АБВГДЕЖЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЭЮЯ
НАВИГАЦИЯ

Замглавы МЭР Владимир Ильичев: Более половины внешней торговли РФ приходится на неприсоединившихся к санкциям членов ВТО

22.02.2023
Замглавы МЭР Владимир Ильичев: Более половины внешней торговли РФ приходится на неприсоединившихся к санкциям членов ВТО

Санкции затронули около 20% экспорта и импорта страны, рассказал в интервью «Российской газете» заместитель министра экономического развития Владимир Ильичев. Но сложившаяся ситуация подстегнула расширение сотрудничества со многими странами. По его словам, Россия готовит соглашения о зонах свободной торговли с Ираном, Египтом, ОАЭ, Индонезией. Несмотря на сложный геополитический фон, отстаивать интересы российского бизнеса удается на площадке Всемирной торговой организации (ВТО). Владимир Евгеньевич, наша страна с 2014 года декларирует поворот на Восток. Однако с точки зрения объемов экспорта-импорта страны Запада остаются одними из основных партнеров. В условиях санкционного давления с их стороны Россия вынуждена искать новые рынки сбыта и поставок. Как идет переориентация экспорта? Владимир Ильичев: Санкции напрямую затронули примерно 23% экспорта и 18% импорта. Закрытие западных рынков повлекло за собой снижение объемов торговли. Прежде всего, с Евросоюзом и США. Однако это также спровоцировало всплеск мировых цен на энергоносители и привело к обратному эффекту для самих инициаторов санкций. Ведь многие из них импортируют нефть и нефтепродукты, природный газ и уголь. Именно этим объясняется увеличение стоимостных (не физических) объемов товарооборота с западными странами.

Тем не менее в структуре российской торговли доля недружественных стран сокращается (45% в 2022 г. против 55% годом ранее). Это говорит об успешной переориентации экспорта. Российский бизнес довольно быстро адаптировался к новым условиям и наладил цепочки поставок и каналы сбыта продукции. Уже сейчас больше половины нашей торговли приходится на дружественные страны. Среди них - Китай, Индия, Турция, и, конечно же, ЕАЭС. Союз для нас по-настоящему перспективный рынок (180 млн человек), который работает по наднациональным правилам, что сильно упрощает вход для российских компаний. Видим большой потенциал в торговле с Ираном, ОАЭ, другими странами Ближнего Востока, государствами Юго-Восточной Азии, Северной Африки, Латинской Америки. При этом поворот на Восток не означает, что мы закрываем «окно в Европу». Нерационально полностью отказываться от западных рынков. В третьем квартале 2022 года даже без учета поставок энергоносителей на недружественные страны приходилось порядка 25% нашего экспорта, из них 16% - экспорт в ЕС. А это все-таки рабочие места и зарплаты в России.

Кстати, прошедшие в прошлом году встречи на высоком уровне показали, что большинство партнеров готовы выстраивать работу с Россией, поскольку ставят важность устойчивого экономического развития и благополучие своих граждан выше геополитических разногласий. Напомню, в 2022 году президент РФ Владимир Путин провел более 70 встреч с главами иностранных государств, главами правительств и руководителями международных организаций. Хорошо, новые партнеры найдены, но должна быть налажена логистика и взаимные расчеты, иначе торговля не состоится. Что делается в этом направлении? Владимир Ильичев: Перестройка транспортных и логистических маршрутов требует инвестиций. А инвесторам, в свою очередь, нужны предсказуемые условия. Здесь мы серьёзно продвинулись, перезапустив механизмы инвестцикла - эту работу вели под руководством первого вице-премьера Андрея Рэмовича Белоусова. Теперь нужно сосредоточиться на создании условий для наших инвесторов, которые готовы работать за рубежом. Новые рынки - это ещё и смена платежных систем, как вы верно заметили. Мы с коллегами регулярно проводим консультации с иностранными партнёрами, отрабатываем схемы расчетов. Особенно на пространстве ЕАЭС, где взаимные расчеты всё больше осуществляются в нацвалютах.

Лидеры ШОС на саммите в сентябре 2022 года утвердили дорожную карту по постепенному увеличению доли расчетов в нацвалютах. Создана специальная экспертная группа из представителей центральных банков ШОС, которая сейчас ведет работу. За последний год неоднократно звучало, что Россия не будет закрываться и намерена выполнять все взятые на себя обязательства. Что это означает на практике? Владимир Ильичев: Это означает, что Россия - открытая миру рыночная экономика. Более половины внешней торговли РФ приходится на членов ВТО, которые не присоединились к санкциям. Сотрудничество с ними по-прежнему базируется на взаимных международных обязательствах. Еще одно подтверждение «открытости» - активная работа по заключению соглашений о зонах свободной торговли. В завершающей стадии находятся переговоры с Ираном. В этом году рассчитываем подписать соглашение. К концу года планируем выйти на финальные договоренности с Египтом. Одновременно у нас запущены новые треки по заключению соглашений о свободной торговле с ОАЭ и Индонезией.

