АБВГДЕЖЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЭЮЯ | |||
|
Конкуренция транскаспийских транспортных проектов нарастает25.05.2019
Прошедшая неделя в странах Каспийского региона была богата на новостные сообщения, посвящённые развитию транспортных коридоров континентального значения. При этом очевидно, что страны региона в настоящее время разрабатывают ряд альтернативных маршрутов, которые в перспективе будут существенно конкурировать между собой. На данный момент в регионе сформировалось два основных вектора развития транспортных проектов: китайский и южный, включающий маршруты в Афганистан и Индию. Применительно к китайскому направлению заслуживают внимания новости о развитии проектов Международного транспортного маршрута (МТМ) «Европа - Западный Китай» и Транскаспийского международного транспортного маршрута. Перспективы строительства российского участка МТМ «Европа - Западный Китай» обсудили 26 февраля в российском «Автодоре» на деловом завтраке с главами субъектов РФ, представителями Минтранса, Минэнергетики, «Газпрома», Федерального дорожного агентства, компаний транспортной отрасли, различных государственных структур и бизнес-ассоциаций. Сообщается, что данный трансконтинентальный проект, должен стать альтернативой существующим морским и железнодорожным маршрутам. Протяжённость маршрута 8.5 тыс. км, которые грузовые автомобили смогут преодолевать за 10 дней. Это короче железнодорожного пути по Транссибу, составляющему 11,5 тыс. км и занимающему 14 суток. Дорога обеспечит перевозку грузов сразу по трем направлениям: Китай - Казахстан, Китай - Центральная Азия, Китай - Казахстан - Россия - Западная Европа. Ключевые точки маршрута: Следует отметить, что в развитие ТМТМ Азербайджан и Казахстан вложили достаточно крупные финансовые ресурсы, в том числе в развитие портовой инфраструктуры (порты Курык и Алят), подъездных путей, обновление морского торгового флота и т.д. Однако получится ли у участников проекта привлечь на свою территорию достаточно большие объёмы грузов, чтобы окупить эти инвестиции, сказать в данный момент сложно. Как писал ранее портал «Каспийский вестник», в настоящий момент участникам ТМТМ удалось перевести через Каспий порядка 15 тыс. контейнеров. В то время как на альтернативном железнодорожном маршруте: Китай - Казахстан - Россия - Беларусь - Европа по итогам года перевезено свыше 500 тыс.контейнеров (utlc.com). С учётом этих объёмов, следует констатировать, что транскаспийские грузоперевозки пока находятся на весьма низком уровне. Вместе с тем, в пользу проекта ТМТМ говорит его поддержка со стороны США и Европы, которые заинтересованы в развитии тесных торгово-экономических связей со странами Южного Кавказа и Центральной Азии. Укрепление экономической взаимосвязанности позволяет Вашингтону и Брюсселю решать стоящие перед ними геополитические задачи вывода бывших советских республик из-под влияния Москвы. Поэтому у ТМТМ и подобных ему проектов «Восток-Запад» есть шансы на успех. В качестве примера западной поддержки следует отметить оглашённые на прошлой неделе планы европейского оператора транспортно/портовых комбинированных услуг Trident Freight ltd./Marina M Logistica по совместной реализации Европроекта Южного транзитного коридора Европа-Азия «Нового Шелкового пути» по маршруту Баку-Тбилиси-Карс (БТК). Главный управляющий проекта Энрике Моралес в интервью Trend сообщил, что его компания готова рассмотреть предложения по поставкам грузов не только по БТК, но и ряду международных маршрутов, проходящих через Азербайджан. В частности, «Восток-Запад» (Китай-Казахстан-Каспий-Баку-Тбилиси-Карс (БТК) + Интермодал-МИС). При этом он пояснил, что МИС - это новая интермодальная система комбинированного типа транспортных услуг «река-море-железная дорога», которая является соединяющим мостом между Европой и Азией в плане доставки и обработки универсальных контейнерных, тяжеловесных, насыпных грузов. Как отметил Моралес, общая протяженность прямого железнодорожного маршрута Европа-Азия, охватывающего Валенсию - Мадрид - Марсель - Милан - Вена - Будапешт - Варна - Поти - Баку - Актау - Алматы - Ляньюньгань (Китай), составляет 14 005 километров, а время нахождения в пути - 13 суток. Помимо китайского направления развития транспортных маршрутов, в Каспийском регионе активно формируются коридоры, ориентированные в сторону Индии и Афганистана. С 2000 года Россий, Индией и Ираном совместно с другими прикаспийскими странами ведутся работы по созданию Международного транспортного коридора «Север-Юг», призванного создать маршрут транспортировки грузов из Южной и Юго-Восточной Азии в Северную Европу. На прошлой неделе стало известно о завершении 205-километровой железнодорожной линии Казвин-Решт на данном