АБВГДЕЖЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЭЮЯ
НАВИГАЦИЯ

О правилах определения происхождения товаров, ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза

15.05.2019
О правилах определения происхождения товаров, ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза

Айдар Ринатович Салахов, начальник отдела товарной номенклатуры и происхождения товаров Татарстанской таможни. Доклад начальника отдела товарной номенклатуры и происхождения товаров Татарстанской таможни А. Р. Салахова в Казани на публичном мероприятии для участников внешнеэкономической деятельности и иных заинтересованных лиц по вопросам правоприменительной практики таможенных органов и соблюдения обязательных требований, 21 марта 2019 года. С вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза существенные изменения коснулись и направления определения происхождения товаров. По-прежнему основными документами о происхождении товара является декларация о происхождении товара или сертификат о происхождении товара (статья 29 ТК ЕАЭС). Декларация о происхождении товара представляет собой коммерческий или любой другой документ, имеющий отношение к товару и содержащий сведения о происхождении товара, заявленные изготовителем, продавцом или отправителем страны происхождения товара или страны вывоза товара. К примеру, счет-фактура, CMR, коносамент, упаковочный лист и др. (ст.30 ТК ЕАЭС).

Однако изменились требования к сертификату о происхождении товара. Согласно статьи 31 ТК ЕАЭС сертификат о происхождении товара - документ определенной формы, свидетельствующий о происхождении товара и выданный уполномоченным государственным органом или уполномоченной организацией страны происхождения товара или в случаях, установленных правилами определения происхождения ввозимых товаров или правилами определения происхождения вывозимых товаров, - страны вывоза товара. Ранее под сертификатом о происхождении товара понимался документ, однозначно свидетельствующий о стране происхождения товаров и выданный уполномоченными органами или организациями этой страны или страны вывоза. Также ранее, если сертификат о происхождении товара оформлен с нарушениями требований к его оформлению и (или) заполнению, установленных таможенным законодательством таможенного союза, таможенный орган самостоятельно принимал решение об отказе в рассмотрении такого сертификата в качестве основания для предоставления тарифных преференций. Согласно пункту 4 статьи 31 ТК ЕАЭС сертификат о происхождении товара не рассматривается в качестве документа о происхождении товара, если сертификат о происхождении товара оформлен с нарушениями требований к порядку его оформления и (или) заполнения, установленных правилами определения происхождения ввозимых товаров или правилами определения происхождения вывозимых товаров.

Подтверждение происхождения товаров декларацией о происхождении товара или сертификатом о происхождении товара осуществляется в соответствии с правилами определения происхождения ввозимых товаров или правилами определения происхождения вывозимых товаров. Совет Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) утвердил новые правила определения страны происхождения товаров для целей получения тарифных преференций, а также «непреференциальные правила», действующие при ввозе товаров в страны Евразийского экономического союза (ЕАЭС):
- Правила определения происхождения товаров, ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза (непреференциальные правила определения происхождения товаров)
- Правила определения происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран
Напоминаю, что ввоз ряда товаров на территорию ЕАЭС из развивающихся и наименее развитых стран возможен с применением тарифных преференций (пониженной ставкой таможенных пошлин). Указанные правила приняты в развитие положений Договора о ЕАЭС от 29 мая 2014 г.и заменяют соответствующие Соглашения, которые были заключены членами ЕАЭС и действовали с 2008 года.