Таким образом наши партнеры заинтересованы в российском рынке и расширении торговли с нами. Мы, в свою очередь, пытаемся сделать её максимально удобной. Например, 0упростили таможенные процедуры, контроль документов, приоритетное таможенное оформление отдельных товаров, ускорили выдачу классификационных решений. Также разработан национальный механизм тарифной льготы для беспошлинного ввоза товаров под инвестпроекты. Еще ввели временные нулевые импортные пошлины на товары «критического» импорта: сырье, материалы, технику, оборудование. Это решение оказало поддержку экономике на 107 млрд рублей. А за счет устранения 31 ограничительной меры от иностранных государств в отношении российских товаров за 2022 год было сохранено порядка 1,3 млрд долларов экспорта. Это коснулось, например, поставок стального проката в Индию и фосфорных удобрений во Вьетнам. При этом мы поддержали не только бизнес, но и покупателей. Увеличили лимит стоимости товаров, приобретаемых в иностранных интернет-магазинах и маркетплейсах и ввозимых в посылках или экспресс-почтой - с 200 евро до 1000 евро. Это означает, что онлайн-покупки до 1 000 евро не облагаются таможенными пошлинами. Думаю, нам удалось удовлетворить потребительский спрос, поскольку наши граждане активно пользовались новой возможностью. С марта 2022 года количество не облагаемых пошлиной посылок превысило 1 млн 700 тыс.

Минэкономразвития курирует работу межправкомиссий с иностранными государствами. Эти площадки помогают продвигать интересы российской экономики? О чем удалось договориться? Владимир Ильичев: Да, это рабочий инструмент, которые себя хорошо зарекомендовал. Например, на межправкомиссии с Лаосом договорились о предоставлении гарантий, что страна не будет задерживать российские самолеты в аэропортах по требованию третьих стран. В результате уже в октябре 2022 года авиакомпания «Уральские авиалинии» запустила прямые рейсы между Владивостоком и Вьентьяном. А с Мьянмой договорились о новых совместных проектах в гидроэнергетике, наметили планы по восстановлению прямого авиасообщения, налаживанию приема карт «Мир» в банковской инфраструктуре. Это привлечет в Мьянму тысячи российских туристов и инвесторов. У российского бизнеса огромный интерес к этой стране. В составе делегации в Мьянму на межправкомиссию прибыло более 100 представителей российских компаний. По итогам встречи было подписано 4 меморандума о сотрудничестве, в том числе, в сфере энергетики и информационной безопасности.

Замглавы МЭР Владимир Ильичев: Более половины внешней торговли РФ приходится на неприсоединившихся к санкциям членов ВТО

Сегодня Минэкономразвития курирует деятельность 117 межправительственных комиссий. По сути это 117 «единых окон» в нашу страну, через которые иностранные партнеры - отраслевые ведомства, частный бизнес, институты развития - могут реализовать весь потенциал сотрудничества с Россией. Здесь важно понимать, что заседания МПК, традиционно привлекающие внимание прессы, - лишь «верхушка айсберга», который состоит из кропотливой повседневной работы - сначала подготовки, а затем исполнения решений глава межправкомиссий. Вызовы 2022 года позволили нам перезапустить всю систему, сконцентрировав усилия на переориентации экспорта и импорта на рынки дружественных и нейтральных стран. В работе межправкомиссий определено 15 «сквозных» задач по 7 тематическим блокам - транспорт, сельское хозяйство, энергетика, финансы, торговля и инвестиции, промышленность и климатические проекты. Общая цель - формирование благоприятных условий для внешней торговли в новых условиях. Особенно что касается безопасной системы расчетов по экспортно-импортным операциям, выстраивания новых логистических цепочек, «прокладке» транспортных коридоров. А для каждой задачи в 34 нейтральных странах определили KPI. Так сможем не только выявлять проблемные точки во внешнеэкономических отношениях с конкретной страной, но и оценивать эффективность работы межправкомиссий. Кстати, среди их задач - помогать российскому бизнесу выходить на иностранные рынки.

