АБВГДЕЖЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЭЮЯ | |||
|
Тигран Саркисян о создании системы прослеживаемости товаров в ЕАЭС20.05.2019
Российские налоговая и таможенная служба готовятся к запуску систем прослеживаемости, позволяющих в перспективе контролировать движение товаров от ввоза до продажи. Но для их полноценного внедрения потребуется мониторинг и в рамках единого рынка стран ЕАЭС. Председатель коллегии Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) Тигран Саркисян в интервью «Ъ» рассказал о планах по созданию систем, которые будут включать как физическую маркировку, так и контроль товарных потоков через электронные сопроводительные документы. Что предполагает создание системы прослеживаемости? Эта инициатива активно продвигалась российской стороной, как к ней относятся другие страны?. Этот вопрос включен в нашу повестку по поручению президентов пяти стран союза. Первый аргумент был связан с тем, что необходима четко работающая система, которая могла бы в условиях санкций и контрсанкций классифицировать товары по назначению: то есть какие предназначены для российских потребителей, какие - для Казахстана, для других государств ЕАЭС. Вторая мотивация связана с тем, что это глобальный тренд: новая современная система прослеживаемости повышает эффективность бизнеса. Крупные консорциумы, которые хотят проследить весь цикл от производства до потребления своих товаров, сами начали внедрять такие системы маркировки с элементами прослеживаемости. Более того, стало очевидным, что в глобальном мире без таких систем вообще невозможно быть конкурентоспособными. Можно привести пример табачной отрасли, где производители сами внедряют передовые технологии маркировки и прослеживаемости товаров, начиная с закупки сырья. Это повышает оперативность принятия решений, сокращает операционные расходы, в целом делает бизнес транспарентным. Наконец, есть третий мотиватор. Это наши налоговые и таможенные службы, которые в этом сильно заинтересованы, потому что прослеживаемость помогает бороться с теневым оборотом. В этом прежде всего заинтересованы те предприятия, которые работают в легальном поле, и, наоборот, не заинтересованы те, кто работают в серой зоне. Сложности разработки системы связаны с тем, что она должна учитывать те передовые наработки, которые есть у нас в странах, мы должны прийти к согласию относительно общей архитектуры, согласовать позиции пяти стран. Этому мы посвятили очень много времени. Более того, мы уже объявили тендер на разработчика общей архитектуры и дизайна, у нас есть победитель, который интенсивно с нами работает. Есть запущенные пилотные проекты - осталось сделать так, чтобы страны успевали за нами в реализации нашего проекта. Кто займется разработкой системы?. Тендер выиграла компания «Ф-Лайн Софтвер» (в партнерстве с Центром развития перспективных технологий создает систему прослеживаемости товаров в ЕАЭС.- «Ъ»), питерская компания. Это разработчик, который был заинтересован в сути самого проекта больше, чем в прибыли, поэтому предложил очень низкую цену и победил всех остальных конкурентов. Но конкуренция была очень жесткая, были очень интересные. Как будет выглядеть архитектура системы?. Во-первых, мы пытаемся сделать так, чтобы наша система была самой продвинутой и чтобы решения, которые мы сегодня закладываем, позволили бы нам в дальнейшем учитывать все те новшества, которые происходят в цифровом пространстве. Во-вторых, хотим создать платформу для широкого круга пользователей, с тем чтобы она могла в себя набирать в дальнейшем все новые и новые сектора. Мы рассчитываем дать возможность нашим гражданам, используя простой смартфон, считывать историю товара, информацию о легальности, качестве и прочие свойства - вплоть до того, чтобы даже оставлять комментарии, которые были бы доступны всем остальным. Это даст общественный контроль - но и у производителей будет информация, где находится их товар, как продается. Помимо разработки общей архитектуры в рамках тендера, о котором я уже сказал, мы уже на уровне Совета ЕЭК, куда входят вице-премьеры пяти стран, приняли решение о запуске пилотного проекта по маркировке и прослеживаемости товаров на базе цифровой платформы товаров союза по товарной группе «табак и табачные изделия». Проект будет проводиться с октября 2018 года по март 2019 года в России и Казахстане. Остальные страны будут подключаться по мере готовности. Помимо этого, запущен НИР по цифровой инициативе «Внедрение электронных сопроводительных документов и их взаимное признание в государствах-членах ЕАЭС». По факту это работа по реализации двух типов прослеживаемости: на основе физического контроля движения маркированных товаров путем проверки средств идентификации и - на основе документальной прослеживаемости - контроля товарных потоков по количественным показателям партий товаров (через электронные сопроводительные документы). Какую информацию страны согласились передавать в общие базы, необходимые для работы системы?. Наша архитектура действительно предполагает, что на уровне ЕЭК будет создан ряд базовых информационных ресурсов, один из них - классификатор товаров, который участвует в трансграничном обороте. Фактически это некий единый оцифрованный реестр товаров, используемый в наших странах. Доступ к данным такого реестра будет у производителей и ритейлеров, а также таможни и налоговиков. Дискуссия, которая у нас разворачивается, как раз и касается того, какого уровня информацию страны должны передавать в этот общий реестр, как обеспечивать безопасность оборота данных. Безусловно, звучат и вопросы типа: «А зачем вам такая подробная информация?» Эти вопросы необходимо обсуждать и на уровне экспертов, и на уровне вице-премьеров с тем, чтобы все были уверены, что мы принимаем действительно разумные, рациональные решения. Какие данные уже передаются в единую информационную систему ЕАЭС? Какова была цель запуска этой системы?. Эта система позволяет обмениваться информацией между пятью странами, в первую очередь между госструктурами, и она связана с тем мандатом, который есть у Евразийской экономической комиссии. Сегодня мы собираем данные для 16 реестров - это перечни в