что уйдет много времени». Прямым конкурентом самолета будет американский Cessna Caravan по цене $250-300 тыс. за штуку. Первое время по цене он будет сильно выигрывать у российского аналога, считает эксперт. В Минтрансе «Ъ» не уточнили, как обстоят дела с разработкой нового малого самолета и серийным выпуском «Атлантов», однако сообщили, что с концепцией знакомы, она сейчас в проработке. В области водного транспорта предусмотрено создание инфраструктуры для круглогодичной массовой проводки судов по Севморпути и судов типа «река-море» по рекам Сибири. Сегодня на развитие СМП в 2019-2024 годах в бюджете заложено 73,9 млрд руб., также планируется строительство четырех ледоколов на СПГ (59,7 млрд руб.) и пяти атомных ледоколов (112,6 млрд руб.). «Можно только посочувствовать господам Сергееву и Садовничему, умнейшим людям, потому что подписать такой документ можно было только не глядя, и за него им придется краснеть,- говорит глава «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров.- Более безграмотного и удручающего документа по логистике не выпускали уже давно. Все: от содержания до оценок - вызывает даже не вопросы, а недоумение. Как можно всерьез говорить о 43 тыс. км высокоскоростных магистралей стоимостью почти 20% от ВВП России при сроке окупаемости 12-15 лет?» Об уровне документа, резюмирует эксперт, красноречиво свидетельствует тот факт, что дирижабли в нем не самая смехотворная идея. Энергетическая составляющая. В области энергообеспечения мегапроект предусматривает проектирование новых генерирующих объектов, а также развитие или создание «региональных и федеральных сетевых компаний, обеспечивающих создание энергетической системы на территории Сибири, Дальнего Востока и в Арктике». Вопрос об объединении генерации в этих регионах в энергосистему эксперты считают спорным. Логика опережающего сооружения мощных централизованных энергосистем была характерна для СССР и других стран периода индустриализации, говорит старший аналитик по электроэнергетике центра энергетики МШУ «Сколково» Юрий Мельников. «Маловероятно, что создание транспортно-логистических коридоров приведет к такому серьезному росту,- поясняет он.- Крупные новые промышленные объекты в Арктике и на Дальнем Востоке - «Ямал СПГ», Новоуренгойский ГХК, Амурский ГПЗ, завод СПГ на Сахалине - строят с собственными электростанциями. Энергоснабжение на Чукотке будет обеспечивать плавучая АЭС «Росатома». Созданные ещё в СССР промышленные объекты в Норильске, Архангельске, Мурманске до сих пор работают либо со слабыми связями с ЕЭС России, либо вовсе изолированно от нее». Господин Мельников также отмечает, что в майских указах президента содержится поручение развивать распределенную генерацию.
Другие новости:
|
||
Проект «Виртуальная таможня» создан при участии Корпорации EMCTC. © 1998-2023 Виртуальная таможня России. Все права сохранены. |