АБВГДЕЖЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЭЮЯ
НАВИГАЦИЯ

Дальневосточные таможенники оптимизируют работу в морских портах

04.11.2014
Дальневосточные таможенники оптимизируют работу в морских портах

Дальневосточное таможенное управление (ДВТУ) активно внедряет современные информационные технологии в практику деятельности таможенных органов в морских и речных портах. Так в регионе деятельности Владивостокской и Находкинской таможен, администрирующих крупнейшие морские порты Дальнего Востока (Владивосток и Восточный), проводится эксперимент, целью которого является оптимизация совершения таможенных операций и сокращение сроков нахождения товаров в морских портах, а также совершенствование технологии осуществления таможенных операций и повышение эффективности проведения таможенного контроля в отношении товаров и транспортных средств в морских пунктах пропуска. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.04.2014 №739-р установлен контрольный показатель «Срок нахождения товара в морском порту, за исключением хранения», призванный оценить эффективность реализации плана мероприятий по улучшению транспортной ситуации в морских портах. На 2014 год данный показатель составляет 8 суток, на 2015 год – 6 суток.

Детальный анализ сроков выпуска товаров за 5 месяцев 2014 года показывает, что на таможенном посту Морской порт Владивосток (Владивостокская таможня) более 55% товаров в контейнерах, а на таможенном посту Морской порт Восточный (Находкинская таможня) 83% товаров в контейнерах, от общего количества вывезенных контейнеров из портов, оформлено таможенными органами в течение одного дня, следующего за днем регистрации таможенной декларации, в соответствии с п.1 ст.196 Таможенного кодекса Таможенного союза. Средний период нахождения контейнеров в портах Восточный и Владивосток за 2014 год с момента прибытия и до окончания государственного контроля составил 6 - 7 дней. Значительный срок хранения грузов в портах в 2014 году приходится на время после завершения проведения государственного контроля. Так, более 40% времени нахождения товаров в порту составляет время от окончания государственного контроля до вывоза из порта (более 4 дней от общего срока).

Нахождение товаров на территориях портов после их таможенного выпуска зависит не от действий/бездействия таможенных органов, а от решений владельцев товаров или заинтересованных лиц. Это связано с накоплением контейнеров в порту с целью формирования поездов, направляемых на одну станцию назначения, а также с пониженными ставками на хранение товаров в порту после их выпуска в свободное обращение. Вместе с тем, общей тенденцией для морских портов Дальнего Востока являются низкие показатели загруженности морских портов. Тем не менее, среднее время от выпуска товаров до их вывоза с территории морских портов за период проведения эксперимента значительно сократилось. По оценкам ДВТУ сокращение данного показателя, в значительной степени, вызвано поддержкой бизнес - сообществом инициированной таможенными органами работой по улучшению взаимодействия всех субъектов, осуществляющих деятельность в морских портах.

Другим важным направлением по оптимизации сроков нахождения товаров в портах в рамках проводимого эксперимента в 2014 году является развитие технологии предварительного декларирования товаров, которая позволяет выгружать уже задекларированный товар. Данная технология предусматривает уход от этапа временного хранения товаров и позволяет «выпускать» значительную часть товарных партий без помещения на склад временного хранения (при условии, что товары не подлежат фактическому контролю, то есть не признаны рисковыми). Еще одним направлением оптимизации сроков нахождения контейнеров в порту является введение электронного документооборота с применением предварительного информирования на морском транспорте. С января этого года на таможенных постах Морской порт Владивосток Владивостокской таможни и Морской порт Восточный Находкинской таможни проводится тестирование разработанного ФТС России прототипа портала «Морской порт», обеспечивающего взаимодействие всех участников технологического процесса обработки (перевалки) грузов в порту путем создания единого информационного поля, в которое заинтересованным лицом однократно вносится информация в отношении прибывающего судна и перемещаемых им товаров. С благодарностью отмечаем активность иных контролирующих органов при осуществлении тестирования портала «Морской порт».

Итоги работы с прототипом портала позволяют сделать вывод о существенной оптимизации деятельности, как таможенных органов, так и участников внешнеэкономической деятельности. Для таможенных органов оптимизация связана, прежде всего, с возможностью обработки информации автоматизировано, за счет того, что информация передается в электронном виде, сокращается время, затрачиваемое таможенниками на принятие решения. Ещё одним направлением по оптимизации сроков нахождения товаров в портах является введение электронного документооборота и безбумажного взаимодействия с организациями/предприятиями и государственными органами, осуществляющими свою деятельность в морских портах. В настоящее время взаимодействие между владельцами складов временного хранения (СВХ) и таможенным органом (в частности, при уведомлении владельца СВХ о разрешении выдачи и вывоза товаров с СВХ) осуществляется с использованием штатных программных средств. Фактически после выпуска товаров из автоматизированной системы таможенных органов в информационную систему владельца СВХ направляется, электронное уведомление о принятом решении о выдаче товаров с СВХ, позволяя импортерам забирать товар без предоставления дополнительных документов.

Значимым достижением при реализации эксперимента ДВТУ считает разработку Единого технологического процесса (ЕТП), который отражает операции, осуществляемые всеми организациями, предприятиями и таможенными постами при обработке контейнеров в морских портах. По сути ЕТП является внешней технологической картой взаимодействия. Положительным итогом создания и применения ЕТП явилось повышение прозрачности деятельности всех субъектов взаимодействия, отказ от излишних и избыточных процедур и, как следствие, существенное упрощение процессов обработки контейнеров. В настоящее время проводятся работы по моделированию алгоритма обработки информации о прибывающих морских судах и товарах, перемещаемых в контейнерах, с применением предварительного декларирования. Целью этой работы является создание алгоритма, который бы позволил при отказе от помещения товаров на временное хранение организовать эффективный таможенный контроль в отношении товаров, размещенных на территории морского терминала.

Проект «Виртуальная таможня» создан при участии Корпорации EMCTC.
© 1998-2023 Виртуальная таможня России. Все права сохранены.