АБВГДЕЖЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЭЮЯ
НАВИГАЦИЯ

Право на жалобу и преимущества ведомственного порядка обжалования

04.11.2014
Право на жалобу и преимущества ведомственного порядка обжалования

Право на обжалование решений, действий (бездействия) органов государственной власти, их должностных лиц гарантировано Конституцией Российской Федерации. Применительно к таможенной сфере это право конкретизировано в статье 36 Федерального закона от 27.11.2010 №311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (далее – 311-ФЗ), в соответствии с которой любое лицо вправе обжаловать решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица, если таким решением, действием (бездействием), по его мнению, нарушены его права, свободы или законные интересы, созданы препятствия к их реализации либо незаконно возложена какая-либо обязанность.

Законодательство Российской Федерации о таможенном деле предусматривает возможность досудебного и судебного обжалования решений, действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц. В соответствии с положениями п.2 ст.37 311-ФЗ подача жалобы на решение, действия (бездействие) таможенного органа или его должностного лица в таможенные органы не исключает одновременной или последующей подачи жалобы аналогичного содержания в суд. Вместе с тем, обращение в суд и принятие жалобы судом либо вынесение по ней решения является в соответствии со ст.44 311-ФЗ одним из оснований для отказа в рассмотрении жалобы таможенным органом.

Преимущества ведомственного порядка обжалования очевидны. Процедура ведомственного обжалования спорного вопроса рассчитана на оперативное рассмотрение конкретных обстоятельств, профессиональное принятие по ним решений, что, в основном, предотвращает последующие обращения лиц в судебные органы. Подтверждением полноты проведения проверки по жалобам лиц и обоснованности принятия решений по ним может служить то обстоятельство, что по результатам пересмотра решений по жалобам, вынесенных таможней в 2013-первом полугодии 2014 года, судом и вышестоящими таможенными органами не отменено ни одного решения.

Жалоба на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица может быть подана в течение трех месяцев со дня, когда лицу стало известно или должно было стать известно о нарушении его прав. Но даже если лицо пропустило этот срок, жалоба может быть принята к рассмотрению при условии указания уважительных причин. Жалоба в таможенный орган подается в письменной форме и должна быть подписана обратившимся лицом. При этом необходимо указать наименование таможенного органа либо фамилию, имя, отчество должностного лица, чье решение, действие (бездействие) обжалуется, существо обжалуемого решения, действия (бездействия). Обратившимся лицам нужно знать, что срок рассмотрения жалобы составляет один месяц. В исключительных случаях этот срок продлевается, но о его продлении обратившееся лицо в обязательном порядке уведомляется.

Важным элементом в вопросе обжалования решений, действий (бездействия) должностного лица таможни либо таможенного поста является механизм упрощенного порядка рассмотрения жалоб. Суть его состоит в том, что любое лицо вправе обратиться с жалобой на должностное лицо к вышестоящему в порядке подчиненности должностному лицу таможенного органа. Плюсом такого обращения является то, что жалоба будет рассмотрена безотлагательно, а решение принято незамедлительно. Однако необходимо учитывать, что упрощенный порядок обжалования применим лишь в случаях незаконных решений, действий должностных лиц таможенных органов в отношении перемещаемого через границу товара стоимостью не более 1,5 миллионов рублей, либо одного транспортного средства. Упрощенный порядок обжалования способствует оперативному разрешению проблем, возникающих при совершении таможенных операций. Однако избрание заинтересованным лицом упрощённого порядка обжалования не лишает его права обжалования решения, действия (бездействия) должностного лица таможенного органа в общем порядке, предусмотренном главой 3 311-ФЗ.

Фактором, способствующим реализации поставленных перед таможенными органами задач, является повышение эффективности деятельности по осуществлению ведомственного контроля законности и обоснованности принимаемых таможни в сфере таможенного дела как механизма досудебного урегулирования споров, проведение системного контроля, обеспечивающего своевременное выявление неправомерных решений, активизация работы по выявлению причин и условий, способствующих принятию незаконных решений, совершению неправомерных действий (бездействия) и принятию мер, направленных на их устранение. Механизм ведомственного контроля позволяет таможенным органам обеспечивать соблюдение таможенного законодательства, своевременно пресекать нарушения прав лиц и государства, устранять вредные последствия незаконных решений. Вышестоящий таможенный орган принимает предусмотренные законом меры в отношении неправомерных действий или бездействия нижестоящих органов или нижестоящих должностных лиц.

Функциональные подразделения таможни в рамках ведомственного контроля постоянно анализируют законность и правомерность принятия решений, совершения действий (бездействия) подчинёнными таможенными постами и их должностными лицами. Эта работа призвана предупредить нарушения таможенного законодательства как со стороны участников внешнеэкономической деятельности и лиц, перемещающих товары и транспортные средства через таможенную границу, так и со стороны должностных лиц таможни.

Проект «Виртуальная таможня» создан при участии Корпорации EMCTC.
© 1998-2023 Виртуальная таможня России. Все права сохранены.