сферах технического и нетарифного регулирования, таможенного администрирования. Например, единый реестр свидетельств о госрегистрации продукции, формируемый на основании соответствующих национальных реестров сторон, обновляется ежедневно и содержит около полумиллиона актуальных записей. Без включения в этот единый реестр товары невозможно перевозить через таможенную границу ЕАЭС. Конечно, это относится к товарам, для которых процедура государственной регистрации является обязательной. Также мы успешно провели межгосударственные испытания ещё десяти общих процессов в сфере обращения лекарственных средств и медицинских изделий, в том числе единых реестров зарегистрированных лекарств. Все ждут от нас формирования общего рынка в этой сфере, и создание новых информресурсов на базе нашей интегрированной системы - это важный прорыв. Уже довольно долго идет дискуссия о необходимости синхронизации работы таможенных органов стран «пятерки». Как вы оцениваете их текущее взаимодействие?. Они систематически собираются и обсуждают все актуальные вопросы, связанные с таможней, на площадке ЕЭК или в рамках Объединенной коллегии таможенных служб. Прежде всего была очень острая дискуссия о новом Таможенном кодексе, так как это очень продвинутый документ. Другие вопросы, которые возникают между таможенными службами, также иногда очень острые, дискуссионные, и эта платформа позволяет им обсуждать, имеет ли право та или иная таможенная служба принимать те или иные решения, или они противоречат союзному законодательству. Если им не удается прийти к согласию, то эта дискуссия может продолжиться и в суде - у нас уже было такое разбирательство в Минске. Когда можно будет подвести итоги пилотного проекта по мониторингу транзитных перевозок с использованием навигационных пломб?. Мы пока только запускаем этот проект на уровне России и Казахстана, с тем чтобы дать Беларуси, Армении, Кыргызстану возможность подключиться по мере готовности. Мы надеемся, что в начале следующего года нам удастся уже обобщить первый опыт, с тем чтобы ответить на очень многие вопросы, которые нам задает сегодня бизнес. Они от всех нововведений, конечно же, ждут облегчения процедур. В Киргизии и Армении, где средний бизнес по сравнению с российским действительно значительно меньше, применение пломб несет в себе сравнительно более высокие издержки. Пилот даст нам возможность оценить, насколько масштабирование технологии позволит снизить себестоимость пломб, технического, операционного обслуживания в течение года. Что предполагает создание зеленых транспортных коридоров в рамках ЕАЭС?. Смысл зеленых коридоров заключается в значительном облегчении бремени прохождения всех таможенных процедур. Нам важно, чтобы услуги, которые мы оказываем, были бы комплексными, чтобы хозяйствующие субъекты не обращались к разным госорганам. Для этого мы разрабатываем стандарт «единого окна», которое позволит значительно сократить потери времени для бизнеса. Мы хотим, чтобы это была согласованная политика всех пяти стран, чтобы у всех были бы одинаковые требования. В целом унификация, гармонизация законодательства - это фундамент, на котором должен строиться наш союз. Без согласованной политики мы всегда будем создавать барьеры для бизнеса. Как идет реализация проекта маркировки?. С августа 2018 года на территории союза действует пилотный проект по маркировке меховых изделий. Первые результаты показали, что система является действительно эффективным инструментом в борьбе с нелегальным оборотом товара - объем легального оборота товара вырос в семь раз, что значительно превысило прогнозы экспертов о двукратном увеличении. По результатам реализации пилотного проекта комиссия совместно с государствами разработала соглашение о маркировке товаров средствами идентификации - оно является рамочным и позволяет принимать гибкие решения по использованию маркировки. В нем заложен очень интересный механизм, чтобы не тормозить маркировку в наших странах: когда то или иное государство-член ЕАЭС хочет запустить маркировку товара, оно предварительно предлагает это сделать на пять стран. Мы даем возможность обсудить конкретную технологию запуска, далее страны могут либо совместно, либо по отдельности уже запускать свои проекты по маркировке. Одновременно мы стремимся создать общую цифровую платформу, которая позволяла бы национальным сегментам использовать в том числе наши цифровые технологии. Средства идентификации, которыми сегодня маркируется товар,- это набор символов, представленных в машиночитаемом виде. Такое требование зафиксировано в том числе в нашем соглашении. Методы нанесения маркировки зависят от способа производства и особенностей товара. Например, при маркировке пачек табака скорость линии по нанесению маркировки составляет около 10 тыс. пачек в минуту. Поэтому они, например, используют лазерную технологию через слой полиэтилена. Маркировка для шуб производится иным способом, который может быть масштабирован на одежду, другие товары. Информационная система маркировки, например, уже работает в рамках пилотного проекта Беларуси, России, Казахстана. Армения тестирует свою информационную систему. На какие ещё товары может быть распространена маркировка на уровне ЕАЭС?. Мы получили от российской стороны перечень товаров, который они предлагают в первоочередном плане маркировать. Это текстильная промышленность, легкая промышленность, лекарства, ювелирные изделия и другое. Каждая страна выдвигает те сферы, где, по их оценкам, есть большой удельный вес теневого оборота. Все эти перечни мы направили сторонам с тем, чтобы прийти к консенсусу по первому набору. После того как дискуссия завершится, мы представим новый перечень товаров, который будем запускать в рамках общего пилотного проекта. Такой перечень направила только российская сторона?. Другие страны также предлагают свой набор товаров. Кто-то - алкогольную продукцию, минеральные продукты, товары пищевой промышленности. Но пока нет консенсуса. Как только мы к нему придем, так сразу озвучим список товаров.
Другие новости:
|
||
Проект «Виртуальная таможня» создан при участии Корпорации EMCTC. © 1998-2023 Виртуальная таможня России. Все права сохранены. |