Наших предпринимателей не притесняют в незападных странах? Владимир Ильичев: Конечно, нет! Наоборот, открыты к сотрудничеству. Например, российские компании по разработке нефтегазовых месторождений успешно действуют во Вьетнаме, Индонезии и Мьянме. Продвигаем наши ядерные технологии, как в неэнергетической сфере (ядерная медицина, центры ядерной науки и технологий), так и в энергетической. Особое внимание с конца прошлого года - развитию туризма. Еще до передачи полномочий в этой сфере мы продвигали эту тему во внешнеэкономической повестке, например, на саммите АТЭС в Таиланде. Многие страны Юго-Восточной Азии привлекают российских туристов. И мы пытаемся упростить их отдых. Например, возобновили прямые рейсы в Таиланд в конце октября прошлого года. Благодаря этому тысячи россиян отправились на любимые курорты Пхукета и в Бангкок. Среди задач этого года - расширение географии прямых рейсов из России, договоренности о расчетах в странах АСЕАН посредством платежной системы «Мир» или альтернативными способами.

Из стран Латинской Америки и Карибского бассейна хочу выделить Кубу, которая остается надежным партнером России. Минэкономразвития совместно с Координационным центром Правительства России при участии представителей профильных ведомств и делового сообщества сформировало перечень преференций и предложений по мерам поддержки российского бизнеса. Они были одобрены кубинской стороной. Уверен, это придаст импульс развитию инвестиционных проектов на Кубе. Большое значение приобретает африканское направление. Африка сегодня - очень перспективный, развивающийся регион. Прежняя модель наших экономических связей с африканскими странами требует серьезного переосмысления. Сейчас мы с бизнесом разрабатываем инструменты поддержки российских компаний на рынках Африки. Одновременно готовимся к экономическому форуму «Россия - Африка», который состоится в июле этого года в Санкт-Петербурге. Не возникнет ли у наших экспортеров соблазна ориентироваться, в первую очередь, на внешние рынки? Как это скажется на внутренних ценах?

Владимир Ильичев: Мы балансируем внутренний рынок за счет корректировки экспортных пошлин и нетарифных мер таможенного регулирования. Вот к примеру рынок зерновых культур: пшеницы, ржи, ячменя и кукурузы. Уже второй год у нас работает механизм «зернового» демпфера, предусматривающий «плавающую» ставку экспортной пошлины. Берем 70% от разницы между среднемировой и базовой ценами, и таким образом предотвращаем перенос колебаний мировых цен на зерно. на внутренний рынок. В дополнение к демпферу у нас работает механизм тарифного квотирования экспорта пшеницы, ржи, ячменя и кукурузы. При превышении экспортерами установленного объема вывоза начинает работать «запретительная» экспортная пошлина. Всё это позволяет обеспечивать внутренние потребности в зерновых до начала уборочной кампании, не допускать дефицита товаров в российских магазинах. Аналогичным образом регулируется рынок удобрений и лесоматериалов. Несмотря на то что от ряда политиков в последнее время звучали призывы выйти из ВТО, Минэкономразвития неизменно подчеркивало важность продолжения участия России в этой организации. Какие на сегодня основные плюсы в сохранении членства? Считаете ли Вы целесообразным и перспективным обсуждение на площадке ВТО антироссийских санкций, которые негативно влияют на состояние всей мировой торговли?

Владимир Ильичев: ВТО - это правовой фундамент для внешней торговли России. Выход из организации был бы воспринят бизнесом, включая иностранные компании из дружественных стран, как сигнал к тотальному изменению правил игры на внутреннем и внешних рынках. Какие плюсы? Как члену ВТО, России доступны её инструменты по борьбе с дискриминацией на рынках третьих стран. Как в досудебном порядке, так и через механизм разрешения споров ВТО. Антироссийские санкции - не исключение. Речь не только о работе с «точечными» мерами, но и о продвижении антисанкционной повестки в рамках реформы ВТО. Так, например, мы продвигаем свою позицию по сужению «серых зон» в праве ВТО, которые позволяют «санкционерам» оправдывать свои, очевидно, протекционистские меры. К тому же, ВТО остается безальтернативной площадкой для выработки глобальных правил международной торговли. Несмотря на трудности коммуникации с развитыми странами, по итогам прошлого года нам удалось добиться учета российских интересов во всех финальных договоренностях в рамках министерской конференции - это и рыболовные субсидии, и упрощение поставок сельхозпродукции, и электронная торговля, и реформа ВТО.

Если Россия выйдет из ВТО, мы лишимся возможности влиять на процесс выработки международных правил торговли, которые и без того подвергаются серьезной «эрозии». Следующая конференция ВТО запланирована на февраль 2024 года, и мы уже активно к ней готовимся.

Проект «Виртуальная таможня» создан при участии Корпорации EMCTC.
© 1998-2023 Виртуальная таможня России. Все права сохранены.