В начале 2013 года вступил в силу приказ ФТС России от 24.07.2012 №1490 «Об утверждении Временного порядка обмена электронными документами и сведениями при совершении таможенных операций и проведении таможенного контроля в отношении железнодорожных составов и товаров, убывающих с таможенной территории Таможенного союза», в соответствии с которым на объектах пилотной зоны Северо-Западного таможенного управления осуществляется прием и использование электронных пакетов документов при регистрации сообщений об убытии товаров и транспортных средств на железнодорожных пунктах пропуска. Рассказать, как идет реализация данного приказа в регионе деятельности Карельской таможни, мы попросили ВрИО первого заместителя начальника Карельской таможни по таможенному контролю Янину Малиновскую.
- Янина Владиславовна, для чего вообще создавался проект и какая роль в нем отведена Карельской таможне?
- Пилотный проект был разработан Федеральной таможенной службой для сокращения сроков совершения таможенными органами операций, связанных с осуществлением государственного контроля в железнодорожных пунктах пропуска. В него был включен таможенный пост ЖДПП Люття Карельской таможни. Проект подразумевает обмен электронными документами и сведениями при совершении таможенных операций и проведении таможенного контроля в отношении железнодорожных составов и товаров, убывающих с таможенной территории Таможенного союза.
- В отношении каких товаров применяется данный проект?
- В Карельской таможне пилотный проект применяется в отношении товара «окатыши железорудные», отправителем которого является ОАО «Карельский окатыш». С начала проекта – апреля 2013 года – было оформлено более семисот железнодорожных составов с железорудными окатышами, из них на более чем пятьсот составов была предоставлена информация, удовлетворяющая требованиям проекта. Это около 70 процентов от общего количества поездов.
- Возникали ли какие-либо проблемы в ходе реализации проекта?
- Хотя непосредственно перед запуском проекта, в марте 2013 года, была проведена работа со специалистами и СЗТУ и ЦИТТУ – для обеспечения работоспособности порядка обмена документами, тем не менее, проблемы с обменом возникали. В основном это технические вопросы, которые решаются в рабочем порядке.
- Вы говорили об убытии товаров с таможенной территории Таможенного союза. Касается ли пилотный проект товаров, прибывающих на территорию Таможенного союза?
- Начиная с середины мая 2013 года в КПС «ЖДПП» реализуется технология, утвержденная приказом ФТС России от 11.03.2013 №444 «Об утверждении Временного порядка обмена электронными документами и сведениями в электронном виде при совершении таможенных операций и проведении таможенного контроля в отношении железнодорожных транспортных средств и товаров, прибывающих на таможенную территорию Таможенного союза». Объектом пилотной зоны также стал ТП ЖДПП Люття. Товаром является глинозем, отправитель которого - Рауанхеимо АБ, а получатель - «НАЗ-СУАЛ». С момента вступления в силу данного приказа через железнодорожный пункт пропуска Люття ввозилась всего одна партия глинозема в мае 2013 года.
- После года реализации проекта – можно ли сказать, что прохождение товаров через границу при использовании новой технологии проходит быстрее, чем при обычной схеме?
- По состоянию на апрель 2014 года время совершения операций, в отношении которых в полном объеме были представлены документы в электронном виде, составило 43 минуты на железнодорожный состав из 60 вагонов – раньше это занимало 1,2 часа.
- Если подвести промежуточные итоги пилотного проекта – что можно в целом сказать об использовании новой технологии по обмену электронными документами и сведениями?
- Цифры говорят сами за себя. Учитывая, что сейчас время оформления состава сократилось более чем на 40 процентов, можно говорить об ускорении оформления грузов на границе и, соответственно, о преимуществе нового порядка обмена электронными документами и сведениями при совершении таможенных операций и проведении таможенного контроля в отношении железнодорожных составов и товаров, убывающих с таможенной территории Таможенного союза, и прибывающих на таможенную территорию Таможенного союза.