маршруте. Открытие участка состоится 21 марта этого года в ходе праздника Новруз в Иране. С учётом завершения строительства, последним незавершённым отрезком коридора останется железная дорога «Астара - Решт», финансирование которой потенциально может взять на себя российская сторона. Так, ранее сообщалось, что 18 февраля иранский парламент в рамках обсуждения законопроекта о бюджете одобрил планы Правительства страны по получению кредита в 5 миллиардов долларов от России, который будет использован для владения капитальными активами в инфраструктурных и производственных областях, среди которых приоритет отдается и новым проектам в области железных дорог. Однако, МТК «Север-Юг» не является безальтернативным проектом транспортировки индийских грузов в направлении Европы. 25-26 февраля в Варшаве прошло первое заседание рабочей группы по транспорту и логистике между Азербайджаном и Польшей, где азербайджанскую сторону представлял замминистра транспорта и связи и высоких технологий Эльмир Велизаде, а польскую замминистра инфраструктуры Анджей Биттел. В числе прочего в ходе встречи стороны обсудили вопросы возможного сотрудничества в сфере транспорта и использования транзитных возможностей двух стран при транспортировке грузов по транспортному коридору «Юг-Запад». Напомним, что Международный транспортный коридор «Юг-Запад» предусматривает организацию контейнерных грузоперевозок из Индии и стран Персидского залива через прикаспийские Иран и Азербайджан, а также Грузию, Украину в Польшу и другие страны ЕС. В целях развития МТК «Юг-Запад» 14 марта 2018 года в Варшаве проходило заседание Координационного комитета с участием делегаций железных дорог Азербайджана, Ирана, Грузии и Украины. Стороны тогда обсудили технические вопросы при организации грузоперевозок по создаваемому маршруту, вопросы о запуске первого тестового контейнерного поезда, оптимизации тарифных условий и т.д. В итоге в мае прошлого года по данному маршруту был отправлен первый тестовый поезд, который преодолел расстояние 2356 км между Польшей и иранской станцией Астара, расположенной на азербайджано-иранской границе, за 9 дней (Каспийский вестник). К южному направлению развития транскаспийских транспортных маршрутов также следует отнести формирующиеся в регионе коридоры в участием Туркмении и Афганистана. К таковым можно, в частности, отнести «Лазуритовый коридор» и новый проект МТК «Каспийское море - Чёрное море». Если первый предполагает поставки грузов от границы Афганистана через Туркмению, Азербайджан и далее посредством магистрали Баку-Тбилиси-Карс или автомобилями в Европу, то второй подразумевает транспортировку по сходному маршруту, но до территории Грузии, где грузы морским транспортом будут отправляться в порт Констанца Румынии. Однако касательно данного направления возникают обоснованные вопросы с предложением грузов и товаров. Экономическая ситуация в Афганистане далека от идеальной, и что Кабул может предложить европейцам, сказать сложно. Также не стоит забывать о сотрудничестве Кабула с Тегераном и Дели в направлении использования возможностей иранского порта Чабахар для экспорта своих товаров. Первая партия грузов по маршруту Афганистан - Иран - Индия был отправлена 24 февраля и поэтому говорить, что в Кабуле рассматривают только каспийский, «лазуритовый» вариант транспортировки, необоснованно. Из всего вышеизложенного следует, что как в случае с маршрутами «Восток-Запад», так и в ситуации с южным направлением грузоперевозок, на Каспии конкурируют между собой в основном логистически более простые, железнодорожные коридоры через территорию России и альтернативные мультимодальные маршруты, предполагающие пересечение акваторий Чёрного и Каспийского морей в обход российской территории. На первый взгляд, ответ на вопрос о том, какой маршрут в итоге выберут грузоперевозчики очевиден, так как здесь будут, прежде всего, оцениваться удобство, быстрота и стоимость маршрута. Но как отмечалось выше, свою роль здесь могут сыграть геополитические и геоэкономические соображения. Таким образом, в Каспийском регионе сегодня разворачивается своего рода геоэкономическая версия «Большой игры» в транспортной сфере, где Россия пытается привлечь на свою территорию крупные транспортные грузопотоки из Китая и Индии, а США и страны ЕС предпринимают меры по перенаправлению данных потоков в обход российской территории через страны так называемого «Большого Каспийского региона». От итогов этого противостояния, зависит, удастся ли ключевым игрокам на данном «поле» получить как экономические выгоды, так и геополитические дивиденды.
Другие новости:
|
||
Проект «Виртуальная таможня» создан при участии Корпорации EMCTC. © 1998-2023 Виртуальная таможня России. Все права сохранены. |