АБВГДЕЖЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЭЮЯ
НАВИГАЦИЯ

Экспорту не хватает стратегии

24.05.2019
Экспорту не хватает стратегии

Нацпроекту напомнили о цифровизации и внешней политике. О необходимости пересмотра экспортной стратегии в условиях цифровизации говорили в ходе баркемпа Национальной технологической инициативы (НТИ) в Санкт-Петербурге. Уже утвержденный «экспортный» нацпроект традиционно опирается на торгпредства и привычные поставки, создает краткосрочные преимущества для крупных экспортеров и не учитывает долгосрочные тренды, говорят эксперты. Альтернативой могут стать развитие цифровых торговых платформ, формирование внутренних рынков сквозных технологий, а также активная внешняя политика - заключение рамочных международных соглашений и продвижение экспорта услуг консорциумов МСП на плечах крупных игроков. Нацпроект «Развитие международной кооперации и экспорта» предполагает рост объема несырьевого экспорта до $250 млрд в год и экспорта услуг до $100 млрд к 2024 году, напомнила представитель Минпромторга Оксана Ахматова. Помимо традиционных мер поддержки промышленного экспорта (субсидий, в том числе на снижение ставок по кредитам) в него заложены создание промзон за рубежом (пилотный проект уже реализуется в Египте) и корпоративная программа международной конкурентоспособности, включающая около 300 проектов крупных предприятий. Новый виток модернизации затронет и систему торгпредств - ранее этим уже занималось Минэкономики. «Им были поставлены KPI по наращиванию экспорта и привлечению иностранных инвесторов. Сейчас мы формируем понимание, как развивать их дальше. Надо, чтобы они стали нашими руками за рубежом»,- отметила госпожа Ахматова.

Впрочем, по мнению вице-президента ЦСР Владимира Княгинина, нацпроект просто продолжает прежнюю политику, не предлагая ничего нового. «Мы можем торгпредствам нарисовать ещё какие-то точечки, но это же сервисный персонал»,- отметил он. Делать ставку на действующих экспортеров также малоперспективно: они потенциал уже раскрыли, приоритет должен быть отдан работе с регионами, считают в ЦСР. В Минпромторге с этим не согласны: «Важно не сбрасывать с корабля русскую классику и опираться на то, что сделано»,- заявила Оксана Ахматова. По мнению же заместителя главы департамента координации информатизации Минкомсвязи Михаила Насибулина, ключевая проблема экспортеров - отсутствие прочного фундамента в стране. «Внутреннего рынка, в том числе высокотехнологичного, просто нет»,- отметил он. Если крупный бизнес и госкомпании и «свернут на путь цифрового развития», они просто не найдут необходимых продуктов, технологий и кадров. Поэтому приоритетом должно стать внутреннее развитие сквозных технологий как основных векторов формирования цифровой экономики. Каждая из них получит свою «дорожную карту», в 2019 году будут отобраны лидирующие исследовательские центры и компании. «Уже после мы будем обсуждать их выход на экспорт и совместные проекты с РЭЦ по их масштабированию»,- отметил господин Насибулин. Задачей регуляторов также должна стать синхронизация нацпрограмм, чтобы бизнес четко понимал, куда ему идти за поддержкой, считают в Минкомсвязи.

Несмотря на назревшие меры, включая устройство таможенных пунктов и устранение административных барьеров, нацпроект не отвечает на глобальные вызовы, полагает и спецпредставитель президента по цифровому развитию Дмитрий Песков. «Там нет стратегии, на каких рынках мы собираемся в долгосрочном периоде зарабатывать»,- подчеркнул он. Цель по объему экспорта будет подталкивать чиновников к применению внеэкономических мер и созданию кратковременных преимуществ для крупных игроков за счет точечных мер поддержки. «Политика становится стратегически слепой»,- сетует он. «Пять федеральных проектов носят инфраструктурный характер, там нет стратегии и рисков. При этом в рамках НТИ разрабатываются меры поддержки, направленные на поиск новых рынков и стратегические конкурентные преимущества компаний РФ. И обе политики существуют параллельно - необходимо искать точки соприкосновения, где меры НТИ могут системно опираться на инфраструктуру нацпроекта»,- говорит господин Песков. Ошибкой, по его мнению, является и мышление в категориях странового экспорта и торгпредств. Современные цифровые платформы вроде китайской Alibaba позволяют экспортировать не сотням, а десяткам тысяч компаний и частных лиц. «Цифровая платформа, как спрут, дотягивается до любого российского региона. Опираясь на инфраструктурную модернизацию «Почты России», каждый человек мог бы получить возможности для экспорта на китайские рынки»,- поясняет он. Приоритетом должно стать и создание региональных экспортных стандартов и системы образования: «главный экспортный дефицит - дефицит предпринимателя и предпринимательского мышления».

Изменения глобальной конъюнктуры, «эпоха неопределенности» и «санкций всех против всех» также требуют пересмотра подходов к внешней политике. Особое внимание должно быть уделено заключению международных соглашений и использованию имеющихся (например, об экспорте вооружений или атомной энергетики) для продвижения малых и средних компаний-экспортеров услуг, объединенных в консорциумы, «на плечах гигантов», заключил спецпредставитель президента.

Проект «Виртуальная таможня» создан при участии Корпорации EMCTC.
© 1998-2023 Виртуальная таможня России. Все права сохранены.