В целом новые правила охватывают современные тенденции в сфере электронного документооборота, и восполняют ряд существующих в настоящий момент правовых пробелов. Решением Совета ЕЭК от 14 июня 2018 г.№60 утверждены Правила определения происхождения товара из развивающихся и наименее развитых стран (товары, в отношении которых при ввозе на территорию ЕАЭС предоставляются тарифные преференции). Правила вступили в силу 16 января 2019 г. и пришли на смену Соглашению о правилах определения происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран от 12 декабря 2008 г. Новые правила важны для участников внешнеэкономической деятельности, которые осуществляют ввоз товаров из развивающихся и наименее развитых стран с применением тарифных преференций. В целом общий подход к определению страны происхождения не претерпел существенных изменений. В частности, для получения тарифных преференций необходимо соблюсти ряд критериев, таких как прямая поставка, непосредственная закупка, документальное подтвержденное происхождение товара, достаточная переработка. Происхождение партии товара, таможенная стоимость которой превышает в эквиваленте 5 000 евро подтверждается оригиналом сертификата о происхождении товара, за исключением случаев договоренности между таможенным органом государства-члена ЕАЭС и уполномоченным органом (организацией) о применении электронной системы верификации происхождения товаров, позволяющей осуществить проверку выдачи сертификата о происхождении товара и достоверности содержащихся в нем сведений. При этом реквизиты такого сертификата должны быть указаны в таможенной декларации.

Это особенно актуально при развитии товаров и призвано упростить процедуры документального подтверждения и контроля происхождения. Требования по заполнению преференциального сертификата о происхождении товара существенных изменений не претерпели. Особое внимание следует уделить критериям определения происхождения товаров. Товар признается происходящим из страны-пользователя преференций, если он полностью получен или произведен в стране-пользователе преференций (пункт 4 Правил) или подвергнут достаточной переработке в такой стране, если при производстве товара использовались иностранные материалы. Критерий достаточной переработки предусматривает, что при производстве товара в стране, включенной в перечень развивающихся стран-пользователей единой системы тарифных преференций ЕАЭС, может быть использовано не более 50 процентов иностранных материалов в стоимости готового товара на условиях «Франко - завод» (пункт 5 Правил). При производстве товара в стране, включенной в перечень наименее развитых стран - пользователей ЕАЭС, предусмотрена поэтапная либерализация критерия происхождения в части возможности использования таких иностранных компонентов (пункт 6 Правил) (на дату выдачи документа о происхождении товара):
- до 31 декабря 2019 г. может быть использовано до 50 процентов иностранных материалов в стоимости товара;
- с 1 января 2020 г. по 31 декабря 2024 г. может быть использовано до 55 процентов иностранных материалов в стоимости товара;
- с 1 января 2025 г. доля иностранных материалов в стоимости товара может достигать 60 процентов. При этом Правилами установлен перечень операций, выполнение которых не влияет на признание товара происходящим из страны-пользователя преференций (пункт 7 Правил).

С вступлением в силу ТК ЕАЭС происхождение товаров подтверждается во всех случаях, когда применение мер таможенно-тарифного регулирования, запретов и ограничений, мер защиты внутреннего рынка зависит от происхождения товаров. Исключения составляют товары, помещенные под таможенную процедуру таможенного транзита и ввозимые на таможенную территорию Союза для личного пользования. Например, таможенные органы Российской Федерации вправе требовать документы, подтверждающие происхождение товаров в случаях, когда в отношении таких товаров могут применяться антидемпинговые или компенсационные пошлины:
- подшипники качения (за исключением игольчатых), происходящие из Китайской Народной Республики и ввозимые на таможенную территорию Евразийского экономического союза;
- холоднодеформированные бесшовные трубы из нержавеющей стали, происходящие из Китайской Народной Республики и Малайзии;
- металлопрокат с полимерным покрытием;
- некоторые виды бесшовных труб, происходящие из Украины. Правила определения происхождения товаров, ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза (непреференциальные правила определения происхождения товаров) устанавливают критерии определения происхождения товаров, а также требования к сертификату о происхождении товара.

