АБВГДЕЖЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЭЮЯ | |||
|
Украине отключат газ и нефть08.05.2019
Россия создала механизм остановки поставок топлива в страну. Правительство РФ впервые с 2018 года пригрозило Киеву прекратить поставки тех немногих российских товаров, которые ещё играют серьезную роль в украинской экономике,- нефтепродуктов и угля общей стоимостью более $4 млрд. Для них вводится разрешительный режим экспорта, что дает возможность остановки в любой момент. Прочие ограничения, например запрет поставок c Украины тяжелой строительной техники, труб, бумаги и картона, не выглядят серьезными, поскольку и так были невелики. Но и энергоносители страна в любом случае сможет получать реэкспортом через Белоруссию. Ограничительные меры Белого дома в отношении Украины, о введении которых объявил 18 апреля Дмитрий Медведев (вступают в силу немедленно), затронут товары оборотом $4,3 млрд, что составляет около 30% торговли между странами в прошлом году, заявил министр экономики Максим Орешкин. Экспорт угля, дизтоплива, бензина и сжиженных углеводородных газов (СУГ) на Украину теперь станет возможен только по выдаваемым Минэкономики разрешениям, а нефти - запрещен, как и импорт с Украины бумаги, труб, спецтехники и одежды. Дизтопливо и СУГ - основная статья экспорта из России на Украину, доля российских товаров на местном рынке составляет 40% и 60% соответственно. Ключевые поставщики - «Роснефть» и ЛУКОЙЛ. В компаниях ситуацию не комментируют. Поставки этих товаров на фоне напряженных политических отношений между Москвой и Киевом с сентября 2018 года регулируются Федеральной службой по техническому и экспортному контролю (ФСТЭК) как товары двойного назначения. По данным ФТС, на нефть и нефтепродукты пришлось 43,3% российского экспорта на Украину в 2018 году ($4 млрд). По данным Argus Media, в 2018 году нефть на рынок Украины не поставлялась. По трубопроводу было поставлено 2,5 млн тонн дизтоплива, а по железной дороге - значимые объемы нафты (387,4 тыс. тонн). Источники «Ъ» на рынке говорят, что пока неясно, как будет работать система получения разрешений на экспорт дизтоплива и СУГ на Украину, учитывая, что соответствующие полномочия вместо ФСТЭК получает Минэкономики. Там и в Минэнерго на запрос «Ъ» не ответили. Собеседники «Ъ» называют заявления Дмитрия Медведева «показательными выступлениями» и сомневаются, что получение разрешений на экспорт серьезно усложнится. Фактически, говорит один из источников «Ъ», поставки на украинский рынок уже сейчас ведут исключительно крупные игроки либо компании с серьезным лоббистским ресурсом. В «Укртатнафте» (контролирует Кременчугский НПЗ проектной мощностью 18,6 млн тонн в год, его реальная загрузка в 2018 году была ниже 12%) уже заявили, что запрет экспорта нефти и нефтепродуктов из РФ может привести к коллапсу «не только на топливном рынке, но и в украинской экономике, и подорвать национальную безопасность страны». Компания призвала украинское правительство «содействовать отечественным НПЗ в наращивании собственного производства». Дмитрий Медведев, премьер-министр, 18 апреля Несколько дней назад кабинет министров Украины предпринял очередной недружественный шаг в отношении нашей страны: расширил список запрещенных для импорта на территорию Украины российских товаров. В этих условиях мы вынуждены свои интересы защищать и принять ответные меры. По мнению украинских экспертов, в случае остановки поставок дизтоплива из РФ Украина сможет закупать топливо в Белоруссии. Как прогнозирует директор консалтинговой компании «А-95» Сергей Куюн, дефицит СУГ будет компенсирован за счет морских поставок, ввоза из Казахстана и ЕС. По его мнению, для переключения на новые источники поставок понадобится месяц. Собеседники «Ъ» в РФ настроены более пессимистично, отмечая, что украинские потребители должны будут платить премию за перенаправление поставок с других рынков. В то же время динамика стоимости топлива внутри Украины будет зависеть в гораздо большей степени от мировых цен на нефть, чем от запретов российских властей. Вторая по значению позиция экспорта из РФ на Украину - уголь. Его поставки, по данным ФТС, составили в 2018 году 14,2 млн тонн стоимостью $1,5 млрд (по данным украинской таможни, 15 млн тонн). Крупнейшие экспортеры - СУЭК, «Евраз», Кузбасская топливная компания - не дали комментариев. Источник «Ъ» в правительстве полагает, что Украина с 2014 года априори является для угольщиков рискованным направлением поставок, для которого подготовлены альтернативы. Белоруссия традиционно выступает центром реэкспорта российских товаров на Украину. Впрочем, в конце 2018 года Россия почти до нуля ограничила беспошлинные поставки нефтепродуктов в Белоруссию, что ухудшает экономику реэкспорта для белорусских трейдеров, учитывая высокую стоимость транспортировки по железной дороге. Тем не менее реэкспортные поставки будут эффективными, если цены на Украине достаточно вырастут. В «Белнефтехиме» уже заявили, что увеличение экспорта нефтепродуктов на Украину будет зависеть от маржинальности местного рынка. По данным Белстата, Белоруссия в 2018 году экспортировала на Украину 3,16 млн тонн нефтепродуктов, или 26,5% своего экспорта. Также в прошлом году Белоруссия, где не добывается уголь, экспортировала 588,5 тыс. тонн угля на Украину, одновременно нарастив импорт из РФ. Из запретов на импорт с Украины наиболее значимым с точки зрения объемов является запрет на поставки труб: по данным ФТС, они составили в 2018 году $297 млн. Крупнейшие нефтегазовые компании, в том числе «Газпром», официально заявляли, что отказались от закупок украинских труб. Импорт украинской бумаги и картона в РФ составил в 2018 году $199 млн. В Segezha Group, крупном российском производителе бумаги, заявили, что «украинские компании ввозили в Россию более 50 млн штук индустриальных мешков для цемента и сухих строительных смесей» и Segezha Group готова заместить этот объем со своих предприятий в Карелии и Ростовской области. Что касается спецтехники, то, по словам источников «Ъ» на рынке, в Россию с Украины поставлялись бульдозеры и погрузчики, а также жатки. Объемы были мизерными, однако существенными для украинских предприятий: согласно фискальной службе Украины, поставки бульдозеров, грейдеров и пр. в Россию составили в 2018 году 36% экспорта по этой товарной группе - $1,067 млн, жаток - 70% и $14,7 млн. |
||
Проект «Виртуальная таможня» создан при участии Корпорации EMCTC. © 1998-2023 Виртуальная таможня России. Все права сохранены. |