АБВГДЕЖЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЭЮЯ
НАВИГАЦИЯ

Координаты для промышленной политики ЕАЭС. Интервью Н. Кушнарева Russian Business Guide

20.05.2019
Координаты для промышленной политики ЕАЭС. Интервью Н. Кушнарева Russian Business Guide

25 октября 2018 года Russian Business Guide опубликовало интервью с директором Департамента промышленной политики Николаем Кушнаревым. Текст интервью приводим ниже. Николай Геннадиевич Кушнарев, директор департамента промышленной политики Евразийской экономической комиссии - о новых тенденциях, концепциях, планах и проектах Евразийского экономического союза. Каковы последние тенденции современной линии поведения Евразийского экономического союза (ЕАЭС) в условиях роста протекционистских настроений и обострения торговых конфликтов с одной стороны и сохранения приверженности принципам совместного экономического развития за счет экономической интеграции с другой? Как эти факторы влияют на торговые отношения?. Как показывает мировой опыт, экономические ограничения и санкции в отношении отдельных государств-членов и производителей имеют выраженный мультипликативный эффект для состояния всего общего рынка ЕАЭС, даже несмотря на то, что доля взаимной торговли для большинства его членов существенно меньше доли торговли с третьими странами. Это обуславливает необходимость государств-членов принимать неотложные меры по совместным действиям в сфере защиты своих экономических интересов в рамках интеграционного объединения.

В структуре общего рынка ЕАЭС в настоящее время преобладают поставки продукции производителями государств-членов на свои национальные рынки. За счет таких поставок формируется около 2/3 емкости общего рынка, импорт из третьих стран формирует чуть менее 30% общего рынка, а вклад взаимных поставок продукции обрабатывающей промышленности между государствами-членами составляет около 5% емкости общего рынка. При этом производители из государств-членов в силу отсутствия ввозных таможенных пошлин во взаимной торговле обладают явным конкурентным преимуществом по сравнению с продукцией из третьих стран. В качестве мер коллективной стратегии защиты экономических интересов государств-членов ЕАЭС, в том числе ответа на вводимые ограничения третьих стран, может являться проведение государствами-членами активной скоординированной промышленной политики в ЕАЭС, использование промышленного потенциала для реализации политики импортозамещения, углубление промышленной и научно-технической кооперации. Реализация импортозамещающих проектов на территории ЕАЭС позволит снизить риски для производителей и потребителей импортной продукции в части негативных последствий введения экономических ограничений и санкций со стороны третьих стран, а также создать эффективный механизм по минимизации побочного ущерба от применения «встречных» ограничительных мер в отношении третьих сторон для внутреннего рынка ЕАЭС.

В настоящее время в ЕЭАС успешно подготавливается концепция создания условий для цифровой трансформации промышленности и формирования единого цифрового пространства. Какие страны присоединяются к этому процессу? И как идет эта подготовка?. Да, действительно, в соответствии с нашими планами до конца текущего года планируем утвердить концепцию цифровой трансформации промышленности Евразийского экономического союза. В основу документа легли две уже разработанные базовые концепции в Союзе - Евразийской сети промышленной субконтрактации и Евразийской сети трансфера технологий. При подготовке и формировании документа использовались практические наработки Российской Федерации в данной сфере, а именно - Фонда развития промышленности при Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации и машиностроительного кластера Республики Татарстан, как наилучшие. Концепция цифровой трансформации промышленности Евразийского экономического союза содержит условия для запуска глобального проекта по созданию вышеназванного единого информационного ресурса. Комиссия в данной сфере осуществляет содействие бизнесу государствам - членам выходу на рынки третьих стран.

Какие новые возможности открывает для бизнеса проект по цифровой промышленной кооперации в рамках ЕАЭС?. Реализация проекта по созданию евразийской информационной системы промышленности, несомненно, предоставит новые возможности для бизнеса государств-членов Союза. В первую очередь предприятия получат возможность быстрого поиска партнеров, в том числе по вопросам промышленной субконтрактации и трансфера передовых технологий. В рамках проекта предполагается активно развивать в дальнейшем такие сервисы, как госзакупки, сертификация продукции и услуг, лизинг оборудования, логистические услуги, таможенные услуги, привлечение финансового заимствования и др. по мере необходимости. Объем государственных и коммерческих закупок, которые размещаются через различные B2B электронные платформы в наших странах, составляет более 40 трлн руб. Однако объем взаимных закупок в ЕАЭС через электронные торговые площадки в настоящее время незначителен. Сегодня в ЕАЭС предпринимаются активные шаги по формированию союзных рынков в различных отраслях экономики. Расскажите об этой работе. Что уже сделано и что ещё предстоит?