О правилах определения происхождения товаров, ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза

Если при производстве продукции используются материалы из других государств, то происхождение товаров определяется на основании одного из двух альтернативных критериев, который участник внешнеэкономической деятельности сможет выбрать сам: по коду товара, который может быть изменен на уровне любого из первых четырех знаков или по доле стоимости иностранного товара в продукте - его стоимость при переработке или производстве не должна превышать 50% цены готового товара. Товар не сможет называться происходящим из страны, если на её территории осуществляются лишь формальные операции - формируется партия продукции, наносятся логотипы или приклеиваются этикетки, осуществляется фасовка товаров в банки и т.д. Одно из важных новшеств документа - Правила предоставляют максимум возможностей для объективного определения страны происхождения товаров, когда от этого зависит начисление платежей при ввозе. Так, в отношении продукции, по которой в Союзе применяются меры защиты внутреннего рынка, предусмотрена возможность определить происхождение по особым критериям определения происхождения товаров, которые могут устанавливаться как по отдельности, так и в сочетании друг с другом. Например, страна происхождения может быть определена по тому, где продукт получил максимальную добавленную стоимость.

В соответствии с пунктом 25 непреференциальных Правил в случае применения мер защиты внутреннего рынка, предусмотренных Договором о ЕАЭС и обусловленных происхождением товара, происхождение аналогичных товаров, ввозимых на таможенную территорию Союза, подтверждается сертификатом о происхождении товара. Подтверждать происхождение ввозимых на таможенную территорию Союза товаров, аналогичных тем, в отношении которых применяются меры защиты внутреннего рынка, предусмотренных Договором о ЕАЭС, сертификатом о происхождении товаров не требуется в случае уплаты антидемпинговых и компенсационных пошлин, а также, если общая таможенная стоимость ввозимых товаров не превышает сумму, эквивалентную 150 долларам США. Новые Правила определения происхождения непреференциальных товаров не устанавливают определенную форму бланка сертификата, однако в данном документе содержатся требования, предъявляемые к сертификату происхождения товара. Также в качестве документа о происхождении товара может использоваться сертификат, применяемый в рамках преференциальной торговли, однако графа для служебных отметок в таком сертификате должна содержать отметку «для непреференциальных целей».

Требования к сведениям, содержащимися в сертификате, представляют собой минимальный набор информации, которая должна быть отражена в данном документе. Допускается указание дополнительной информации:
- наименование страны происхождения товара;
- номер сертификата, наименование уполномоченного органа, выдавшего сертификат;
- наименование и адрес экспортера и (или) производителя;
- наименование страны назначения или наименование и адрес грузополучателя;
- описание товара, позволяющее произвести его идентификацию;
- вес брутто и (или) другие количественные характеристики товара;
- реквизиты документа о происхождении товара, выданного в стране происхождения товара (в случае если сертификат выдан страной вывоза товара);
- информация об удостоверении сертификата (печать уполномоченного органа, выдавшего сертификат, подпись должностного лица этого уполномоченного органа, дата выдачи сертификата). Следует отметить, что в настоящее время контроль происхождения товаров регламентирован статьей 314 ТК ЕАЭС. В этом случае проверяются документы и сведения о происхождении товаров, в том числе их достоверность, а также подлинность сертификатов о происхождении товаров, правильность их оформления и (или) заполнения.

Особое внимание следует уделить необходимости подтверждения происхождения товаров. Так, в случае заявления происхождения товаров неизвестно, а в отношении данных товаров могут применяться меры таможенно-тарифного регулирования, запреты и ограничения, меры защиты внутреннего рынка, зависящие от происхождения товаров, таможенный орган вправе запросить документы о происхождении товаров. И в случае неподтверждения происхождения товаров ввозные таможенные пошлины исчисляются исходя из ставок, установленных Единым таможенным тарифом Евразийского экономического союза, а специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины исчисляются исходя из наибольших ставок. В завершении хочется сказать, что наша с вами задача, сделать все возможное для упрощения декларирования товаров. Таким образом, в настоящее время в случаях заключения внешнеэкономических договоров (контрактов) необходимо дополнительно предусматривать обязательство поставщиков о представлении сертификатов о происхождении товаров наряду с иными документами, сопровождающими данные поставки. И обращать особое внимание на соблюдение требований к заполнению данных сертификатов.

Проект «Виртуальная таможня» создан при участии Корпорации EMCTC.
© 1998-2023 Виртуальная таможня России. Все права сохранены.