АБВГДЕЖЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЭЮЯ | |||||
|
Проблему на инфляцию не списать08.05.2019
Сейчас в России, как и в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС), идет работа над системой, позволяющей отслеживать движение товаров на пути от момента пересечения границы до продажи потребителю. Предпосылками к этому стала сложная ситуация, сложившаяся в сфере оборота промышленной продукции. Так, по данным Минпромторга, незаконный оборот в легкой промышленности достиг 1,4 трлн рублей, или порядка 35% рынка. Из них более половины составляют «серые» поставки из дальнего зарубежья, около трети импорт из стран ЕАЭС, до 15% неучтенное отечественное производство. Такие данные на заседании Консультативного совета по работе с участниками внешнеэкономической деятельности (ВЭД) при Дальневосточном таможенном управлении (ДВТУ) привела заместитель начальника отдела регионального курирования и контроля Службы таможенного контроля после выпуска товаров Евгения Антоненко. Она уточнила, что в этой связи Президент РФ поставил задачу модернизировать систему контроля за оборотом товаров и создать единый стандарт таможенного и налогового администрирования. Механизм контроля определен «Концепцией создания и функционирования в Российской Федерации системы маркировки товаров средствами идентификации и прослеживаемости движения товаров». Она предусматривает два способа контроля - физический (с помощью маркировки) и документальный (по товарно-транспортным накладным, налоговым и иным документам). Отслеживание и мониторинг оборота обеспечивает Государственная информационная система (ГИС). Сквозную единую национальную систему маркировки и прослеживаемости товаров «Честный знак» планируют создать к 2024 году. Сейчас таможенная (ФТС) и налоговая (ФНС) службы завершают создание прототипа национальной системы документальной прослеживаемости товаров. Этому способствовал удачный опыт по маркировке контрольными (идентификационными) знаками одежды из натурального меха, которая в РФ с 2018 года обязательна. Тогда два ведомства сумели организовать эффективный контроль, интегрировали таможенные информационные системы (ИС) и ГИС «Маркировка». Также модернизированы информационно-программные средства двух служб. В первой половине 2019 года решено протестировать информационное взаимодействие доработанных ведомственных ИС с национальной системой прослеживаемости. Уже определены группы товаров, с которыми будут работать. Так, в этом году введут обязательную маркировку табачной продукции (с 1 марта), обувных товаров (с 1 июля). Уточним, что до июля - когда пачки сигарет без цифровой марки будет запрещено выпускать - действует переходный период, чтобы производители и торговые точки успели зарегистрироваться в информационной системе. При этом, как отмечают эксперты, хотя прошел уже почти месяц с тех пор, как цифровая маркировка сигарет стала обязательной по всей стране, до сих пор не понятно, где именно участникам оборота сигарет необходимо будет зарегистрироваться. Правительство пока ещё не опубликовало распоряжение о назначении оператора системы маркировки табачной продукции. Следует напомнить, что премьер-министр Дмитрий Медведев ещё в конце 2018 года без какого-либо конкурса назначил оператором маркировки Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ). Он на 50% принадлежит структуре USM Holdings Алишера Усманова и его партнеров, ещё по 25% - госкорпорации «Ростех» и управляющему партнеру Almaz Capital Partners Александру Галицкому. Прямо на глазах зарождается ещё один монополист.Дело в том, что ЦРПТ не только проводил годичный эксперимент маркировки сигарет, ему также поручено организовать эксперимент по маркировке лекарств и обуви, а в марте Федеральная налоговая служба (ФНС) передала компании маркировку меховых изделий. С учетом планов правительства обвешать метками чуть ли не все, что производится и ввозится в страну, можно сделать вывод, что ЦРПТ гарантированы радужные перспективы и бурное развитие на фоне общей стагнации. От открывающихся перспектив у компании реально должно дух захватывать. Ведь с 1 декабря маркировке подлежат духи и туалетная вода, новые резиновые шины и покрышки, фотокамеры и фотовспышки, белье (постельное, столовое, туалетное и кухонное), предметы одежды из натуральной или композиционной кожи, предметы верхней одежды (пальто, полупальто, накидки, плащи, куртки, ветровки, штормовки и аналогичные изделия), а также трикотажные блузки, блузы и блузоны (женские или для девочек). Также правительство рассматривает вопрос относительно молочной продукции, лифтов и иной продукции. Когда текст готовился к печати, стало известно, что премьер-министр РФ Дмитрий Медведев поддержал цифровую маркировку для готовой молочной продукции. Как сообщила газета «Ведомости», «глава правительства устно дал поручение по интеграции цифровой маркировки с системой «Меркурий», о чем слышали также сотрудники ряда крупных компаний по производству продуктов». Издание напомнило, что ранее Минсельхоз сообщал об оформлении с 1 июля в системе «Меркурий» электронных ветсертификатов на готовую молочную продукцию (молоко, сливки, сливочное масло, сыры, творог). Кисломолочная продукция будет вноситься в систему с ноября. «Меркурий» - это автоматизированная информсистема для электронной сертификации и отслеживания поднадзорных государственному ветеринарному надзору товаров. Как уже отмечалось, на перечисленные товары до их введения в оборот должны быть нанесены средства идентификации. Их реализация без маркировки обернется административной или уголовной ответственностью. Поставщики и продавцы этих товаров обязаны представлять оператору ГИС сведения о нанесенных средствах идентификации, об их обороте или выбытии из него. Кроме того, Минфин определил перечень товаров, подпадающих под документальную прослеживаемость, - это бытовые электротовары, тяжелая техника, детские коляски, металлическая мебель. К сожалению, ни одно из ведомств, ни эксперты не сообщили, во что обойдется создание указанной системы, как маркировка повлияет на розничную стоимость подпадающих под нее товаров. В нынешней ситуации ссылаться на пример с шубами некорректно. Они имеют высокую цену, поэтому нанесение метки даже в несколько сотен рублей их не очень-то и удорожало. Иное дело сигареты, духи, белье одежда и обувь. Судя по тому, что говорят чиновники, под маркировку эти товары подпадут без каких-либо исключений, а не только те, что относятся к премиум-классу. Сегодня в магазинах можно встретить десятки моделей обуви или одежды, которые стоят менее 1000 рублей. Значит, после маркировки цена на них может вырасти на 15-20%. Видимо, это ещё один пример заботы государства о своих гражданах, особенно малоимущих. Интересно, на что в этот раз спишут рост цен. Инфляция здесь точно не прокатит. |
||||
Проект «Виртуальная таможня» создан при участии Корпорации EMCTC. © 1998-2023 Виртуальная таможня России. Все права сохранены. |