Основными направлениями промышленного сотрудничества в Евразийском экономическом союзе определены приоритетные для промышленного сотрудничества отрасли: сельскохозяйственное машиностроение, легкая промышленность, металлургия, химия, автомобилестроение, производство электронно-оптического оборудования, станкостроение. Наши усилия направлены на стимулирование и углубление производственной и научно-технической кооперации, реализацию совместных кооперационных и импортозамещающих проектов, выход на рынки третьих стран, выявление и снятие препятствий. В сельхозмашиностроении как одной из приоритетных отраслей активно идет процесс локализации производств на территории Союза, реализуются меры финансовой и нефинансовой поддержки экспорта совместно произведенной продукции сельхозмашиностроения. В черной и цветной металлургии определены перспективные направления сотрудничества с учетом национальных приоритетов сторон, производителей и потребителей отрасли в рамках союза, сформированы кооперационные цепочки производства готовой продукции. Активно обсуждаем с бизнесом стран и с госорганами направления кооперации в сфере экологически чистого автотранспорта (электромобили). В настоящее время разработан новый проект плана мероприятий на 2018-2020 годы, в соответствии с которым будет выстроена работа по стимулированию использования электромобилей на территории Союза.

В 2018 году промышленное производство ЕАЭС выросло на 1,7%. В частности, промышленное производство в целом по Союзу увеличилось на 1,7%, причем в большинстве стран «пятерки» рост оказался значительно существеннее: в Армении - на 12,6%, Беларуси - на 6,1%, Казахстане - на 7,1%, Кыргызстане - на 11,5%. В России рост промышленного производства зафиксирован на отметке 1% прироста. Каких результатов вы ожидаете в этом году?. В текущем годы мы ожидаем ещё более высоких темпов прироста промышленного производства в Евразийском союзе. С удовлетворением можно отметить, что именно промышленный сектор в последние годы является драйвером экономического роста в Евразийском экономическом союзе. Если посмотреть отдельно на показатели в промышленности, то рост производства во многом обеспечен кооперацией в сфере машиностроения. Так, в 2018 году кооперационные поставки между государствами-членами в обрабатывающей промышленности увеличились на 30%. 2018 год для нас также является успешным. По итогам I полугодия 2018 года темпы промышленного производства в ЕАЭС ускорились. Прирост в целом по ЕЭАС составил более трех процентов.

Существенное наращивание промышленного производства в ЕАЭС позволило по итогам I полугодия 2018 года значительно приблизить темпы прироста промышленности Союза к общемировым значениям данного показателя, а также показателям основных стран и регионов мира, что свидетельствует о восстановлении позиций государств-членов ЕАЭС в мировой экономике. В июле этого года вице-премьеры стран-членов ЕАЭС обсудили пять наиболее чувствительных проблем внутреннего рынка ЕАЭС в рамках комплексной работы по устранению препятствий во взаимной торговле между государствами-членами Союза и по ряду из них приняли решения. Что это за препятствия, и какие пути устранения были найдены?. Советом Евразийской экономической комиссии на уровне заместителей премьер- министров ЕАЭС неоднократно рассматривался перечень барьеров и препятствий. Препятствия касаются взаимного признания электронной цифровой подписи, ограничений при государственных закупках, налогового учёта, ветеринарного контроля, а также гармонизации ставок акцизов. В настоящее время в целях устранения препятствий комиссия проводит ряд мероприятий.

Разрабатывается проект нормативного акта, который позволит реализовать взаимное признание электронной цифровой подписи с целью беспрепятственного доступа потенциальных поставщиков государств-членов к участию в закупках в электронном формате. Комиссия и государства-члены работают над согласованием перечня товаров в целях устранения существующего запрета на допуск предприятий к государственным закупкам. Кыргызская Республика проводит работу по внесению изменений в нормативные правовые акты в части исключения минимального уровня контрольных цен и приведения их в соответствие с правом Евразийского экономического союза. По предложению Российской Федерации ускорена работа по снятию разногласий, сдерживающих подписание соглашений в области регулирования алкогольного и табачного рынков в рамках Евразийского экономического союза.

Проект «Виртуальная таможня» создан при участии Корпорации EMCTC.
© 1998-2023 Виртуальная таможня России. Все права сохранены.